ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
статья ( группа) на тему

Кузьмина Марина Вячеславовна

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.trudovye_navyki_v_selskoy_mestnosti.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

М.В. Кузьмина,

Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент М.В.Степанова

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности.

.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, трудовые навыки, дети 2-7 лет, игра, условия сельской местности.

Наиболее общей и значимой на современном этапе развития образования выделяется задача вовлечения детей в общественно полезный труд, доказано, что именно он непосредственно связывает современную образовательную организацию с жизнью (Б. П. Жизневский,                             Я. Л. Коломинский и др.) В исследованиях труд определяется как целесообразная деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Анализ различных видов трудовой деятельности детей, ее особенностей, изменений в разные возрастные периоды убеждает в том, что в процессе развития ребенка формирование трудовых навыков играет важную роль как в воспитании, так и в образовании.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи с переходом отечественной системы образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить роль личностного социального развития ребенка (Т. Ф. Горячева,                           Т. В. Жукова Я. И. Ковальчук,  М. В. Крулехт, Т. А. Маркова).

Современные исследователи в области дошкольной психологии и педагогики отмечают необходимость выделения в содержании педагогической работы целенаправленного социального воспитания детей в условиях сельской местности (A. H. Гамаюнова, М. А. Егорова,                                      Н. Я. Москоленко и др.).

В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали многие исследователи (Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева,                Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова и др.)

Проблема формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет в условиях сельской местности актуальна, в связи с тем, что сельское пространство – это локальная система, отражающая своеобразие ценностей, традиций, обычаев, присущих определенным группам, различным по территории и времени проживания, национальности, возрасту, социальному опыту и т.п., передающееся детям через семью и образовательный процесс в ДОУ. Как субъект формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет сельская местность располагает богатым воспитательным потенциалом, заключающимся в его специфике (образ жизни сельского жителя, тесная связь детей-дошкольников с односельчанами – представителями разных возрастов, профессий, направленность детей с раннего возраста на трудовую деятельность, значимость для дошкольников общественного мнения, близости к природе и др.) [1]. 

Основываясь на анализе теоретических источников установлено противоречие между потребностью в формировании трудовых навыков у детей 2-7 лет в условиях сельской местности, выявлении педагогических условий их формирования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Это обусловило выбор темы исследования, цель, которого заключалась в изучении педагогических условий формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет в условиях сельской местности.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет более эффективным, если обучать детей пониманию различных смысловых ситуаций изображения пространственных представлений, применять игровые методики, обеспечивающие развитие у детей пространственных представлений, привлекать дошкольников к словесному отчету о своих действиях.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Игорварская ООШ им Г. С. Емельяновой» дошкольная группа Звездочка» Цивильского района Чувашской Республики, в разновозрастной группе, которую посещают воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет.

Для решения поставленных задач была использована методика                      наблюдения Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, состоящая из двух заданий : Труд в природе, Хозяйственно-бытовой труд [4].

Результаты изучения сформированности трудовых навыков у детей 2-7 лет указывают на то, что, дети в экспериментальной группе детей 3-4 лет со средним уровнем 60% с низким уровнем – 40%. В контрольной группе детей 5-7 лет выявлено по 30% испытуемых с высоким уровнем и с низким уровнем, со средним уровнем40%.

Дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности. Дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль.

Система формирующей работы состояла из 3-х этапов: 12 занятий, по 2-3 игры в каждом занятии. Первый этап был посвящен совершенствованию коммуникативных навыков, сплочение группы, воспитание положительного отношения к труду взрослых. Целью 2 этапа являлось формирование трудовых навыков, обогащение опыта предметно-практической деятельности. 3 этап был направлен на закрепление сформированных навыков, их автоматизацию.

На контрольном этапе исследования мы использовали аналогичные методики, и оценка результатов проводилась по тем же критериям. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что наблюдается положительная динамика показателей уровня сформированности трудовых навыков у испытуемых экспериментальной группы: на 10% увеличилось количество детей с высоким уровнем, на 30% со средним уровнем, количество детей с низким уровнем детей уменьшилось на 40%. Следовательно, гипотеза нашего исследования, представленная выше, экспериментально подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Градусова, Л. Помогаем маме – учимся сами! / Л. Градусова,                           Л. Маколдина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 118-121.
  2. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду / Т. С. Комарова,           Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Сфера, 2006. – 90 с.
  3. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред.                      С. А. Козловой. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 256 с.
  4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995. – 244 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помо...

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...