Консультация для родителей на тему по самообслуживанию.
консультация (младшая группа) на тему

В данной статье затрагивается тема самообслуживания. Самостоятельность- ценное качество,необходимое человеку в жизни.Самостоятельность воспитывается с раннего детства.Задача взрослых - направлять активность детей в нужное русло,а не глушить назойливой опекой."Как помочь ребенку освоить навыки самообслуживания" и посвящена эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему по самообслуживанию.

Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Задача взрослых - развивает эту активность направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой, "я сам,"-говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Такие действия взрослых приносят большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы маме или папе потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. на просьбу ребёнка

"Я САМ "не следуют отвечать: " Мне некогда ", а лучше дать ему возможность испробовать свои силы.

И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливаться при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретать необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых, прежде всего, следует создать в семье необходимые условия : приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.                                Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действием (надеть и снять кофту, завязать шарф, правильно держать вилку и т. д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения.                                                                                                           Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.                                                                     Это помогает ему быстрее усваивать способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. Обучая детей, учитывайте их опыт.

 

Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не умеет правильно есть ложкой. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое  до конца, выполнять работу качественно.               Например, учат не только снимать одежду в определённой последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки) можно понаблюдать за тем как ребёнок ест, умывается .( Дид. Игры  "Уложим куклу спать ",  "Кукла проснулась")

Воспитывая самостоятельность, старайтесь , как можно менее прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу.

Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью.

Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестёр.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании

учитываются их возрастные особенности. Если ребёнку трёх лет поручить самостоятельно, завязать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояния, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать

интерес. Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать

трудно, но почётно.

Как управляется с одеждой самостоятельно

  • Позаботьтесь о том, чтобы все вещи малыша были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях.
  • Сделайте маркировку одежды: надо не только нанести имя и фамилию малыша на каждую вещь, но и вышить условный символ (цветок, бабочку, шарик и т. п.) Познакомьте с этим символом малыша, и тогда ему легко будет узнать свою одежду.
  • Пришейте петельки на одежде, чтобы ребенку было легко убирать свои вещи.
  • Дома прикрепите вешалку для верхней одежды  так, чтобы она была доступна ребенку и он сам мог после прогулки вешать на крючок свою курточку или шубку
  • Рядом с кроваткой ребенка поставьте стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчик, а утром надевать чистую одежду, которую вы для него приготовили.
  • Наблюдайте, помогайте, хвалите за то, что он сам без напоминания убирает свои вещи на место

Как научить малыша одеваться!

  • Необходимым условием успехов в обучении одевания является порядок в детских вещах. Они должны знать, где и в каком порядке лежат его вещи.

  • Для того, чтобы ребенку было легче одеваться, надо показать, что уже при раздевании следует вывернуть носки и платье на лицевую сторону, расстегнуть или расшнуровать обувь
  • Проговаривать, что и, как и в каком порядке делать.
  • Чтобы научить ребенка различать зад, перед подавая одежду каждый раз проговаривать, чем они отличаются, сколько швов спереди, сколько сзади.
  • Стремитесь, чтобы ребенок знал название предметов одежды и обуви, правильно указывал на них, когда одевается или  раздевается.
  • Поощряйте малыша, используйте игровые приемы (мышка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя поучиться)
  • Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем -  потянем, вытянули ножку. Эту ножку – в этот домик, эту ножку – в другой домик» (надеваем туфли)
  • Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не поймет вас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ребенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.
  • Помогайте ребенку при необходимости советами, высказанными доброжелательно.
  • Не поторапливайте малыша, сохраняйте спокойствие – навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений.
  • Не пропустите благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.
  • Маленькие дети невосприимчивы к обращениям взрослых в момент активных действий. Когда дети заняты они обычно молчат, поэтому лучше всего обращаться к ребенку до начала активных действий.
  • Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому.

Памятка по формированию навыков  самообслуживания.

  • Подмечайте прежде всего успехи малыша не фиксируя внимание на его промахах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.
  • Оказывайте помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому;
  • Хвалите ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия с определенным напряжением;
  • Замечайте любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили за самостоятельность;
  • Выражайте своим поведением бережное отношение к вещам.

Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития малыша:

- крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти;

-развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно;

- ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;

-развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему по самообслуживанию.

Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста....

Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"

Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физич...

Консультация для родителей на тему "Формирование навыков самообслуживания у дошкольников"

Консультация о формировании навыков самообслуживания у дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ».

Консультация для родителей на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЁНКА НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В СЕМЬЕ»....

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....

Консультация для родителей на тему: «Воспитание самообслуживания у детей»

Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить  опекой. Кому из вас незнак...