Главные вкладки

    «Роль семейных праздников в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Современные родители часто недооценивают воспитание трудом. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладыается отношение человека к труду, формируются основные трудовые навыки. В мастер-классе приняли участие родители двух воспитанников подготовительной группы, которые поделились своим опытом трудового воспитания детей в процессе подготовки к Новогоднему празднику.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для педагогов

    «Роль семейных праздников в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

     (в соавторстве с Легачевой Е.Н.)

    Добрый день, уважаемые коллеги!

              Зима вступает в свои права и очень скоро наступит веселый и радостный праздник – Новый Год! И это хороший повод для того, чтобы заняться подготовкой к празднику всей семьей. Сегодня мы говорили о том, как семья может формировать трудовые навыки у детей старшего дошкольного возраста.

    Тема мастер-класса: «Роль семейных праздников в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: создать условия для профессионального самосовершествования педагогов.

    Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их дети еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

    В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Вовлечение ребенка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива. Подобную активную позицию надо формировать уже в дошкольном детстве. Детей, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, легко отличить среди воспитанников детского сада. Для них характерны не только беспомощность, но прежде всего эгоистичность, незаинтересованность  в общих для всех детей делах.

     Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.

    Но, недопустимо наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег и т.д.

    В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники.

     Организованный взрослыми труд, вызывает у детей гораздо больший интерес, если значимость  этого труда очевидна для окружающих. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях, то это отбивает у ребенка охоту трудиться.

    Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца,  формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.

    Немаловажное значение имеет также моральная и эстетическая сторона трудового воспитания дошкольника в семье. По мнению Г.Н. Каменевой, оценивая действия ребенка, взрослый формирует отношение к трудовой деятельности, его трудовую мотивацию. Грамотно осуществляя оценку, родитель может стимулировать в ребенке потребность самостоятельно, без просьбы, включаться в трудовую деятельность.

    Педагоги детского сада способствуют формированию у родителей воспитанников  понимания важной роли семьи в деле  трудового воспитания. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой.

    В нашей группе реализуется долгосрочный проект «Моя любимая семья», цель которого: приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста. Проект реализуется по нескольким направлениям, одно из которых трудовое воспитание старших дошкольников.  

    Задачи этого блока:

    - привлечение родителей к формированию трудовых навыков и умений у детей;

    - воспитание положительных взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми в процессе труда;

    -воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;

    - воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

    В рамках проекта проводились совместные с родителями мероприятия: «Мамино печенье просто объеденье», мастер-класс от папы по изготовлению вертушек, мастер – класс от мамы по изготовлению лизунов, «С пылу, с жару пирожки, с любой начинкой хороши!», акция  по озеленению территории детского сада «Зелёная весна» и т.п.

    А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. В семье также имеются условия для коллективного труда ребенка, например подготовка и проведение семейных праздников.

    Семейный праздник — является одной из очень важных семейных традиций и форм досуга. Она способствует сплочению семьи, воспитывает внимательное отношение друг к другу, развивает умение доставлять радость окружающим. Праздник — это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые состязания, возможность помериться своими силами. В той семье, где умеют праздновать и радоваться жизни, вырастают контактные, коммуникабельные оптимисты и хорошие работники.

    Но далеко не в каждой семье умеют устраивать праздник, отвечающий запросам ее членов и требованиям общества. Эта неумелость дорого обходится государству, поскольку в наше время семейный праздник мало – помалу вырождается в попойку со всеми ее  аморальными последствиями, а нравственная традиция семейного торжества, превращается в традицию разобщения, а то и противостояния поколений. Это утверждение особенно справедливо в отношении семей, которые принято называть неблагополучными.

    Процесс подготовки к празднику должен сплачивать всю семью единством цели и общими задачами. Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармонического развития всех способностей детей.

    А самое главное – семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников! Это – своего рода цемент, укрепляющий кирпичики отношений. На самом деле: привычка весело и интересно проводить досуг вместе укрепляет отношения и душевную близость. При проведении семейного торжества в свою очередь вместе с нашими родителями, т.е. бабушками и дедушками, мы осуществляем связь поколений, происходит  передача ценностей и традиций.

    Включение ребёнка в процесс семейных праздников и досугов  будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. При подготовке и проведении семейных праздников дети получают возможность проявлять высокую активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно сказывается на развитии их способностей и личностных качеств.

    Давайте вспомним, как мы готовимся к Новогоднему празднику?

     А как вы думаете, с какого возраста детей  можно привлекать к подготовке к празднику? Какую посильную помощь они могут оказать?

    Обычно мы украшаем новогоднюю елочку купленными игрушками: разноцветными шарами, сосульками, снеговиками, снежинками, мишурой, и т. д. Ну, а что если украсить елочку игрушками, сделанными своими руками? Ведь игрушки, сделанные своими руками, несут тепло и положительные эмоции того, кто их мастерил. Сегодня мама нашего воспитанника Томашевская Наталья Викторовна, расскажет вам о том, как они с семьей готовятся к наступающему празднику.

    1. Мастер – класс по изготовлению новогоднего подарка-сувенира

                 Ведущая: Сегодня я расскажу вам, как сделать снеговика из носочка без нитки и иголки всего за 5-10 минут. Эту новогоднюю поделку можно использовать для украшения квартиры, как подвеску на елку или как  подарок для друзей и близких. Он станет отличным новогодним украшением, которое может дополнить елочную композицию или использоваться в качестве самостоятельного декора. Сделать снеговика совсем  не сложно, поэтому, эта работа придется по душе и взрослым, и детям.

    Вам понадобится:

    • Белый носок;

    • Резинки; скотч

    • Рис-1 кг.;

    • Цветная ткань; булавки с цветными наконечниками-шариками

    • Бусины, пуговицы, ножницы; нитки

    • Горячий клей.

                Изготовление новогоднего сувенира будет способствовать развитию у детей мелкой моторики рук, внимания, образного мышление; развитию творческого воображения и чувства вкуса; воспитанию аккуратности, интереса к изготовлению подарков-сувениров своими руками.

    Инструкция по изготовлению снеговика.

    1. Разрежьте носок на две части, отступив несколько сантиметров от линии пятки.

    2. Верхнюю половину мы будем использовать сразу (она послужит основой для снеговика), а нижняя потребуется позже для декоративных целей, поэтому её пока можно отложить в сторону.

    3. Выверните верхнюю часть носка наизнанку.

    4. Ниткой плотно завяжите конец носка. У вас должен получиться надежный узел, который будет крепко фиксировать основу снеговика.

    5. Снова выверните носок на лицевую сторону.

    6. Возьмите широкий скотч и наденьте на него носок так, чтобы его перевязанная часть оказалась внутри кольца, а свободный конец был закреплен на самом рулоне. Этот шаг нужен для того, чтобы было удобно насыпать рис в носок.

    7. Теперь ложкой аккуратно засыпьте крупу, чтобы придать снеговику форму. Чем больше риса вы добавите, тем объемнее получится игрушка.

    8. Теперь руками сформируйте тело и голову снеговика, распределив рис в носке так, чтобы в нижней половине крупы было больше, чем в верхней части игрушки.

    9. Завяжите носок сверху, стараясь плотно закрепить основу снеговика. Помните о том, что игрушка весит около килограмма, поэтому фиксация должна быть максимально крепкой.

    10. Выделите головную часть снеговика, обмотав вокруг неё нитку несколько раз.

    11. Теперь пришла пора стать настоящим стилистом, ведь готовый вид снеговика полностью зависит от вашего вкуса и творческого запала. За одежду и внешность вашего зимнего друга отвечают пуговицы и цветные булавки.

    12. Для начала повяжите небольшой кусочек ткани вокруг импровизированной шеи снеговика, чтобы замаскировать нитки и подарить персонажу обязательный атрибут - шарф.

    13. Оставшуюся половину носка подверните несколько раз, чтобы придать нужный размер, и используйте как шапку снеговика.

    14. Аккуратно нанесите супер-клей  на пуговицы и закрепите их на теле игрушки.

    15. Осталось только наделить снеговика яркой внешностью. Для этого закрепите на голове игрушки булавки с цветными наконечниками-шариками, чтобы сформировать симпатичное личико. Ваш снежный герой готов!

                 

    Подойдя к вопросу творчески, вы сможете сделать поистине уникальные игрушки, которые будут нести радость и позитивную энергию в дом. Используйте оригинальные детали, которые смогут придать вашей поделке яркие черты. Вязаные шапочки, цветные шарфы и другие оригинальные элементы помогут вам смастерить разных персонажей, каждый из которых будет отличаться своим характером. Сделав сразу несколько игрушек, вы сможете разыгрывать спектакли и веселые сценки для детей или использовать их для составления тематической статичной сценки.

    По окончанию мастер-класса работы празднично упаковываются.

    2. Мастер-класс по росписи имбирных пряников

                  Перед Новым Годом хозяйки обычно обмениваются интересными рецептами блюд к новогоднему столу. Кто-то из вас, уважаемые гости, пробовал имбирные пряники?

    Пряники ручной работы – это красивый и милый подарок, который приятно получить в любом возрасте. А главное, их легко сделать своими руками. Если ваш ребенок любит какой-то мультфильм, то он точно обрадуется, пряничкам с героями этого мультика. Мама нашего воспитанника Кутепова Наталья Викторовна с удовольствием поделится с вами  рецептом и  разными тонкостями этого дела. Такая работа придется по душе и взрослым, и детям. Пряники можно расписывать для любых праздников, но самые красивые, конечно, новогодние. Елочки, снеговики, елочные игрушки, звездочки и домики. Сейчас пряники-болванки и глазурь можно купить готовыми. Но сегодня мы будем расписывать заготовки, которые заранее  испекла Наталья Викторовна.

    Ведущая: Уважаемые гости, как вы думаете, почему пряники называют пряниками? Правильно. Там много пряностей. А еще в пряниках есть мед, поэтому они долго хранятся и не теряют вкус. Можно заранее сделать много-много подарков для своих близких и друзей. Имбирные пряники — особенно вкусные и хрустящие. Тесто сильно не раздувается во время выпечки, поэтому можно делать красивые фигурки с мелкими деталями. Традиционная форма — пряничный человечек. Он любит, когда ему рисуют яркие пуговицы.

    Имбирные пряники.

    Ингредиенты:

    Мед-165 гр.

    Сахар-100 гр.

    Имбирь молотый-1,5 ч.л.

    Масло сливочное-125 гр.

    Сода-2 ч.л.

    Яйцо-1 шт.

    Мука-приблизительно 500гр. (лучше не доложить)

    Глазурь для украшения:

    Белок-1 шт.

    Сахарная пудра-160-200 гр.

    Лимонная кислота-щепотка

    Дополнительно:

    Цветной сахар

    Кондитерские посыпки

    пищевые красители (при необходимости)

    Приготовление теста:

    1.Смешать мед, сахар и специи в кастрюльке.

    2.Поставить на средний огонь и помешивать до закипания. Кипятить 1-2 минуты до растворения сахара. Сняв с огня, всыпать соду, хорошо перемешать. Пойдёт реакция.

    3.После образования пышной пены, положить в кастрюлю размягченное сливочное масло, тщательно перемешать.

    4.Дать смеси остыть и вмешать на низких оборотах миксера яйцо (остудить смесь надо примерно до 60 градусов, чтобы не свернулось яйцо). Д

    5. Далее всыпать постепенно просеянную муку, вымешивая тесто. Муки, возможно,  понадобится немного меньше, чем заявлено в рецепте.

    6.Вымешанное тесто положить в холодильник минимум на 2 часа. После чего с ним можно работать.

    Рецепт глазури:

    В чашу положить 1 белок, 170 гр. мелкой просеянной сахарной пудры и щепотку лимонной кислоты. Перетереть миксером на низких оборотах в течении пяти минут, до образования белоснежной массы. Густоту глазури можно регулировать, добавляя понемногу воду.

    Для росписи нам понадобится два вида глазури: контурная и заливочная (см. рецепт приготовления глазури).

    Рассказ ведущей о том, что лежит на столе и как этим пользоваться.

    Участвующие выбирают фигурку для росписи.

    1.Роспись имбирных пряников начинаем с контура. Стараемся провести линию контура без отрыва. Если у вас не получается провести контур одной линией, то можно останавливаться в уголках. Небольшие огрехи можно исправить зубочисткой. Если что-то пошло не так, можете убрать совсем.

    2.Итак, контур нанесен. Даем ему подсохнуть минут 5-10.

    3.Если по эскизу вам нужна цветная глазурь, то самое время добавить в глазурь краситель. Очень осторожно на кончике зубочистки. Имейте в виду, что при высыхании цвет глазури станет ярче и насыщенней. Оставляем сушиться.

    4.Теперь делаем заливку. Наносим заливочную глазурь. Зубочисткой круговыми движениями равномерно распределяем по поверхности пряника. Для более ровного слоя, можете потрясти пряник из стороны в сторону, только очень аккуратно.

    5. После того как вы нанесли заливочную глазурь, сразу начинаем рисовать (рисуем по мокрой глазури).

    До полного высыхания глазури на пряниках понадобится от 3 до 6 часов (все зависит от толщины слоя). Дети обычно не дожидаются этого момента и съедают пряник.

     А теперь давайте  рассмотрим готовые работы. Посмотрите, какие они интересные  и привлекательные. Дети с огромным удовольствием  примут участие в приготовлении и росписи таких пряников!

    Участники мастер-класса оформляют свои работы в праздничную упаковку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

    Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу,  надо  ее  знать,  а  чтобы  знат...

    «Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»

    Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помо...

    Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

    Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

    Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

    «Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».К.Д. Ушинский....

    Роль игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь....

    Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

    О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

    Рекомендации по формированию трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Одной из важнейших задач в воспитания детей является формирование уважения и любви к труду. В детском саду необходимо воспитывать желание оказывать помощь взрослым, побуждать к самостоятельности, акце...