Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания
консультация (старшая группа) на тему

Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Но если искусство, как социально-образный компонент цивилизации, создано самим человеком и поэтому более управляемо и соответственно, защищено, то окружающий мир, особенно красота живой природы, очень хрупкая субстанция и нуждается в постоянном внимании и заботе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_izo.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

   

Консультация для педагогов

«Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУ МО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                         

2014

 Ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него красоты окружающего мира  и искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Но если искусство, как социально-образный компонент цивилизации, создано самим человеком и поэтому более управляемо и соответственно, защищено, то окружающий мир, особенно красота живой природы, очень хрупкая субстанция и нуждается в постоянном внимании и заботе. Чего греха таить, очень часто предметом созерцания человека и особенно ребёнка, является не прекрасный природный ландшафт, а мусорные кучи вдоль дорог, сломанные и сгоревшие деревья, загаженные водоёмы и т.д. И если взрослый человек знает, что бывают и другие варианты природного пейзажа, то ребёнок, не обладая социальным опытом, и не имея возможности сравнить  увиденное с чем-то более позитивным, может воспринимать это, как нормальное обыденное явление. Тогда о каком эстетическом восприятии может идти речь? Поэтому мировая педагогическая наука и практика давно и настойчиво предлагает уже в раннем детстве формировать у детей представление о природе как живом организме, бережное и заботливое отношение к ней. Формирование «культуры творческой личности», по мнению А.В.Бакушинского, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. И именно мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

   Для продуктивной работы в данном направлении целесообразно решать следующие задачи:

  1. Формирование у ребёнка ощущения себя частью природы, готовности почувствовать  «боль» и «радость» живых существ и стремление заботиться о них.
  2. Накопление слоя впечатлений посредством восприятия красоты живой природы.
  3. Создание творческого продукта как способа самореализации в изобразительной деятельности.

 Особенности организации процесса восприятия

   Природа богата своим многообразием, ей подвластны различные стихии, она способна целесообразно изменять окружающую нас действительность, устанавливать порядок и гармонию. Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатлённых художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Непременное условие при этом – хорошее качество показываемых на занятиях репродукций, их художественность. Зрительный ряд должен пробуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали. Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить заинтересовавшую его вещь, внимательно её изучает, «ощупывает глазами». При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведения искусства. Психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения – цвет, линия, пятно, объём, пространство и т. п. – как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию. Не следует спешить объявлять детям название произведения. Можно дать детям самим придумать название. Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников.  Удивление, возникшее у ребёнка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнений и сопоставлений реального объекта с нереальным, определяет значимость вещи, её эстетическую ценность. Так, в сознании ребёнка постепенно в сознании ребёнка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые художник использует в процессе реализации своего замысла.

   Наблюдения на прогулке связываются в сознании ребёнка с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Особенно полезно знакомить детей с природой родного края. Гуляя с детьми на улице, можно собрать с детьми коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки и т.п.), сделать серию набросков и зарисовок, наблюдать за поведением птиц и т.п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия. С детьми разных возрастных групп можно провести занятие в живом уголке, а для подготовительной группы организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музеи, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые животных и растений и т.п. Определённый интерес у детей вызывает рассматривание  или создание построек из снега и льда, т.к. наблюдение за разными состояниями воды в природе способствует появлению у детей интереса к исследовательской деятельности. Если нет возможности выйти с детьми на улицу или провести экскурсию в музее, то можно показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров. Сменяющиеся  на экране красивые цветные изображения не оставят детей равнодушными, малыши активно подключатся к обсуждению, свои суждения будут выстраивать на основе личных впечатлений об увиденном.

Показывая на занятиях свои авторские работы, педагог-художник ведёт с детьми диалог более эмоционально, делится с ними ощущениями и чувствами, которые испытал сам во время съёмки или пленерных зарисовок. Дети воспринимают авторские работы педагога с особым настроением, что помогает формировать образ наставника – настоящего художника, профессионала.

Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся с игровыми действиями дошкольников. Весьма эффективными могут оказаться игра в «живые картинки» и создание ситуации «мнимого присутствия в картине». Методы 2замещения» и «путешествий», работа «в предполагаемых обстоятельствах», использование элементов пантомимы и театрализации внесут в занятие моменты занимательности, будут способствовать осмыслению содержательного пафоса изобразительного образа.

Итак, наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, и т. д.)  поможет ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.

 

   

Консультация для педагогов

«Изобразительная деятельность как средство экологического воспитания»

 

                                                                                                                                                         Подготовила:

Воспитатель          

МАДОУМО г.Нягань

                                                                           «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                         

2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».

Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность  в детском саду....