Приобщение детей к народным традициям через использование в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»
методическая разработка ( группа) на тему

Приобщение детей   к народным традициям через использование в  работе сказок, игр и элементов малого
фольклорного жанра»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей   к народным традициям через использование в  работе сказок, игр и элементов малого

фольклорного жанра»

                         Дошкольное детство – это самый благодатный период для формирования духовно – нравственных основ и нельзя  упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому приоритетным направлением работы нашего детского сада  является «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям». Мы работаем  по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой (Издание 5-е, исправленное и дополненное, Москва,2008г) с применением Федеральных государственных требований.

Педагоги работает по следующим направлениям.

- культура и обычаи народов Поволжья (музей, игры, изучение обычаев)

- художественная литература (сказки, стихи, рассказы)

- музыкальная культура (песни народов, песни о России, гимн РФ, и гимн  Челно-Вершины)

 - художественное творчество (изображение родной природы, села  в картинах местных художников, выставка А.И. Басова)

- приобщение к религиозным традициям (православные праздники)

- семейные традиции (семейные альбомы, генеалогическое древо)

- жизнь знаменитых людей (рассказы, иллюстрации)

-  использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,  заклички,  дразнилки, хороводы)

                           Фольклор как средство приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищество и благородство. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

                    По использованию детского фольклора, мы решили, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры. Основным видом деятельности дошкольника является игра, дети  играют всем и познают окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями. Внимание уделяем в  обыгрывание: сказки, потешки, небылицы, разыгрываем  сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимые  драматизации.  Выбираем сказки такой  направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества (щедрость, доброта, милосердие, любовь и т.д.)

Ежегодно проводим с детьми фольклорные праздники:

- Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, Сороки весны, Праздник Великой Победы, Всемирный День защиты детей.

Новый год- это самый чудесный, сказочный, сладкий праздник, все педагоги совместно с родителями принимают активное участие в организации праздника.

После Нового года празднуем рождество. Дети ряженые в костюмы ходят по группам и колядуют, их встречают с радостью, ведь ряженые приносят добрые пожелания, праздник заканчивается веселым чаепитием.

Масленица, которая ежегодно проводится на территории детского сада, приходят сказочные герои (баба-яга, клоуны, скоморохи), водим хороводные игры, катаемся на лошадке, едим блины.

 Пасха – проходит в форме развлечения совместно  дети и  взрослые, дети приносят раскрашенные яйца. Воспитатели рассказывает историю этого  православного праздника.

День  защитника Отечества отмечаем совместно с папами, приглашаем их в гости и проводим  музыкальные викторины «Вместе с папой», спортивные состязание «Смелые и сильные».

Международный женский праздник 8 Марта - проходит в непринужденный дружеской обстановке вместе с мамами, девочки принимают участие в конкурсах, где соревнуются в приготовлении  блюд, в исполнении  песен, танцев и в демонстрации лучших своих платьев, праздник заканчивается чаепитием.

Каждый год 22 марта проводим вместе с детьми досуг, посвященный  старинному празднику «Сороки весны» или Жаворонки, дети поют песни, заклички, водят хороводные игры, рассказывают стихотворения, небылицы, потешки, и лепят из теста жаворонков.  На праздник День Земли пригласили  родителей, дети показали, как нужно беречь свою землю, любить свое родное село. Дети написали свое  послание людям с просьбой беречь  свою землю.

В нашем детском саду проводимой работой стала тематическая неделя «День  Победы» в эти дни приглашаем в детский сад прадедушек и прабабушек- ветеранов войны. К торжественной встрече подготавливаем развлечение, оформляем выставку детских рисунков и плакаты с современными фотографиями ветеранов. Ежегодно мы принимаем активное участие в районном фестивале детского творчества «День Защита детей», а в детском саду у нас проходят традиционные конкурсы: певческий «Золотой соловей», танцевальный «Задорной каблучок».

         Наша работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они являются активными участниками и  помощниками. В  проведение совместных  мероприятий мы широко используем консультации для родителей, родительские встречи, беседы, тематические выставки, конкурсы, Дни открытых дверей, семинары-собеседования на диалоговой основе, фольклорные праздники, КВН, викторины, организация выставок творческих работ детей и родителей, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности,  семейные встречи, смотры-концерты, творческие гостиные. Широко используется информация по  духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста  в родительских уголках, в папках передвижках, газете «Радужный мир», в библиотечки для родителей.

     Работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Каждый педагог ведет работу по формированию своей методической копилки, выбирает определенную тему в  рамках нашего направления и созвучную его интересам, включая разнообразные находки, наработки,  педагогические проекты «» материал, которым они могут поделиться с коллегами. Результативность работы педагога и уровень развития творчества детей выражается в результатах тематических проверок, в представлении любой деятельности детей на выставках и конкурсах, в демонстрации полученных знаний и  умений во время тематических дней. Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт. Педагоги  принимают участие в районных методических объединениях, педагогических чтениях, форумах, конференциях, в конкурсах………..

И используют детский фольклор  в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению

-в приобщение детей к русской национальной культуре

- в непосредственно образовательной деятельности

-в беседах, наблюдениях

- в народных подвижных играх

- в играх на развитие мелкой моторики

- в театрализованной деятельности

- в инсценировках.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

   

                                                                                                                                       

«Приобщение детей дошкольного возраста

к духовно-нравственным ценностям»

в рамках опорной окружной площадки

Дошкольное детство – это самый благодатный период для формирования духовно – нравственных основ, что нельзя  упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Поэтому приоритетным направлением работы нашего детского сада  является «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рассматривает духовно-нравственное воспитание как «воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к своей семье, родному дому, краю, селу, Родине, уважение к людям разных национальностей, знание государственной символики (гимна, флага, герба Российской Федерации).

Коллектив ДОУ работает по следующим направлениям.

- культура и обычаи народов Поволжья (музей, игры, изучение обычаев)

- художественная литература (сказки, стихи, рассказы)

- музыкальная культура (песни народов, песни о России, гимн РФ, и гимн  Челно-Вершины)

 - изобразительное искусство (изображение родной природы, села  в картинах местных художников, выставка А.И. Басова)

- приобщение к религиозным традициям (православные праздники)

- семейные традиции (семейные альбомы, генеалогическое древо)

- жизнь знаменитых людей (рассказы, иллюстрации)

          К дополнению основной «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой мы взяли за основу методическое пособие «Сердце на ладошке», адаптировали ее, составили тематическое планирование, приняли на педсовете и в настоящее время апробируем в работе.

Это программа состоит из двух блоков: «Наши первые шаги» и «Мир твоей души». Основные темы, которые входят в программу: «Во что мы верим», «Имя», «Семья», «Слово», «Совесть», «Правда и ложь», «Щедрость и жадность», «Какой бывает любовь».

Составлена тематика педагогических мероприятий воспитателей с детьми: (Этикет и мы, Красота в жизни человека, Милосердие, Великая сила  искусства, В гостях у музыки, Тропинка к духовному здоровью, Клуб симпатий)

Материально-техническая база нашего детского сада, оснащена аудио и видео аппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, послушать музыкальные произведения.   В  зале есть музыкальные инструменты, на которых  дети могут   поиграть. К ним относятся коробочки, металлофоны, трещотки, бубенчики, ложки, треугольники.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, это музей народных традиций,  национальные уголки, где дети могут познакомиться с символами народов Поволжья, национальные костюмы, государственная символика, фотовыставка «Родное село», музей поделок, дидактические игры «Угадай вид росписи», «Полезные вещи», «Секреты бабушкиного сундука»

На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, сравнить прялку с веретеном в действии. 

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мы активно сотрудничаем с социумом нашего района.

Воспитатели  посещают семинары-практикумы,  выставки народного творчества, детского рукоделия  в МЦДО «Лидер», воспитатели водят детей в детскую библиотеку на тематические праздники, викторины, инсценировку сказок; в краеведческий музей, для знакомства  с народными промыслами. Музыкальная школа оказывает помощь в разработке сценариев развлечений, в организации концертов.  

Нашим детям очень нравится  отмечать праздник Масленица, которая ежегодно проводится на территории детского сада, встречаем ее совместно с работниками МЦДО «Лидер», приходят сказочные герои, водим хороводные игры, катаемся на лошадке, печем блины.

 Пасха – проходит в форме развлечения совместно  дети и  взрослые, дети приносят раскрашенные яйца. Воспитатели рассказывает историю этого  православного праздника.

После рождества начинаем праздновать колядки. Дети ряженые в костюмы ходят по группам и колядуют, их встречают с радостью, ведь ряженые приносят добрые пожелания, колядки заканчиваются веселым чаепитием.

На праздник День Земли пригласили  родителей, дети показали, как нужно беречь свою землю, любить свое родное село. Дети написали свое  послание людям с просьбой беречь  свою землю.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Внимание следует уделить играм- драматизациям. Выбираем сказки такой  направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества (щедрость, доброта, милосердие, любовь и т.д.)

 Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Каждый месяц дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию «Кот, лиса и петух», «Два жадный медвежонка», «Снежная королева», «Круть и  Верть»

В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

Особое эмоциональное впечатление  дети получают  в ходе экскурсии к Мемориалу Славы, Неизвестному солдату. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы с детьми в детском саду подготавливаются литературно-музыкальные праздничные выступления  с приглашением  в детский сад ветеранов войны и труда, которые рассказывают детям о жизни.

Внутри детского сада   мы проводим конкурсы: «Стихи о родине», «Рассказ о своей семье», «Задорный каблучок», «Я самая хорошая»                          принимали участие в областной акции «Читаем детям о войне».  Эта акция проводилась совместно с районной библиотекой.

Наша работа основывается на постоянном контакте с родителями. Они являются активными участниками и  помощниками.

Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие – коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно» и т.д.

В детском саду ежегодно каждая семья принимает участие в осенней выставке творческих работ из природного материала. Новая музейная экспозиция стала продолжением выставочных традиций группы. Большинство семей ведёт «Альбом ребёнка» (оформляют семейные альбомы, дети приносят в группу и рассказывают о своей семье). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребёнка «Семейное генеалогическое древо».

С родителями были проведены:

– Собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

– Консультация «Музейная педагогика – дошкольникам», «Гармония в доме», «Азбука вежливости».

– Экскурсия  в мини-музей.

– Выставки детских работ, творческих работ родителей.

( Игрушки прошлое и настоящее, книги нашего детства, Моя семья)

 В рамках духовно-нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, и добросовестного отношения к любому делу.

В рамках нашего направления педагоги используют разнообразные формы работы и технологии: проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность, народное рукоделие (вышивка), тематические выставки

   Воспитатели занимаются проектами «Моя родословная»,  «Мое родное село», «Есть такая профессия», «Я и моя семья», «Самая любимая бабушка моя». 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Педагогические технологии

Особенности методики проведения

Детское экспериментирование

Выявление свойства воздуха, воды, снега и льда, песка и глины.

Поисково-исследовательская деятельность

Опыты, исследование между живым и неживым в природе.

Практическая деятельность игры

Посадка деревьев,  кустарников, цветов, овощей.

Конструирование из природного и  бросового материала

Организация выставок: «Есть у солнышка друзья», «Волшебная страна гномиков».

Народное рукоделие

Изготовление подарков к праздникам: рисовали солью, украшали крупой (пшено, гречка и т.д)

Тематические выставки

«Книга нашего детства», «Моя семья», «Мастерская природы», «Игрушки прошлое и настоящее».

Проектная деятельность

«Мое родное село Челно-Вершины», «Моя родословная», «Мы огородники», «Любимые игрушки»

Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче в детском саду. В рамках опорной площадке с педагогами  проводятся такие формы работы как:  обучающие семинары по теме:

«Воспитание детей средствами музейной педагогики», «Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания детей».

    Семинары-практикумы на  тему:  

 «Становление духовно- нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников».

По окончанию семинаров проводятся тематические выставки игр и пособий, изготовленные педагогами.

Консультации планируются и отражаются в годовом плане ДОУ:

- «Родительская любовь: как ребенок ее воспринимает».

 - «Профессиональная компетентность педагога в создании развивающей предметной среды ДОУ».

                        Значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий, они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт.

Такие занятия:

-«Семейные обычаи на Руси», «Моя семья», «Наш дом – планета Земля», «Одно единственное в мире Зернышко».

Так же проводим  и другие формы работы это –

-Делова игра, викторины, мозговой штурм, мастер класса,  КВН – по сюжетам русских народных сказок, диалог-экспресс.

        Педагоги  принимают участие в районных методических объединениях, педагогических чтениях, форумах, конференциях, в конкурсах, публикаций статей в газету «Авангард».

           Разнообразие формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что каждый педагог может самостоятельно включатся в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением ДОУ.

             Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"

.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Приобщение детей к народным традициям через национальную кухню.

Приобщение детей к народным традициям через национальную кухню. Цель: Формирование у детей представление о культуре, традициях национальной самобытности русского и башкирского ...