Консультация "Гендерное воспитание дошкольников"
консультация

Титова Людмила Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gendernoe_vospit.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и воспитателями в детских садах. Малыши должны ассоциировать себя с конкретным полом. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста дает следующие преимущества:

  • крохи начинают понимать, что принадлежат к тому или иному полу;
  • у малышей формируется чувство толерантности по отношению к другим;
  • крохи узнают о правилах поведения, которые характерны для представителей обоих полов, начинают следовать им.

Благодаря правильному подходу родители облегчают своим детишкам жизнь в дальнейшем, помогают избежать серьезных ошибок, из-за которых малыши могли бы стать изгоями в коллективе.

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

 

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

 Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

1. Семья.

Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада.

Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

3. Врач.

Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка.

Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Если в семье растет дочка

В воспитании малышки нужно определиться с итоговой целью этого процесса. Многие родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты в реальность. Например, мама и папа хотели быть известными учеными или бизнесменами, но добиться этого они не смогли. Такие родители стремятся сделать свою малышку знаменитым человеком и прививают ей такие личностные качества, благодаря которым она могла бы добиться всего в жизни. И зря… Возможно, девочка достигнет всего того, о чём мечтали её родители, но вряд ли она будет счастливой в семейной жизни, а ведь это самое главное.

Если вы хотите вырастить из девочки заботливую и нежную женщину, хорошую хозяюшку и любящую мать, то придерживайтесь следующих правил:

  • внушайте малышке, что она неповторима и уникальна, ни в коем случае не занижайте её самооценку;
  • акцентируйте своё внимание на внешности девочки, восхищайтесь её красотой (желательно, чтобы лестные слова говорил отец, ведь благодаря этому девочка поймет, как должен вести себя настоящий мужчина);
  • привлекайте малышку к выполнению добрых дел, у ребенка сформируются такие личностные качества, как отзывчивость, трудолюбие, щедрость, жалостливость;
  • чаще разговаривайте с дочкой, делитесь секретами, подходящие темы для бесед: «Девочки – будущие мамы», «Девочки – маленькие принцессы», «Девочки – будущие хранительницы домашнего очага».

В воспитании малышек помогают сказки. Благодаря этим произведениям у детей формируется любовь к ближним. Сказки учат быть справедливыми, добрыми и послушными. Кроме этого, из них девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

Большое значение в гендерном воспитании принадлежит играм. В них девочки осваивают роль женщины, матери. Именно поэтому у малышек должны быть куклы, коляски и прочие игрушки в достаточном количестве.

Если родители имеют сына

К сожалению, недостаточно кормить мальчика вкусными блюдами, одевать и обувать его.

Чтобы вырастить из ребенка настоящего мужчину, прислушайтесь к следующим рекомендациям:

  • давайте мальчику «серьезные» задания, хвалите его за любые достижения, поощряйте желание выполнять домашнюю работу (малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, поймет, что в нём нуждаются близкие);
  • предоставляйте ребенку право самостоятельно принимать решения, интересуйтесь его мнением и разговаривайте с ним так, как будто беседуете с взрослым человеком;
  • чаще давайте сыну инициативу, поддерживайте его активность, ведь эта черта важна для всех мальчиков;
  • чаще разрешайте ребенку общаться со своими сверстниками или запишите его в какую-нибудь секцию, ощущение принадлежности к группе положительно скажется на развитии самооценки;
  • разговаривайте с ребенком на важные темы, например, «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие папы», «Мальчики – защитники детей, женщин и стариков», «Мальчики – юные умельцы»;
  • не взваливайте на детские плечи все домашние дела, не лишайте своего сына детства, не ругайте его за слезы.

Без игр при гендерном воспитании детей дошкольного возраста не обойтись. Именно такое времяпрепровождение способствует формированию положительных личностных качеств, учит тому, как нужно себя вести с противоположным полом.

Для тех, у кого несколько детей

Хорошо, когда семья имеет двое или более малышей. И родителям некогда скучать, и крохи могут весело проводить время вместе. Вот только воспитание нескольких детей – довольно сложная задача.

Выше были перечислены игры, из которых одни подходят только девочкам, а другие – только мальчикам. Не все родители могут проводить много времени, занимаясь с каждым ребенком по отдельности.

Именно поэтому мы советуем вам обратить внимание на совместные игры:

  1. «Домашние заботы». Предложите своим детишкам приготовить еду, используя игрушечную посуду. Расскажите девочке и мальчику о том, что они должны делать, помогите в распределении трудовых обязанностей. Игра формирует представление о том, какие роли должны выполнять женщина и мужчина.
  2. «Спящие принц и принцесса». Эта игра направлена на формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие желания говорить что-то приятное друг другу. Пусть девочка изобразит спящую принцессу. Мальчик должен будет разбудить красавицу, используя добрые слова. Аналогичные действия нужно будет выполнить девочке, когда её братик притворится спящим принцем.
  3. «Строим дом». Предложите детям соорудить домик из картонной коробки. Пусть «строительством» занимается мальчик, а «обустройством» – девочка. Дети поймут, что мужчины должны выполнять тяжелую работу. У женщин же другая задача. Она заключается в наполнении атмосферы дома уютом и теплом.

В заключение стоит отметить, что мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному чувствуют, переживают и воспринимают окружающий мир. Родители должны придерживаться гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу из девочек вырастают нежные, заботливые, понимающие женщины, способные утешить в трудные минуты, а из мальчиков – бесстрашные, сильные мужчины, которые могут справиться со всеми трудностями и защитить близких и нуждающихся людей в случае опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...