Консультация «Гендерная идентификация дошкольников»
консультация ( группа) на тему

План работы:

1.Введение.

       1.1 Актуальность. Гендерная идентичность - это аспект самосознания.

       1.2. Цель и задача эссе.

        1.3 Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня

2. Основная часть.

        2.1 Опыт работы по теме «Гендерная идентификация дошкольников»

        2.2 Этапы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

        2.3 Источники формирования гендерных установок.

3. Заключение.

4. Литература.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernn._3.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

Кафедра дошкольного образования

ЭССЕ

на тему «Гендерная идентификация дошкольников»

                                                                                       

                                                                         

                                                  Выполнил: слушатель группы №

                                                  Шакирова Светлана Петровна

                                                  Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

                                                  Проверил: _____________________________

                                                       

Чебоксары 2015 год.

План работы:

1.Введение.

       1.1 Актуальность. Гендерная идентичность - это аспект самосознания.

       1.2. Цель и задача эссе.

        1.3 Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня

2. Основная часть.

        2.1 Опыт работы по теме «Гендерная идентификация дошкольников»

        2.2 Этапы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

        2.3 Источники формирования гендерных установок.

3. Заключение.

4. Литература.        

                                    «Нельзя считать один пол совершеннее другого,

                                    так и нельзя их уравнивать»    Ж. Руссо              

            Никогда не думала, что меня заденет за живое идея о том, что гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола.

        Необратимость половой принадлежности, по мнению ряда ученых (А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.) осознается детьми примерно к 6-7 годам и сопровождается усилением гендерной дифференциации поведения и установок. Этот возраст можно рассматривать как определенный рубеж в становлении гендерной идентичности. Поэтому цель и задача моего эссе доказать, что вовремя полученные и осознание знания (это в дошкольном возрасте) гендерной идентификации индивидом своей половой принадлежности, переживание им своей мужественности / женственности и готовность выполнять определенную половую роль, поможет становлению правильной личности.

        Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание. Многочисленные исследования ученых (О.А. Ворониной, Д. Еремеевой, И.С. Кон, Д.В. Колесова, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей.

        Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

        Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

        Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

        Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей. По определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) представляют собой одну из главных проблем двадцать первого века. В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция гендерного образования современных школьников, открываются центры гендерного образования, но относительно детей дошкольного возраста исследования обозначенной проблемы носят единичный характер (И. С. Клецина, Е. А. Конышева, Т. А. Репина, Л. В. Штылева).    

        Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной тендерной идентичности.  

        Детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно–ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Гендерную роль дети принимают на себя в процессе социализации. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет уже осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (формируется гендерная устойчивость). Устойчивое формирование гендерной идентичности происходит у ребенка от 2 до 7 лет.   К 6-7 годам ребенок признает окончательную необратимость своей половой принадлежности, у него складывается система половой идентичности, которая в дальнейшем будет развиваться и содержательно обогащаться за счет собственного опыта.  Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

               2.Обычно в эссе автор размышляет, рассуждает. Я же в своём эссе хочу просто поделиться опытом работы по теме «Гендерная идентификация дошкольников».  Данной темой я занимаюсь в течении двух лет.  Для решения цели работы постоянно использую комплекс педагогических методов исследования, с которыми считаю не имею права не соглашаться, ведь их разработали выдающие люди в своей области:

М.А. Панфилова, А.М. Щетинина, О.И. Иванова, Т. Доронова, Н.А.Баранникова.

            Перед началом работы глубоко изучила сущность понятий "полоролевая" и "гендерная идентичность", "идентификация"; этапы формирования гендерной идентичности дошкольников; особенности формирования гендерной идентичности мальчиков и девочек дошкольного возраста; воспитание детей с учетом гендерных особенностей; игровую деятельность дошкольников как модель, обеспечивающая активное усвоение детьми гендерной роли; создание гендерно-комфортной среды в целях формирования гендерной идентичности детей; педагогизацию родителей по вопросам гендерного воспитания - условие для формирования гендерной идентичности дошкольника.

        Выявила  причины одностороннего воспитания детей в современном обществе: большой процент разводов в обществе; преобладание неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное участие мужчин в воспитании детей; отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек; программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект; низкий процент мужчин-педагогов; преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий; построение педагогического процесса без учёта гендерных особенностей.

            Познакомившись с идеями полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, сформулированные в трудах Т.А. Репиной, И.С. Клециной, Е.А. Конышевой, Л.В. Штылевой, Л.П. Шустовой и проблемами половой идентификации детей, рассматриваемых в работах A.M. Прихожан, И.И. Толстых, А.Ш. Шахмановой, Т.М. Юферова согласилась с ними и посчитала правильным свою работу разделить на этапы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

            Первый этап, это диагностический. Куда включила интервьюирование, с целью определения уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера, где использовала        анкетирование, с целью определения уровня знаний в области гендера и определения уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера.

В своей работе равнялась на этапы формирования гендерной идентификации (От рождения до 3-х лет; 3-4 года; 4-6-7 лет) по С. Джаклину, Э. Маккоби и многих других психологов России о положении теории новой психологии пола. Выявила факторы, влияющие на гендерную идентификацию ребёнка, это родительское отношение к полу ребенка; стереотипы поведения родителей; подкрепление модели поведения; изучение и осознание особенностей своего тела; детские игры.

        На втором этапе – формирующем, использовала занятия дополнительного образования, музыкальные и физкультурные (дополняя структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, специальными темами); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы, консультации, деловые игры, КВН, мозговой штурм, дискуссии, семинары-практикумы.        

        Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол, распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации.

            Старалась проводить работу с признаками несформированности гендерной идентификации и искоренять их, это предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола; стремление быть со взрослым противоположного пола и подражать его поведению; активно выраженное желание изменить пол и имя; рассказы ребёнка о снах, в которых он выступает как представитель противоположного пола; стремление одеваться и вести себя по признаку противоположного пола.

        На заключительном третьем этапе использовала интервьюирование, анкетирование и определяла уровень эффективности проведенной работы. Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов, и родителей, составляла план работы на учебный год. Затем приступала к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.

        При составлении плана опиралась на гендерные исследования Р. Бейлс, М. Комаровски, Т. Парсонс теории полоролевой социализации, которые использовала в работе, в том, что родители не являются единственными агентами гендерной социализации. Источниками формирования гендерных установок также являются СМИ, детская художественная литература, общение с педагогами, сверстниками и т.д. Родители и воспитатели должны создавать вокруг детей среду, в которой царит гендерная свобода, моделировать равноправные гендерно-ролевые отношения и объяснять детям «искусственность» некоторых гендерных стереотипов, навязываемых СМИ. Поощрять совместные игры, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером представителей другого пола (например, девочки могут играть в футбол, а мальчики в «классики»). Организовала работу по следующим темам и направлениям: «Как хорошо быть девочкой». «Как здорово быть мальчиком». «В чем счастье жены и матери». «В чем счастье мужа и отца». «Мальчик и девочка: сходство и различия в поведении».

          Таким образом в результате проведённой работы, продемонстрированной в эссе, у детей подготовительной группы расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Мальчики и девочки в моей группе перестали играть отдельно. Анализ ответов детей на вопрос «Когда вырастишь, кем ты будешь?» показал, что 100% ребят независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем. Так, 2 девочки (33%) отвечали, что в будущем они будут тетями, 1 девочка (17%) – женой и 3 девочки (50%) – мамами. Для мальчиков привлекательными перспективами казались стать мужем (50%) – 3 человека, папой (2 человека) - 33% и дядей (1 человек) - 17%. При ответе на вопрос «Может быть так, что вечером ложишься спать мальчиком (девочкой, а просыпаешься девочкой (мальчиком?» 92% детей ответили отрицательно, т. е. пол не обратим. Однако1 девочка (8%) согласилась, что такое возможно, т. е. она допускает возможность превращения. На вопрос «Хотел (а) бы ты проснуться девочкой (мальчиком?» 100% детей ответили отрицательно. Также я выявила, в чем, по мнению детей, разница между мальчиками и девочками. Воспитанники выделяли следующие различия: одежда, длина волос, сила, рост. Мной была проведена методика «Рисунок человека» с целью выявления представлений детей о себе и осознание гендерной идентичности. Согласно интерпретации методики, ребенок нарисует фигуру того пола, который в большей степени отображает образ его Я. Так, 100 % обследуемых в рисунке отразили свой пол. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелать, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.      

        3.Завершая своё эссе, я бы хотела ещё раз сделать акцент на роль родителей и воспитателей в преодолении формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Зная психологические особенности мальчиков и девочек, выработать некоторые подходы и приемы по воспитанию детей, не нарушая, а лишь сопровождая, поддерживая и способствуя процессу формирования гендерной идентичности ребенка. Постараться понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

        В заключении хочу похвалиться результатами выполненной цели, задачи и успехами в работе, которые заметили даже мои коллеги: «Вовремя познакомив дошкольников с гендерной идентификацией – помогло правильному становлению девочек-женщиной, а мальчикам-мужчиной. Ведь в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола».

Использованная литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 1968. – 233с.
  2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: МГУ, 1967. – 344с.
  3. Вейнингер О. Пол и характер. - М.: Наука, 2002. – 221с.
  4. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. // Вопросы психологии - № 1 - 1982. – С.1-12
  5. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Наука, 1981. – 221с.
  6. Коломенский Я. Л., Мелтсас М. Х. Поло-ролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Под. ред. Коломинского Я. Л., Лисиной - М. И. Минск, 1985. – 233с.
  7. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. // Знание-сила - № 2 - 1971. – С.34-36.
  8. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Наука, 1975.- 334с.
  9. Лисина М.И.. Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983. – 210с.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Психология, 2007. – 432с.

  1. Панфилова М.А.Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- М.: Психология, 2009. – 356с.
  2. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии – 2006 - №3. – С.23-25
  3. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., - СПб.: Питер, 2009. – 224с.
  4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- М.: Психология, 2008. – 244с.

 

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации дошкольника

статья о том, как нужно родителям правильно создать психологический климат для правильного развития мальчика и девочки....

Консультация "Гендерное воспитание дошкольников"

Всем известно, что мальчики и девочки развиваются по-разному, поэтому и подходы к их воспитанию должны быть разные. В статье представлены рекомендации для родителей по воспитанию девочек и мальчиков....

Полоролевая идентификация дошкольников

Процесс полоролевой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролев...

Особенности гендерной идентификации у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ

С детского сада начинается осознанное социальное  воспитание. Половое отличие дети начинают различать с 3-х лет. Главным условием, дающим эффект, является формирование полоролевой идентичности у ...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации.

Презентация. Гендерное воспитание дошкольников в детском саду и дома. Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации....