План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)
план-конспект занятия ( группа) на тему

Архипова Светлана Николаевна

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_s_gryadki.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ
(осеннее развлечение для детей старшей
подготовительной группы)

Цель: познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка).

Задачи: воспитание таких качеств, как уважение и почитание старших; приобщение к традициям и обычаям своего народа.

Необходимые для мероприятия атрибуты: корзина с овощами; клубочки шерстяных ниток (для игры “Смотай клубочек”); бутафорские дрова (для игры “Сложи поленицу дров”); вышивки крестом, гладью – для ознакомления детей с народным прикладным творчеством; куколки-обереги – сувениры для ребят; предметы домашнего обихода крестьян – для оформления места выступления.

Рекомендации.

Ребята приходят в гости к много пожившим и повидавшим на своем веку пожилым людям, которым есть что рассказать. Речь дедушки Ивана и бабушки Пелагеи “пестрит” различными шутками-прибаутками, пословицами и поговорками, то есть максимально приближена к разговорной речи жителей сельской местности. Беседа с пожилой четой дает возможность ребятам теснее соприкоснуться с культурой и бытом своих предков и прочувствовать происходящее на эмоциональном уровне.

Детей необходимо заранее подготовить к предстоящему мероприятию. Они должны знать пословицы и поговорки о труде, трудолюбии и об умении и мастерстве, а также понимать их значение; иметь представление о том, что такое “поленица”, “лучина”, “крестьянин”, “оберег”, так как эти слова упоминаются в беседе. Если ребенку непонятен смысл этих слов, вряд ли его заинтересует само действие. Каждый из присутствующих на данном мероприятии ребенок должен быть активным участником действия, а не только зрителем. В этом случае не может быть и речи о каких-либо воспитательно-педагогических целях и задачах.

Перед развлечением (за день до него) воспитатель в группе беседует с детьми о том, что быстро и совсем незаметно осень вступает в свои права. Это можно заметить по таким признакам, как… (дети перечисляют: стало холодней, желтеют и опадают листья на деревьях, солнце светит уже не так ярко, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края и т. п.). Воспитатель рассказывает ребятам об осенних народных приметах, например, в старину про август говорили:

  • разносол, густоед, жнивень;
  • на зимний стол август готовит разносол;
  • что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

А вот октябрь называли “листопад”, “грязник”, “свадебник”. Осенью, после сбора урожая, когда крестьяне управлялись со всеми своими делами и заботами, устраивались праздничные посиделки, вечеринки. В праздники было принято веселиться от души, в гости ходить и к себе приглашать.

Воспитатель, приглашая ребят в гости, говорит: “Вот и мы с вами завтра отправимся в гости к Ивану Захаровичу и Пелагее Петровне, они-то нам и расскажут, как раньше в старину праздники отмечали”. Попутно воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как надо себя вести в гостях; проводится небольшая беседа на данную тему.

Сценарий

Действующие лица:

Ведущий – воспитатель.

Дедушка Иван Захарович, Бабушка Пелагея Петровна – взрослые.

Участники фольклорной группы – дети старшей подготовительной группы.

Дети, одетые по-праздничному, входят в зал, украшенный под деревенскую избу. В ней имитация русской печи, возле которой стоит ухват, рядом обеденный стол, накрытый праздничной скатертью, на нем стоит самовар. Рядом лавка, на которой стоит небольшая корзиночка с рукоделием, на стене висят вышивки (полотенца, коврики и т. п.).

Звучит русская народная мелодия. Навстречу гостям выходят Иван Захарович и Пелагея Петровна, одетые в праздничные крестьянские одежды.

Пелагея Петровна. Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Проходите, проходите, устраивайтесь поудобнее.

Иван Захарович. Проходите, ребятки, не стесняйтесь! Чувствуйте себя, как дома, но… (поднимает указательный палец вверх) не забывайте, что в гостях.

Ведущая. Здравствуйте, Пелагея Петровна и Иван Захарович!

Дети. Здравствуйте!

Старики. Здравствуйте, ребятки!

Ребята рассаживаются на заранее приготовленные места.

Ведущая. Вот зашли вас проведать и узнать про здоровье ваше…

Дед Иван. Спасибо за внимание и уважение. Здоровье у нас с бабушкой хорошее, чего и вам желаем.

Ведущая. Иван Захарович, Пелагея Петровна! Хотелось бы мне, чтобы рассказали вы ребятам о том, как раньше жилось в старину, какие песни пелись, как праздники праздновались…

Бабушка Пелагея. Ох-хо-хо, сколько годков уж прошло… (Вздыхает.) Летит время: без ног оно и без крыльев оно, не видно его и не слышно его. Ох, и быстро летит, и никак не догонишь его…

Дед Иван. Ну что же, расскажем, почему не рассказать.

Бабушка Пелагея. Вы, ребятки, дедку моего послушайте, а я пока за пирогами пойду присмотрю, кабы не подгорели, да чай на стол соберу. Какая беседа без чая-то…

Уходит. Дед, откашлявшись, начинает свой рассказ.

Дед Иван. Жилось в старину весело, хоть и тяжело…

Ведущая. Почему, Иван Захарович, тяжело жили?

Дед Иван. Так родился я в крестьянской семье. А крестьянам жилось нелегко. Они много работали, чтобы прокормить себя: вставали задолго до рассвета, землю пахали, сеяли, урожай убирали, за скотиной ухаживали, сено для нее на зиму запасали, корма, значит. Дел у крестьянина куча, всего за день не переделать. А еще дровец на зиму успеть запасти, обувку теплую подготовить, домишко свое подправить да мало ли еще чего, всего не перескажешь. В те времена русский мужик полностью зависел от своего труда. Даже поговорка была такая, может, и вы ее слышали: “Как потопаешь, так и полопаешь”, вон как!

Но зато после всех забот, а бывало это обычно осенью, когда весь урожай собран, устраивались и праздники. Собирались в складчину у кого-нибудь в избе и гуляли, отдыхали от трудов тяжких. Веселье полным ходом – шутки-прибаутки, как горох, так и сыпались ото всех углов. А уж под балалайку так отплясывали, что земля ходуном ходила под ногами…

Исполняется танец-картинка. Участники фольклорной группы изображают народное гулянье: девушки вытаскивают в круг балалаечника, дают ему в руки балалайку, он играет, пары танцуют кадриль. Музыка звучит в записи.

Дед Иван. Да… так оно и было. И без загадок не обходилось, одна мудренее другой (обращается к детям). А что, ребятки, вы загадки-то любите разгадывать? (Дети отвечают.) Ну-ка, посмотрю, как вы с ними справитесь (хитро подмигивает). Загадки ведь мои не простые…

Все мои загадки выросли на грядке.

Я корзинку в руки взял

И загадки те собрал.

Кто из вас их отгадает,

Тот со мною поиграет!

Из-за печи достает корзину, наполненную овощами. Ставит ее на стол. Загадывает загадки. Если ребята затрудняются с ответом, дед Иван своими подсказками наводит ребят на правильный ответ.

Загадки с грядки

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Алый сапог в земле горит. (Свекла.)

Ни шит, ни кроен,

А весь в рубцах.

Без счету одежек

И все без застежек. (Кочан капусты.)

Ни окон, ни дверей –

Полна горница людей. (Огурец.)

Мы этот овощ жарим,

И, конечно, варим.

Добавляем в суп и в щи,

Обожаем пирожки.

А еще, как я слыхал,

Из него хорош крахмал. (Картофель.)

А вот этот овощ витаминами богат.

Улучшает он здоровье во сто крат! (Лук.)

Иван Захарович (показывая на корзину). Да, нынче славный урожай уродился! Всего вдоволь, можно теперь и зиму зимовать, не пропадешь! (Обращается к детям.) А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои поразгадывали. Делать нечего, раз обещал, давайте поиграем.

Я знаю игру одну старинную, в нее со своими друзьями играл, когда еще мальцом бегал. Называется эта игра “Не лезь, заяц, в огород!”.

Игра “Не лезь, заяц, в огород!”

Иван Захарович объясняет правила игры. Чертит вокруг себя большой круг. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей  корзины.

Иван Захарович. Значит, вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, “стережет” свой “огород”). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас –

Догони попробуй нас!

Вот теперь и поиграем. Я сторожу свой огород. Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю да в клетку посажу на исправление. Понятно?

Дети отвечают.

Иван Захарович закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть”  с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед Иван просыпается и пытается поймать воришек, также не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

При желании игру можно повторить, водящего при помощи считалочки выбирают из детей.

Задача водящего – сохранить свой “огород” и переловить всех зайцев.

Иван Захарович (продолжая свой рассказ). Вот так мы играли. А еще песни любили слушать. С ребятами притаимся и во все глаза смотрим, слушаем, как взрослые поют. Особенно мне припевки плясовые нравились, до чего веселые и задорные… (ударяет ногой о пол, припевая):

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

Батька лыка надерет –

Лапти новые сплетет.

– Эх, ребята! Подпевай!

Участники фольклорной группы, сменяя друг друга, исполняют русские народные плясовые припевки с движениями:

Прялку продам,

Веретенышко продам,

Гармонь куплю –

Плясать пойду!

Плясать пойду,

Головой тряхну –

Своими серыми глазами

Завлекать начну.

Я не тятькина,

Я не мамкина –

Я на улице росла,

Меня курица снесла.

Посылала меня мать

Загонять гусака,

А я вышла за ворота

И – давай плясака!

На дворе по лужку

Бегают утята.

А я с печки босиком,

Думала: ребята!

Дед Иван (пританцовывая). 

        Пойду плясать –

Дома нечего кусать:

Сухари да корки –

На ногах опорки! И-эх!

Звучит русская народная пляска “Барыня”. Дед Иван идет вприсядку по кругу, вовлекая детей в пляску. Ребята выполняют произвольные движения. Через некоторое время дед Иван, постанывая, держится за поясницу. Ребята заботливо усаживают его на скамейку, рассаживаются сами. Входит Пелагея Петровна, вытирая на ходу руки красиво вышитым полотенцем.

Пелагея Петровна. Чего ты, Иван Захарович, за спину держишься? Али опять твой радикулит проснулся?

Дед Иван (в смущении машет рукой). Проснулся, матушка. Плясать пошел вот с ребятами и радикулит свой разбудил (морщась от боли, потирает поясницу).

Пелагея Петровна (укоризненно покачивая головой). В наши-то годы уж и не до плясок…

Дед Иван. Ладно тебе, Пелагея Петровна, не ворчи. Ты мне скажи лучше, ты вот такой махонькой когда-нибудь была? (Кивает головой в сторону детей.)

Пелагея Петровна (недоуменно). Ну, была… А кто ж не был…

Дед Иван (хитро улыбаясь). Раз была, так докладывай,
в какие игры игралась? Ребята вот шибко интересуются.

Пелагея Петровна (в смущении теребит полотенце). Ну, коли так, слушайте, значит. Любила я с подружками хороводы водить, веночки плести…

В записи звучит русская народная хороводная мелодия. Пелагея Петровна вовлекает детей в танец, водит с ними хоровод, образуя “воротцы”, “змейку”. Далее дети рассаживаются по местам.

Пелагея Петровна (продолжает свой рассказ). Только нечасто удавалось мне с подружками хороводиться. Я все больше дома по хозяйству маме помогала. Ведь я в семье старшенькой была, помогала родителям как могла. За сестренками, братишками младшими присматривала, когда родители в поле работали, да по хозяйству что могла делала. В долгие зимние вечера садились мы с мамой около лучинушки рукодельничать. Папа около печи валенки подшивает, обувку какую чинит или игрушки ребятам малым вырезает. А мы с мамой вышиваем. Она меня и крестиком и гладью научила вышивать. Полюбила я с тех пор рукоделье. Как свободная минутка выдастся, я тут же за иголку. Вдену ниточку в нее – и ну узоры чудные вышивать. До сих пор храню работы свои.

Пелагея Петровна показывает вышитые полотенца, скатерти, салфетки и т. д.

Ведущая. Красота какая!

Иван Захарович. А знаете, ребятки, почему Пелагея Петровна рукодельница такая искусная? Да ведь родилась она как раз на Матренин день!

Ведущая. Слыхала я про такое (поясняет детям). Есть такая народная примета: если девочка родится на Матренин день, то есть 22 ноября, то быть ей искусной мастерицей что в шитье, что в вышивке.

Иван Захарович (с гордостью). У меня жена – мастерица, каких свет не видывал! Руки у нее золотые!

Ведущая (обращаясь к детям). Ребята, а вы поняли, почему Иван Захарович назвал руки Пелагеи Петровны золотыми? О ком в народе так говорят?

Дети (перечисляя). Об умельцах. Людях трудолюбивых, которые делают свою работу с любовью и большим мастерством…

Ведущая. Много пословиц и поговорок есть у русского народа о трудолюбии и мастерстве. Некоторые из них мы уже знаем, давайте их вспомним.

Р у с с к и е   н а р о д н ы е   п о с л о в и ц ы   и   п о г о в о р к и о мастерстве и трудолюбии:

  • Иглой да бороной деревня стоит.
  • Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.

Ведущая. Пелагея Петровна, а свои узоры на вышивках вы сами придумываете?

Пелагея Петровна. О, это не просто узоры. Это волшебные обереги. Издавна вышивали их на одежде, скатерти, полотенце с верой, что знаки эти оберегут человека и его дом от бед и несчастий, болезней разных. Вот и вам, ребятки, я хочу подарить на память маленькие обереги, своими руками с любовью сделанные. (Берет с лавки корзиночку с рукоделием, показывает ребятам.)

Эти маленькие куколки из ниточек прядильных когда-то в старину делались бабушками да матерями своим деткам малым, чтобы оберегали они покой, здоровье и сон малыша. Пусть мои маленькие куколки принесут вам удачу, здоровье и счастье.

Звучит русская народная мелодия. Пелагея Петровна подходит к каждому ребенку и одевает ему на шею небольшую куколку-оберег из ниток на цветной тесьме.

Пелагея Петровна. Ой, гости мои дорогие! Засиделись мы, заговорились, а ведь пироги-то давно стынут, вас дожидаючи. Милости просим к столу нашему. Как говорится, чем богаты, тем и рады. Проходите да угощайтесь!

Иван Захарович. И медку моего отведайте, с пасеки моей. Все свое, натуральное. Разговоры разговорами, а про чай, как любит говорить моя Пелагея Петровна, забывать нельзя. У русского народа вся сила в этом самом чае да в беседах задушевных…

Ребята рассаживаются за столом, пьют чай с пирогами, ватрушками, медом, вареньем. Хозяева расспрашивают детей об их жизни, рассказывают про свое хозяйство и т. п. Если дети не очень утомлены, можно предложить поиграть в игры. Например, дед Иван просит ребят помочь ему по хозяйству: наколотые дрова необходимо собрать и сложить в аккуратную поленицу. Можно устроить командное соревнование. Перед каждой командой одинаковое количество дров, которые нужно перенести в определенное место и быстро, аккуратно сложить.

Бабушка Пелагея может предложить девочкам поиграть в “Смотай клубочек”. Две девочки наперегонки сматывают нить одинаковой длины в клубочки. Кто быстрее управится, тот и выигрывает. Или кто правильно и четко из детей выговорит скороговорку. Например:

  • Ткет ткач ткани

  На платки для Тани.

  • Кукушка кукушонку

  Сшила капюшон и т. д.

В конце ведущая благодарит от имени ребят Ивана Захаровича и Пелагею Петровну за вкусное угощение и интересную беседу. Ребята прощаются с гостеприимными хозяевами и под звуки русской народной мелодии уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным ...

сценарий осеннего развлечения для детей старшей-подготовительной группы на татарском языке

Персонажи: взрослые - ворона, художник, осень. Дети- 2 мышки, кукушка, лягушка....

Сценарий осеннего развлечения для детей второй младшей группы «Мы праздник сегодня устроим и Осень к нам в сад позовём»

Сценарий осеннего развлечениядля детей второй младшей группы «Мы праздник сегодня устроим и Осень к нам в сад позовём»...

План – конспект комплексного занятия «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физичес...

" Как мы смогли прогнать простуду"-осеннее развлечение для детей старшей логопедической группы.

Развлечение для детей старшей логопедической группы содержит речевой и музыкальный материал, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности детей старшей логопедической группы в начале учебного г...