Проект «Сказки Югры»
проект (старшая группа) на тему

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki_yugry_2011-2012gg.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказки Югры»

Введение

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал культурной традиции народов России, всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий – формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова».[1]

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа и уважение к традициям другого, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

        В современном воспитании ребенка сказки и загадки присутствуют лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, культуру другого, если это уже – прошлая, а не актуальная культура?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Сказки - как средство воспитания любви к родному краю.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге.

Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с культурой разных народов, важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах.

Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские).

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованная деятельность. В рамках ознакомления с культурой и бытом народов Югры – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

        Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами,  четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому, что вдохновение пришло сейчас. Часто, прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета.

Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой или информации. Если их впечатления бедны, то и продуктивная деятельность от мотивов прочитанного произведения быстро скатывается на привычные сюжеты рисования и игр. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими в непосредственно образовательной  деятельности.

Изучив художественную и методическую литературу, посвященную вопросу использования литературы в воспитании патриотических чувств у дошкольников старшего возраста, можно сделать вывод, что воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Воспитание нравственных качеств, а в частности, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами. Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово. Художественная литература присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п.

Все жанры художественной литературы, рекомендуемой для старшего дошкольного возраста, используются и для патриотического воспитания. Устное народное творчество (малые формы, сказки, былины), авторские сказки, стихи, рассказы – все эти формы встречаются среди литературы для патриотического воспитания. С рассказами, сказками и былинами дети знакомятся по чтению вслух, стихи заучивают наизусть и декламируют их

        Результатом изучения проблем воспитания патриотических чувств к родному краю, является проект «Сказки Югры»

ПРОЕКТ «СКАЗКИ ЮГРЫ»

Тип проекта: долгосрочный, познавательный, коллективный.

Сроки реализации: октябрь 2011г. – май 2012г.

Участники проекта: воспитатели, дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет «Светофорчик», родители воспитанников.

Аннотация: Воспитание любви к родному краю и уважения к культуре других народов, начинается с детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу Родину», а со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, и в детском саду, под руководством воспитателя.

Воспитатель обладает множеством средств для формирования патриотической культуры детей. В данном проекте рассмотрено одно из них – средство художественного слова - сказки.

Забытые и отсталые в прошлом, в нашей стране народы Севера окружены вниманием и заботой. Они создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки.

Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями.

Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы (ненецкая сказка «Хозяин и работник», удэгейская — «Гадазами», эвенская — «Находчивый стрелок» и другие).

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы (как, например, в кетских сказках «Птичка-невеличка» и «Альба и Хосядам» или в чукотской сказке «Всемогущая Катгыргын»), духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) (например, в селькупской сказке «Хозяйка огня», орочской — «Лучший охотник на побережье», нивхской — «Белая нерпа»), смерть и оживление (например, в эвенкийской сказке «Как змеев победили»).

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).

Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Цель:
    - Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса  к своей малой Родине, через  устное народное творчество - сказку. Знакомство детей со сказками коренных народов ХМАО - Югры.

Задачи:

- Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях севера: «ханты», «манси»; их внешнего вида; национальной одежды, занятиях (оленеводство, рыболовство, охота)

- Дать представление о растительном и животном мире нашего края и тундры.

- Воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

- Развивать устойчивый интерес к художественной литературе, расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира в сказках.

- Развивать у детей связную, монологическую речь, умение пересказывать прочитанные сказки.

-  способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к Малой Родине.

Перспективный план

м

н

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

октябрь

1

2

3

4

Диагностика

Диагностика

Рассматривание альбома «Ханты и манси – дети Югры»

Беседа «Орнамент народов Севера»

Памятка

«Как правильно выбрать книгу»

Консультация

«Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника»

ноябрь

1

2

3

4

Аппликация с элементами орнамента «Рукавица»

Чтение сказки «Мышонок и медведь»

Рисование по сказке «Мышонок и медведь»

Лепка «Мышонок и медведь»

Консультация

«Мелкая моторика – зачем и как ее развивать»

Консультация

«Развитие монологической речи у старших дошкольников»

декабрь

1

2

3

4

Беседа «Животный мир нашего края»

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто, где живет»

Заучивание стихотворений о Югре

Коллаж «Животный мир нашего края»

Информация для родителей «Учим с ребенком стихи»

январь

3

4

Пословицы и поговорки народов ХМАО.

П/и «Оленьи рога»

Буклет

«Подвижные игры народов Севера»

Памятка

«Пословицы и поговорки народов ХМАО»

февраль

1

2

3

4

Чтение сказки «Сосна»

Поделки из сосновых шишек

Дидактическая игра «Правила в лесу»

Коллаж Лес – наше богатство»

Консультация «Воспитание любви к природе»

Интересные факты

«Ханты-мансийская кухня»

март

1

2

3

4

Чтение сказки «Назым – река любви»

Рассматривание природы водоемов Югры

Чтение сказки «Красивый бобр»

Лепка «Бобер»

Информация «Хантыйский календарь природы»

Буклет

«Живые традиции хантов и манси: Медвежий праздник»

апрель

1

2

3

4

Чтение сказки «Вороненок»

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Чтение сказки «Золотое перо орла»

Изготовление книжки по сказке. (по выбору детей»

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Деловая игра

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

май

1

2

3

4

Чтение сказки «Охотник, достойный рукодельницы»

Работа с раскрасками.

Диагностика

Диагностика

Интересные факты

«Ханты-мансийская кухня»

Памятка

«Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Этапы реализации проекта

I этап. Организационно-подготовительный.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

На данном этапе:

- были изучены научная, периодическая, публицистическая литература: экспериментальная программа «Мой город Мегион», программа «Детство» / под ред. А.Г. Гогоберидзе, «Воспитание детей на традициях народной культуры» Ватаман В. П., журнал «Дошкольное воспитание» №2-2008, «Своеобразие читательского становления», материалы образовательных сайтов и др.

- произведен текстуальный анализ содержания сказок народов ханты и манси из сборника Г. Слинкиной «Сказки земли Югорской», детская художественная литература о жизни народов Севера – О. Лебедева «Буровичок Югорка», Л. Такташева «Голубые небеса», «Чудесная планета», «Земные радости», В. Козлов «Страна Мегиония» и др.

- пополнен патриотический уголок по теме проекта: тематические альбомы «Орнамент народов Севера», «Культура и быт ханты и манси», раскраски по мотивам орнамента одежды народов Севера, художественная литература, иллюстрации.

- изучен опыт других педагогов по воспитанию патриотических чувств средством художественной литературы.

II этап. Рефлексивно-прогностический.

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

        На данном этапе был проведен первичный мониторинг по теме проекта. В ходе бесед, наблюдений за детьми было выявлено, что дети не знают сказки народов ханты и манси, не имеют представления, о каких героях в них может быть рассказано.

 Результаты мониторинга: высокий – 0%, средний – 40%, низкий – 60%

        Беседы с родителями также показали отсутствие знаний о сказках народов Севера.

        По результатам проведенного обследования был составлен перспективный план работы.

III этап. Практический.

Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о сказках народов Севера, воспитания любви к родному краю.

        На данном этапе использовались различные формы работы с детьми, родителями, педагогами. В период с октября 2011 года по апрель 2012 года дети познакомились с различными сказками, пословицами, стихотворениями народов Севера; узнали о культуре быта ханты и манси. Расширились представления о природе родного края. Дети познакомились с произведениями поэтов и писателей Югры.

        В продуктивной, самостоятельной деятельности дети передавали свои впечатления от прочитанного.

Для родителей были подготовлены консультации, памятки. Регулярно выставлялась в уголке для родителей информация по теме «Интересные сведения» о жизни и культуре народов ханты и манси.

IV этап.  Заключительный.

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

        В ходе бесед, наблюдений за детьми были получены итоговые данные знаний, умений и навыков по теме проекта.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Знает название родного края, города

Имеет представления о жизни народов Севера

Знает и называет 3-5 сказок народов Севера.

Имеет представления о героях северных сказок

Знает писателей и поэтов родного края

Знает стихи о Югре

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нк

кг

нг – начало года, кг – конец года

 

Результаты проведенного обследования на конец года:

Высокий уровень – 52%

Средний уровень – 42%

Низкий уровень – 6%

Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика:

повышение процента уровня выше среднего на 52% (знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только знает названия сказок, но и дает оценку произведению);

у 42% детей имеется определенный объем знаний; низкий уровень снизился на 54% и составил к концу учебного года 6%.

Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности, о родном крае, о сказках, культуре и быте народов Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки Югры"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса  к своей малой Родине, через  устное народное творчество-сказку....

СКАЗКИ ЮГРЫ

«Мальчик – Корешок»...

Проект "Сказки Югры"

Проект знакомит детей со сказками народов Югры....

Проект "Сказки Югры"

В рамках месячника "Край ставший судьбой" совместно с родителями для детей старшей группы разработан проект "Сказки Югры"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ"

Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились нак же любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Способствовать развитию интереса к коренным народам ха...

Педагогический проект на тему: «Сказки Югры» - книжки-малышки

“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта кн...