«Особенности подхода к трудным детям 4-5 лет»
статья (средняя группа) на тему

Загороднева Екатерина Владимировна

Воспитание - очень важный процесс для формирования здоровой личности. Каждый возраст характеризуется своими особенностями в поведении. В данной статье описывается выявление такие детей, причины возникновения такого поведения и работа с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podhoda_k_trudnym_detyam_4-5_let.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

            «Особенности подхода к трудным детям 4-5 лет»

   Воспитание - очень важный процесс для формирования здоровой личности. Каждый возраст характеризуется своими особенностями в поведении и приоритетах человека, и очень важно их учитывать при воспитании. Рассмотрим возраст четырех-пяти лет.

  В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

 

   Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? На основании анализа современной научно-педагогической и психологической  литературы   понятию - «трудные дети» можно дать следующее обоснование  - «наличие у детей  отклоняющегося от нормы поведения». Это: тревожные, гиперактивные, агрессивные, импульсивные, замкнутые,  медлительные дети.

Портрет тревожного ребенка.

  Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем.

Как выявить тревожного ребенка.

 Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности  в общении с другими детьми.

Причины  возникновения тревожности у детей

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и воспитателями.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)

 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

  Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

  Используют в работе с детьми игры-драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

 Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

1.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

2.Спрашивайте ребенка в середине занятия.

3.Избегайте заданий  на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.

4.Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).

5.Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.

6.Снижайте количество замечаний.

7.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

8.Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников.

 «Агрессивные дети»

Портрет агрессивного ребенка

 Почти в каждой группе детского сада  встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Причины детской агрессивности

Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

- Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности, и, кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей

- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями

- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

- Запрет на физическую активность

- Повышенная раздражительность

- Подсознательное ожидание опасности

- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка

 Как помочь агрессивному ребенку

 Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

 Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

 - работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:

-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».

 - обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:

- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."

 - работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)

 - прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "...

Особенности общения педагога с детьми на разных возрастных этапах. "Трудные дети". Пути взаимодействия.

Что такое общение? Какие мотивы стоят за этим понятием? Почему  взрослому нужно учитывать возраст ребёнка при общении сним? Как самостоятельно определить возрастные нормы в общении с ребёнком?Учи...

Методические рекомендации как найти подход к трудному ребенку

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожа­лению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный-лидер», оказывающий неблагоприятное...

"Трудные дети"- особенности их развития и воспитания.

Консультация о тревожных, гиперактивных, замкнутых, импульсивных детях....

«Не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно»

Дошкольное детство – один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. От того, как сложатся отношения ребе...