«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Орлова Оксана Михайловна

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.

В младшем дошкольном возрасте трудовую деятельность, которую взрослый целенаправленно демонстрирует как «театр» для ребенка, воздействует на эмоции воспитанника, вызывает удивление, восхищение и желание научиться у взрослого, включиться в совместную деятельность.

И формируется как самостоятельность в отдельных видах (самообслуживание и общественно-полезный труд).

Немало важное значение имеет умение педагога своевременно обнаружить неполадки и в одежде детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Принимаясь за любое дело, я непременно организую детей на его выполнения.

В формировании трудовых навыков дошкольника большую роль играет ознакомление детей с художественной литературой.

В своей работе с детьми младшего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам,  пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам.

Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

 А ты радуга-дуга,

        Ты высока и туга!        

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

           Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Уродись, бобы

Велики круты,

В поле густы,

На столе вкусны.

Матушка репка

Уродись крепка

Ни густа, ни редка

До великого хвоста.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

В потешках и песенках оживают явления природы (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят...», «на небе появилась радуга-дуга...»), действуют животные (<<кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).        

        Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.

Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими  потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Умение и желание ухаживать за своими игрушками.

 Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивали все трудовые навыки.

При умывании

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Катя умывается, 
Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

Кран откройся, 
Нос умойся!
Мойтесь сразу 
Оба глаза,
Мойся шейка 
Хорошенько!

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками, 
Да босыми ножками!

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя, умывайся веселей!

Ладушки, ладушки, 
С мылом моем лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки!

Кран, откройся! 
Нос, умойся! 
Глаз, купайся! 
Грязь, сдавайся!

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

При одевании

Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

У нас Ванечка один, 
Никому не отдадим. 
Мы пальто ему сошьем, 
Погулять его пошлем.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.

Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

Мы с тобой пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Чтобы Катенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Кати на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Катенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родной!
Посажу тебя в коляску,
И поведаю я сказку.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

При причесывании

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Расти, косынька,
До пят -
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.

Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".

Расти, косынька,
До пят -
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".

Расти, коса, из корню,
Приедет жених из городу,
По косу, косу,
По невесту хорошу!

Ознакомление с окружающим миром

Уродитесь, бобы, 
Велики и круты, 
В поле густы, 
На столе вкусны.

Матушка-репка, 
Уродись крeпка, 
Ни густа, ни редка, 
До великого хвоста.

Сей, сей горох, 
Посевай горох! 
Уродись, горох, 
И крупен, и бел, 
На потеху всем; 
И сам тридесят – 
Для всех ребят.

У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.

- Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

- Ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, делали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком!

Я по лесу по зелёному бреду, 
Я грибочки в кузовок соберу, 
Я в осиннике рыжики беру, 
По березничку – березовики, 
По сосновым пням – опёночки, 
А под ёлкой – белый гриб-боровик

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

" Проблема формирования ИЗО навыков у детей младшего дошкольного возраста".

"Проблема формирования ИЗО навыков у детей младшего дошкольного возраста"....

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Рекомендации по формированию трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в воспитания детей является формирование уважения и любви к труду. В детском саду необходимо воспитывать желание оказывать помощь взрослым, побуждать к самостоятельности, акце...

«Роль семейных праздников в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Современные родители часто недооценивают воспитание трудом. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладыается отношение человека к труду, формируются основные трудовые навыки. В масте...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...