РОЛЬ ЭМПАТИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка ( группа) на тему

Новикова Маргарита Владимировна

Как часто в наше время звучат такие слова как «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто мы слышим «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы53.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ОПЫТ РАБОТЫ.

ТЕМА:

«Роль эмпатии в воспитании дошкольника».

А. П. Чехов писал

 «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь никакими белилами».

Великий русский просветитель В.А.Жуковский, много лет воспитывающий бывшего царя Александра Второго, ставил на первое место, среди других образовательных дисциплин «...науки нравственные, изящные искусства и гимнастику».

В.А. Сухомлинский говорил : «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений - одна из важных задач в воспитании личности ребенка дошкольного возраста».

Как часто в наше время звучат такие слова как «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто мы слышим «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания. Замечательный человек и актер Евгений Леонов говорил: каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад и школа и конечно же семья, из которой ушли юмор, шутка, игра».

Когда мы наблюдаем примеры детской жестокости, то понимаем, что духовный мир ребенка нуждается в развитии. Вот поэтому в дошкольных учреждениях необходимы занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия развивающие душу ребенка.

Одним из важнейших условий нравственного развития личности является воспитание в ребенке эмпатии.

        Эмпатия - это способность сопереживать, отзываться на чувства другого человека, "умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике и выразительным движениям, ставить себя на его место в различных ситуациях. Очень важно научить детей любить жизнь, мир, всех людей и, прежде всего - самого себя. Любить себя - это способность принять себя таким, какой ты есть, со всеми проблемами, основывающаяся на уважении к себе, как к личности.

В последние годы эмоциональной сфере ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития.

        Л.С. Выготский и А.В. Запорожец указывали: только согласованное функционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешность выполнения любых форм деятельности. Ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому научить сложно.

Работу по данной теме я считаю актуальной на сегодняшний день, так как в паше время в общении детей преобладает негативный характер, агрессия: частые конфликты из-за игрушек, распределения ролей в игре, неуступчивость, игнорирование отрицательного эмоционального состояния сверстников. Наблюдая за детьми я увидела, что играя, одни часто делают нарушения а другие перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей, например, получить главную роль, игрушку и т.д. Говорить ребенку « - Не играй с Андреем, потому что од драчун» - малоэффективно, потому что Андрей ему нравится, и ребенок все равно будет тянуться к нему, не смотря ни на какие запреты.

Очень часто я замечала, что одни дети конфликтуют часто, а другие редко. Бурно реагируют на недоразумения, возникающие в совместной деятельности. Эти дети приносят массу проблем не только окружающим, но и, что немаловажно, самим себе. Дети очень быстро усваивают правила поведения, родители эти правила знают тоже, но выполняют их далеко не все. Вот здесь и встает вопрос о том, как же сделать так, чтобы общение на самом деле было приятным и полезным, а поведение детей не вызывало отрицательных эмоций?

Прежде всего, я сделала вывод, что детям свойственно общее правило поведения - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их, нежелание бескорыстно поделиться своей радостью.

Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную среду. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне наиболее актуальной.

Известно, |что нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования педагога не потому, что не хочет их выполнить, а потому что не ориентируется на состояние окружающих людей, не учитывает их интересов. Напротив, установление в группе жестких правил поведения и формирования их выполнения является лишь внешним фактором поведения, и ребенок не понимает их ценности. Только постепенное осознание ребенком значимости поступков способствует формированию нравственных качеств.

Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что дети не способны видеть и понимать сверстников. Они не желают бескорыстно делиться тем, что имеют сами, помогать. Например, Дима, принеся машинку, не дает поиграть Саше

просто так, а спрашивает: - А что ты мне дашь? В результате такого диалога создается конфликтная ситуация, проявляется неадекватная реакция на успехи других детей, злорадство при неудаче (У Оли не получается нарисовать матрешку, а Андрей смеется над ней, называет неумехой). У Оли проявляется протест против достижений Андрея, нежелание продолжать работу, что проявляется в обидчивости, нежелании играть больше в эту игру, нежелание играть с этим ребенком. Результатом этого становится внутренняя изоляция ребенка от других детей, фиксирование на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих, все это не позволяет пережить чувство связи и общности с ними.

Поэтому таким детям как Андрей, Дима, на данном этапе недоступны такие качества характера, как сочувствие, сопереживание. Очень часто с этими детьми не желают играть другие дети. Например, ребята жалуются: - А Андрей нам мешает, даже если только он просто подходит к ним.

Я поставила перед собой цель выявить и развить у детей чувство эмпатии, как фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнеру, умение распознавать эмоциональное состояние других людей.

Наметив для работы задачи попытаться сформировать у детей чувство общности с другими, желание видеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности. Научить сочувствовать, сопереживать, отзываться на чувства другого человека. Ставить себя на его место в различных ситуациях, распознавать по мимике и жестам его эмоциональное состояние.

Я приступила к работе. Пробуя в своей работе традиционные методы воздействия - убеждение, объяснение, призывы не обижать других оказались малоэффективными. Также не принесло успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Например, кто будет лучше отвечать на вопросы, тот получит приз или у кого лучший рисунок, тот самый хороший. Все это направляло внимание ребенка лишь только на собственные успехи и противопоставленность себя другим. Понаблюдав за детьми в конфликтных ситуациях который часто возникают между сверстниками, я решила поработать над данным вопросом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников, основываясь на статьях таких авторов как А.Д. Комелева, Н.А. Кряжева, статьи из журнала «Дошкольное воспитание» №10 2004 «Радость каждый день» Н.Головкина, №5 2004 «Духовно-нравственное воспитание», №6 2006 «Ребенок в детском саду» «Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками». О.В. Солнцева РГПУ им А.И. Герцена, С-Петербург «Использование игры - фантазирования для развития эмпатии старших дошкольников», мной была сделана кукла-игрушка, у которой глаза, брови и рот двигались, что обеспечивало возможность показывать основные эмоциональные состояния человека (радость, удивление, грусть, злость, страх.)

Эту куклу я использую как учебное пособие на занятиях, прогулках и т.д. Например, на прогулке Зарина захотела поиграть с мячом, а Настя забрала его.

Незаметно я поменяла выражение лица у игрушки, как будто она обиделась. Придя с прогулки, дети заметили изменившееся настроение куклы. Вместе с ними мы решили разобраться, что могло расстроить или чье поведение могло ей не понравиться. Я подключила детей к обсуждению того, что переживает наш герой, как он выглядит в этот момент, как помочь в трудной ситуации. Все это оказало большое влияние на развитие эмпатии у детей. Во время беседы с детьми, я предлагала найти выход из различных ситуаций: (.. .Наш герой отправился в гости к бабушке в другой город, но его никто не встретил. Давайте подумаем, что он почувствовал в этот момент, ведь он оказался совсем один.) Дети, поставив себя на его место, почувствовали, что может пережить каждый из них, оказавшись в данной ситуации. С помощью данного пособия серьезный и сложный материал становится понятным детям. Широко в работе использую пословицы и поговорки: «Одно хорошее слово - лучше тысячи слов ругани»,

«Худой мир лучше доброй ссоры»,

«Язык дин - ухо два, раз скажи - два раза послушай»,

Стараясь научить детей отождествлять себя с кем-то, или чем-то, я использовала такие приемы, как групповой диалог, в котором дети, беря на себя разные роли, «описывали» свое состояние. Например, прогулка по лесу. Представьте, что вы и есть все эти деревья, птицы, насекомые и т.д. Расскажите, как вы себя чувствуете, что видите.

« - Я не Юля, а березка, у меня белый наряд с желтыми листьями. Скоро будет холодно, и я сброшу листья».

«- Я не Дима, а сломанная ветка, сейчас кто-нибудь будет идти и наступит на меня. Мне будет очень больно». Даже простая посадка лука стала опытом положительных переживаний если посадка «прожита» ребенком.

У его луковички есть имя, настроение, а если он общается, заботится о ней, то она дарит ему свою косичку, ей не больно и не жалко.

Чтобы решить поставленные задачи, во время работы я использую миниспектакли, где дети являются актерами. Например, подготавливаю заранее ребенка, который достает из кармана фантики от конфет и бросает их на пол. После чего мыс детьми обсуждаем поступок и исправляем ошибку.

На начальном этапе использовала упражнения-игры типа «Оживлялки» - сценическое проживание художественного образа, проблемные и жизненные ситуации эмоциональной направленности. Например, использование художественных образов в эмпатийном варианте. Дети читают по очереди «Зайку бросила хозяйка...» от лица зайки, хозяйки, тучки, дождика, скамейки и т.д. Создавая благоприятную атмосферу непосредственного свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи, проявления сопереживания и сочувствия, в режимных моментах я использую игры:

«Гномики», «Закончи рисунок», «Заблудившийся ребенок». Чтобы дети умели согласовать свои действия с действиями своих сверстников, применяю такие игры: «Работаем вместе», «Продолжи движение», «Кто смешнее засмеется», «Актеры».

Для того, что бы дети обращали внимание на своих друзей, такие игры: «Испорченный телефон», «Кто сказал», «Из семечка - в дерево», «Разговор сквозь стекло». «Игра - подарок» - ребенок учится прислушиваться к эмоциональному состоянию и самостоятельно приходит к выводу: «Отдавая другому - приобретаешь сам»

В нашей группе, для развития эмпатии существует такая традиция, начинать каждый день со своеобразного тренинга.

«Повернувшись, друг к другу лицом, соприкоснувшись ладонями, посмотрим друг другу в глаза и скажем добрые слова: ты добрый, ты красивый, ты милый, ты внимательный и т.д.» Как много прекрасных слов мы можем сказать друг другу. Важно установить душевный контакт основываясь на эмпатии и включает в себя: «присоединение» к душе ребенка, психологическое поглаживание «Ты хороший». Мощным стимулом является имя собственное «Ласковушки», «Комплимент».

Благодаря проводимой работе, изменился характер общения между детьми: дети стали более внимательными к сверстникам, при разговоре обращают внимание на его лицо, на эмоции партнера, научились уступать желаниям друг друга. У них чаще стали наблюдаться эмпатийные проявления к окружающим, то есть умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Теперь дети знают, что нужно делать, что бы улучшить настроение другому, что при этом надо говорить и делать.

Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых, разрешать многие конфликты, уменьшилось количество демонстративных реакций. Проведенная работа показала, что хорошо усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно, то есть то, до чего ребенок додумался сам остается навсегда Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим предстоит работать и дается это трудом. Отсюда напрашивается вывод: без развития у детей эмпатии невозможно воспитать нравственную личность.

Как говорил С.Я.Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»:

- Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я
Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам не дешево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...

Роль традиций в воспитании дошкольников.

Традиции  организуют связь поколений, на них держится духовно - нравственная жизнь народа. Они сопутствуют каждому шагу человека . Предложенный материал может быть полезен педагогам при подготовк...

Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть сво...

Роль сказки в воспитании дошкольника.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром....

РОЛЬ ЭМПАТИИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

А. П. Чехов писал «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли -...