Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                     Нравственное воспитание дошкольников.

Темы бесед по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Беседа №1

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ

Цель беседы - на материале примеров образцового и неправильного поведения за столом, выражений приглаше ния, благодарности, извинения сформировать представле ние об этикете.

Некоторые установки .

В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка. Она старшая в доме. У нее старинное имя и отчество. Гостеприимство - национальная

черта русских. Хорошо, когда чувствуешь себя в гостях легко и свободно. Но и гость должен быть вежливым. Уго щение принято хвалить. Нина Михайловна, желая сделать хозяйке приятное, прежде всего хвалит печенье и пирог, которые пекла Мария Донатовна. Выражения благодарно сти за угощение нужно запомнить. Постарайтесь ввести де тям в привычку выражение благодарности за угощение (за завтрак, обед, ужин).

Нина Михайловна, удивленная поведением Феди, спра шивает: «Знaeт мальчик или нет, что такое этикет?» Эти кет - это правила поведения дома, в детском саду, в школе, на улице, в театре и других местах. Правила нужно знать и соблюдать.

Этикетные правила должны стать нормой поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших мане рах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят, что у него дурные (плохие) манеры.

Текст для чтения.

 ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!

Бабушка угощает чаем:

Пожалуйста, чай, конфеты,варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

 Извольте откушать домашний пирог,

 Отведать печенье, пирожное, сок.

Все садятся к столу. Мама разливает чай. Нина Михайловна хвалит угощение:

- Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

 Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная ...

В это время Федя опрокидывает вазочку с ва реньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье и,  слизывая варенье, случайно задевает чашку. Горячий чай проливает-ся ...

Нина Михайловна  вскакивает со стула. Она испуганно смотрит  по сторонам и строго спрашивает:

- Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?!

Федя пожимает плечами. Он никогда не слышал слово этикет.

- Наверное, это милиционер, который следит за порядком.Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?... Сейчас вспомню…  

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась:

- Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу извинения

За Федино глупое поведение.

Нина Михайловна и бабушка уходят в ванную.

Через некоторое время они возвращаются. Федя подходит к гостье, виновато склоняет голову:

- Я был неловок. Прошу извинения.

Я виноват. Я прошу прощения ...

Нина Михайловна:

Что ж, Федя, тебя от души я простила.

 Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у нее манеры.

Взрослые остаются за столом, а Федя с Нюшей уходят в детскую.

Беседа

 (опорные материалы)

- Какими словами бабушка предлагает гостье угоще ние? (Мария Донатовна говорит так, как принято было в старину: Извольте откушать пирог, отведать печенье. Эти слова выражали почтение, уважение к гостю. Нам и сейчас приятно их слышать. А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Кушайте, пожалуйста. Попробуйте этот пирог и т. д.)

- Как нужно благодарить за угощение?

- Почему бабушке стало стыдно за Федю? Как вы думаете  какие манеры у Феди?

- Почему Нина Михайловна сказала, что у Нюши хо рошие манеры? (Нужно поговорить с детьми о том, что такое хорошие и плохие манеры.)

- Когда Федя вел себя как воспитанный мальчик? Почему Нина М ихайловна простила его? (Если этикетное правило  нарушено, следует принести извинение. Когда девочка или мальчик  искренне, от дyши извиняются, их прощают.)

- Знаете ли вы, что такое этикет? Как сначала понял это слово Федя?

 Что оно означает на самом деле? Почему каждый - и взрослый, и ребенок - должен соблюдать правила этикета? (Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

Игровые ситуации.

Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.

Пусть Ира будет мама, а Сережа и Вера - ее дети. Вы собираетесь в гости. «Maмa» должна объяснить «детям» как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Поиграй дома  с мамой в гости. Представь себе, что ты ждёшь гостей. Они первый раз придут к тебе в дом. Какими словами ты встретишь гостей?

 Предложи им чай. Подумай, о чём  можно поговорить за столом. Расскажи смешную историю.  

К бабушке в гости пришла ее старая знакомая. Она принесла тебе шоколадку. Какие слова нужно сказать, при нимая подарок? Постарайся произнести эти слова вежливо. Послушаем Соню, Витю ...

Сладости, а иногда и вещи, которые дарят, называют ещё  гостинцами. Вспомните, в каких сказках встречается это слово?  Как герои сказок благодарят за гостинец?

Количecтво  играющих «троек» и пар определяет воспита тель. Группа может быть разделена на играющих без остатка; часть группы может выполнять роль арбитра.

 Беседа 2.

ИГРА В ГОСТИ.

Цель беседы - повторить и закрепить знания, получен ные детьми по темам «Знакомство»,  «Приём гостя», «Поведение   в гостях».

Беседа.

 (опорные материалы)

- Давайте вспомним, что такое этикет, хорошие манеры. О каком человеке можно сказать: "У него хорошие манеры»? - В чем заключаются хорошие манеры гостя? Как нужно вести себя за столом? Что нужно сказать, уходя домой?

- А каковы правила поведения хозяев дома? Что гово рят, встречая гостя, провожая его? Что говорят, когда угощают?

- Представь себе, что ты в гостях у Нюши и Феди. Во время игры ребята обиделись на тебя, и ты остался один.

 Что нужно сделать? Что нужно сказать ребятам?

- Давайте повторим, какие вы знаете слова приветст вия, прощания, благодарности. Почему нам нужно знать эти слова и никогда не забывать о них?

Игровые  ситуации.

Игра в гости. Пусть дети распределят между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

Вы хотите, чтобы Юра и Лена пришли к вам в гости?

Пригласите их по правилам.

Как вы их встретите? Юра и Лена не знакомы с вашими родителями. Позна комьте их с «папой»  и « мамой».

Пусть Галя угостит гостей конфетами. Что нужно ска зать при этом? А Лена и Юра что скажут?

Пусть «мама»  и «бабушка»  пригласят гостей к столу. (Все садятся за стол.) как хозяева и гости будут вести себя за столом? Поговорите о чем-нибудь веселом. (Чем веселей будет игра, тем естественней будут вести себя ее участники.)

Теперь все встают из-за стола. Что говорят при этом? «Гостям» пора уходить домой. «Гости» и  «хозяева», по говорите между собой на прощание.

Беседа 3

ПРОЩАНИЕ ПЕРЕД СНОМ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных снови дений перед сном, которые адресуются близким.

Некоторые установки.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений желатель но соблюдать в семье. Перед  сном вредно затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст  для  чтения.

СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на работу, а Нюша и Федя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

- Спать пора, мои маленькие, скорее умы вайтесь - и в постель.

Федя сопротивляется:

- Во-первых, я не малень кий, это Нюшке пора в по стель, а я буду играть в шах маты. Дед, сразимся в шахма ты? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода - и мат ...

- Что ты, Федя, какие шахматы на ночь глядя?

- Скажи, дедушка, ну как это можно - глядеть

на ночь? Вот выйдем на балкон и посмотрим ...

Тут  вмешался папа:

- Кончай разговорчики! Марш в постель!

- Есть марш в постель,- с сожалением ответил  Федя. Он снял курточку и подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на го лове.

В это время Нюша вышла из ванной. Она акку ратно сложила свои вещи, подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

- Спокойной ночи!

- Спокойной ночи,  Ню шенька,  желаю добрых сновидений, - сказал дедушка.

- Спи спокойно, вну ченька,- сказала бабушка и поцеловала Нюшу.

Нюша подошла к маме  и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил Нюшу по голове: - Спокойной ночи,  приятных  снов!

Мама поцеловала Нюшу:

- Спокойной ночи, моя умница.

А где Федя? Кажется, он до сих пор стоит на голове ...

Беседа.

(опорные материалы)

Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу Нюша, бабушка, дедушка?

- А вы, ложась спать, желаете своим близким спокой ной ночи?

- Как вы готовитесь ко сну? Почему Федя вел себя неправильно? Почему нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации.

Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла - ваш ребенок. Уложите ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбель ные песни. Кто споет колыбельную? Хотите ли вы разу чить новую колыбельную песенку?

Пусть Кирилл будет дедушкой, а Витя - непослушным внуком. Дедушка советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше пошалить. Как за кончится беседа дедушки и внука?

Пусть Ангелина будет мамой, Лера - дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь приятное перед сном.

Беседа 4.

УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ.

Цель беседы - познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Некоторые установки.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие  это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.

Текст  для чтения.  

ДОБРОЕ УТРО!

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

- Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Нюше и Феде не хочется вставать. Нюша просит: - Мамочка, еще пять минут разреши полежать, ну  пожалуйста.

Федя поворачивается к стенке и с головой ук рывается одеялом.

Появляется папа:

- Вставай, одевайся, рабочий народ. Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Феди одеяло.

- А-а-а! – вопит  Федя.- О-о-о!

Нюша уже встала. Она смотрит на брата и хо хочет:

- Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Федя недоволен:

- Молчи, Нюшка, а то получишь ...

- Доброе утро, братик, не надо сердиться.

- Доброе утро,- бурчит Федя.

Папа командует:

- На зарядку становись!

- А мы в садике делаем зарядку,- хором говорят дети.

- Тогда подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше - посмотрим.

Нюша пытается подтянуться, но у нее не получа ется. Федя ее дразнит:

- Нюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Федя, но неловко по ворачивается и падает на коврик. Нюша подбегает к брату:

- Ты не ушибся? Тебе не больно?

 Горе-гимнаст только качает головой. Входит ба бушка:

- Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны  видели? Что с тобой, Федя?

- Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

- Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.

Нюша и Федя хлопают в ладоши.

 - Вот это да! Быстро на улицу!...

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят боль шие сани со спинкой. Нюша и Федя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают со седку:

- Доброе утро, тетя Варя!

- Доброе утро, путешественники, с первым  снегом!

А вот и детский сад. Нюшу ждут в средней группе, а Федю - в старшей.

- Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее,- говорит воспитательница Елена Петровна.

- Доброе утро, Елена  Петровна. Мы уже готовы.

- Рада Вас видеть. Надеюсь, вы хорошо вы спались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз ...

Беседа

(опорные .материалы)

- Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

- Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?

- Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

- А вот и собака. Ее зовут Джек. Поздоровайтесь со старым, добрым Джеком. Он любит вежливых детей.

- Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать вос питателю, ребятам при встрече?

- Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? За помните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации.

Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон -  дедушка, Ира - бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой.

Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и не многословен.

Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к ма миной постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воск ресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем.

Беседа 5.

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

Цель беседы - познакомить детей с формами выраже ния просьбы, адресованной старшему незнакомому, старше му близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Некоторые установки.

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Сле дите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть ад ресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу;  взрослому  близкому человеку -  отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому -  воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т.д.

В каждом конкретном случае следует смотреть человеку лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

В материалах к беседе вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»;  «Hy дай мнe»;  Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежли вой nросьбы добровольно.

Текст  для чтения.

В воскресенье _бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Нюша и Федя играли с ребятами.

- Посмотрите, какой огромный жук! - закри чал Юра.- Я никогда таких не видел. Ну просто как бульдозер!

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

- Разреши и мне посмотреть,- сказала Нюша.

- Эй, Юрка - закри чал Федя.- Отвали! Дай другим посмотреть!

Беседа.

(опорные материалы)

- Как вы думаете, увидела ли жука Нюша? Удалось ли  Феде увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

- Если бы вы были на месте Феди и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

Текст  для чтения.

Мама купила большие крас ные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

- Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

- Съешь после обеда,  ответила мама.

- Я очень прошу. Даю слово, что съем весь-весь обед. Так хочется попробо вать красивое яблочко. Пожа луйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яб локи и без спросу схватил самое большое.

Беседа.

(опорные  материалы)

Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда и почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку?  Как бы вы поступили на месте Нюши  и Феди?

- Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью кото рых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это сле дует обратить особое внимание детей.)

Беседа 6

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА.

( nродолжение)

Цель беседы - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.

Текст для чтения.

Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.

- Дедушка,- попросила Нюша,- я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

- Что ж, внучка, попробуй.

- Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья ...

Беседа.

(опорные материалы)

В прошлый раз мы говорили о том, что такое веж ливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу? - Если вам нужно купить три карандаша, как вы ска жете о6 этом продавцу?

Текст  для чтения.

(игровая ситуация с элементами беседы)

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттова ры». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде  мяч. Федя обратился к продавцу:

- Покажите это. Мне папа купит ...

Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к про давцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть  Женя будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

Текст  для чтения.

(игровая ситуация с элементами беседы)

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

- Но у тебя уже есть клюшка,- уговаривает его мама,- успокойся, пожалуйста, не кричи ...    - А я эту хочу! Купи-и-и!

Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? На учите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Лера будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси маму купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя  внимание окружающих.

Игровые ситуации.

Давайте поиграем в детский магазин. Женя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке иг рушки. (Каждый  ребенок выбирает себе  покупку и обраща ется к продавцу, а тот вежливо  ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах  благодарности и отзыва  на них - «пожалуйста».

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на ули це, ни в детском саду, ни в магазине.

Беседа 7.

Игра «Птица Благодарности» .

Попросите детей представить, что на землю приле тела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родите лей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодар ности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

 Беседа

Вопросы и задания для беседы:

Как вы думаете, для чего человек должен гово рить « спасибо» ?

• Попросите детей перечислить всех, кому они мог ли бы сказать спасибо за  интересную книгу, игрушку, вкусный торт, увлекательное пу тешествие и  т.д., и объяснить почему.

Прочитайте детям сказку:

Кто вырастил яблочко?

Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его

своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит:

- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мамочка!

- Не меня благодари, Настенька,- ответила мама, - а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды.

Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелес тела в ответ яблонь ка:

- Спасибо, На стенька, за твою бла годарность, но без за боты садовника я ни когда не вырастила бы такие вкусные яб локи.

Садовник как раз работал неподалеку. - Дедушка, - ска зала Настенька,  спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.

- Не меня благодари, девочка, а солнышко, - улыб нулся садовник, - без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.

«Так вот, кого нужно благодарить», - обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:

- Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яб локи!

Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке: - И мама, и яблоня, и садовник, - все мы стара лись, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы и задания к сказке:

  1. Нравится ли вам, когда вас за что-либо благодарят?  
  2. Как вы думаете, слышит ли природа благодар ность человека?
  3. Перечислите, чему в природе вы благодарны больше всего, и объясните почему.

Творческое задание «Спасибо природе».

Во время прогулки по лесу попросите детей ска зать спасибо дереву (солнцу, небу, траве и т.д.), а за тем объяснить, за что они ему благодарны.

После этого поделите детей на группы. Некоторые группы описывают чувства ручейка (дерева, леса, зем ли), который поблагодарили. Другие - описывают чув ства ручейка, который никто и никогда не благода рил.

Попросите детей сравнить свои описания.

 Рисунок «Благодарное сердце».

Прочитайте детям пословицу: «Благодарностью сердце украшается». Поделите детей на группы и по просите их нарисовать контуры сердца, а внутри это го сердца нарисовать все, о чем их сердца вспомина ют с благодарностью.

Нарисуйте яблоневый сад, который все вместе вы растили мама, яблоня, садовник, солнышко и Настенька.

 Задание на дом.

Попросите детей посчитать, сколько раз за день они говорят кому-либо спасибо, и сколько раз за день го ворят спасибо им. Затем предложите детям в тече ние нескольких дней как можно чаще говорить лю дям спасибо.

Обсудите с детьми, что изменилось в их жизни, ког да они выполняли это домашнее задание.