Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мулинцева Любовь Михайловна

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Развитие речевой деятельности

дошкольников в организации педагогического процесса»

Цель семинара: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи: активизировать лексический запас педагогов, выполняя речевые и практические задания; побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития

дошкольников.

Ход семинара.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения

культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Практикум.

Предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды. У каждого участника

семинара на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве).

Участникам игры необходимо разделиться на две команды:

1 команда «Гласные буквы» и 2 команда «Согласные буквы».

1 Разминка «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай».

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения.

(Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

5. Кукарекает спросонок милый, добрый… (петух).

6. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… (белка).

7. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... (корова).

8. Кружевную паутину сплел искусно... (паук).

9. В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я … (рыба).

10. Меж коряг устроил домик, шар колючий - добрый… (ёжик).

2 «Ассоциации».

(Балл отдаётся команде, которая назовёт больше правильных слов).

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (воздушный шар, лимон, солнце, цветок, лампа).

Сладкий и легкий – (сладкая вата, вишня, безе, запах, победа).

3 «Составь мнемотаблицу для заучивания четверостишья».

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение);  

(Балл отдаётся той команде, которая наиболее близко к тексту составит мнемотаблицу).

Четверостишья для мнемосхем:

  • Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые,

Ромашки, ромашки словно как живые.

  • В огороде много гряд, тут и репа и салат.

Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?

Наш зелёный огород,

Нас покормит круглый год!

4 Игра «Шкатулка со сказками».

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 1-2 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

(Балл присуждается команде в сказке которой будет завязка, развитие сюжета и логическая концовка сказки).

5 «Скороговорки».

Необходимо всем вместе произнести скороговорку быстро и слаженно 2 раза подряд, на подготовку дается 3 минуты.

(Жюри отдаёт балл команде, которая лучше справилась с заданием).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

• Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

5. «Найдите похожие по звучанию слова».

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. (Чья команда быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл).

Спички – синички

Врач – мяч

Значок – крючок

Ключи – кирпичи

Стол – пол

Халат – салат

Елка – иголка

Белка – стрелка

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо

Огурец – продавец

Дворец – певец

Пирог – творог

Ворона – корона,

Топор – забор

Нора – дыра.

Подведение итогов: жюри подсчитывает баллы и объявляет результат. Команда - победитель награждается аплодисментами.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает; не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

Безусловно, знание требований и компонентов предъявляемых к

профессиональной речи педагога, их соблюдение и постоянное совершенствование – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса

Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».        ...

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Семинар- практикум для воспитателей ДОУ по развитию речевой деятельности дошкольников....

"Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса при подготовке к обучению в школе"

Выступление на методическом объединении детского сада № 56 ОАО "РЖД" по теме "Специфика взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе работы учреждения по поликультурному воспит...

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса».

Цель семинара:• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.Задачи:1. Разви...

семинар практикум по развитию речи "Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса"

семинар практикум для педагогов разработан с целью повысить профессиональную компетентность в данном вопросе и напомнить нескучные методы и приемы работы с детьми над составлением рассказов по картина...