ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились нак же любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальнх сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_narodov_yugry.docx386.26 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Познавательно – творческий проект

СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ

Автор проекта: Е.В.Девяткова, воспитатель МАДОУ ХМР д/с «Березка»

В нашем краю – Югре, проживают коренные народы – ханты и манси. Они очень любят свою суровую землю, ведь Север – это их родина. Ханты и манси не боятся холодов, они много работают: пасут огромные стада оленей, охотятся на зверей, птиц, ловят рыбу, а за работой стужи не замечаешь.  У народов ханты и манси свой язык, свои обычаи и традиции. Обычаи  и традиции человек усваивает с детства. Очень помогают в этом сказки, потому что сказки пришли к нам из глубины веков. Сказки рассказывают детям матери и бабушки. Они слышали их от своих родителей, от бабушек и дедушек, а бабушки и дедушки – от своих предков и так  бесконечно.

Раньше, когда люди не умели читать и писать, сказки передавались из поколения  в поколение устно. Теперь их собирают и записывают ученые. Благодаря им, мы читаем эти сказки и узнаем, как жили люди на Севере в прошлом, во что верили и о чем мечтали.

Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.  

Цель проекта: формировать у детей представления о традициях народов Югры, способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальных сказок.

Задачи проекта:

- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Югры;

- приобщать к богатому литературному наследию Югры, понимать образный язык коренных народов;

- обогащать словарный запас детей национальными названиями края: предметов быта, одежды, ремесел, символикой;

- воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: 2 недели (краткосрочный)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, социальные связи: модельная библиотека семейного чтения «МБУК Горноправдинск», музей МБОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск».

Ожидаемые результаты: к моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси через чтение национальных сказок. Появится стремление отражать свои впечатления в различных видах

художественной деятельности. Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-познавательной творческой деятельности.

Актуальность проекта:

- побеседовав с детьми, и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента, выяснилось отсутствие у детей знаний о традициях коренных народов Югры;

- недостаточное оснащение познавательно-развивающей среды и художественной литературы.

Возник проблемный вопрос: мы мало читаем и мало знаем о том, как живут народы ханты и манси на территории Югры. Решение  проблемы заключается в познании традиций и быта народов ханты и манси, посредством чтения национальных сказок.

Материалы и оборудование для реализации проекта: детская художественная литература: Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера», Н.И. Трубникова «Огонь-камень», И.Ф.Смольников  «Не бойся пурги», Л.И. Грибова «Ворон кхутха», Е.И. Романдеева «Мансийские загадки», В.С. Сумарукова «Солнечный лучик», Е.В. Ковган «Сказки народов ханты», М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки»; наглядные пособия (чум, игрушка-хантыйка, нарты и др.), интернет – ресурсы, мультимедийная презентация «Коренные народы земли Югорской», изделия из ткани Г.И. Комлевой «Югорские мотивы».

I Этап. Подготовительный

План реализации проекта:

  1. Обсуждение темы.
  2. Определение проблемы.
  3. Поиск путей решения.
  4. Подбор детской художественной литературы, сказок коренных народов Югры, через сельскую библиотеку.
  5. Подбор демонстрационного материала.
  6. Подбор наглядных пособий, через сельскую библиотеку.
  7. Подбор материала для изобразительной деятельности.
  8. Составление и показ презентации «Коренные народы земли Югорской».
  9. Подбор предметов национальной культуры, через взаимодействие с  родителями.
  10. Оформление книжного уголка «Сказки народов Севера»
  11. Оформление выставки изделий по лоскутной аппликации Комлевой Г.И. «Югорские мотивы».

II Этап. Реализация проекта

Формы работы:

  1. Посещение музея СОШ., работник музея Ю.Н. Змановская рассказала о коренных народах ханты и манси, показала фотографии, видели чум, предметы обихода.

  1. Беседа с просмотром презентации «Коренные народы земли Югорской».
  2. Знакомство с символикой Югры.
  3. Знакомство с игрой «Белый шаман»
  4. Чтение сказок народов Севера: «Кукушка», «Айога», «Почему совы на

мышей охотятся», «Мальчик корешок», «Ворон кхутха», «Три сына», «Мальчик Идэ», «Медведь и бурундук», «Медведь и лиса», «Зайчик», «Отчего у зайца длинные уши» и др.

  1. Словарная работа: чум, чувал, нарты, землянка, юрта, шаман, стойбище, кочевать, малица, ягель.
  2. Рисование «Девочка-хантыйка», «Мальчик-ханты»
  3. Беседа «Звери – герои хантыйских сказок»
  4. Беседа «Медведь – священное животное»
  5. Знакомство с пословицами и загадками.
  6. Проведение НОД по развитию речи – чтение сказки «Мальчик Идэ».

III Этап. Заключительный

На данном этапе весь комплекс действий проекта завершается анализом результатов и представлен в виде выставок:

  1. Выставка в книжном уголке книг «Сказки земли Югорской»
  2. Выставка изделий по лоскутной аппликации, автор Г.И. Комлева «Югорские мотивы»
  3. Выставка детских рисунков «Девочка-хантыйка», «Мальчик-ханты»
  4. Викторина по сказкам «По страницам сказок»

Викторина «По страницам сказок»

  1. Назови сказки  коренных народов Севера.
  • «Колобок»
  • «Мальчик корешок»
  • «Курочка ряба»
  • «Кукушка»
  • «Дюймовочка»
  1. Назови сказки, в которых люди превращались в птиц:
  • «Ворон Кхутха»
  • «Айога»
  • «Мальчик Идэ»
  • «Кукушка»
  1. Чему научила бабушка мальчика Идэ?
  • Работать
  • Отдыхать
  • Смелости
  • Веселиться
  1. Четыре сына провожали птицу в небо:
  • в гусыню
  • в кукушку
  • в сову
  • в ворона

  1. Почему Айога стала ленивой:
  • влюбилась
  • устала
  • любовалась собой
  1. Назовите сказку, в которой звери дружили, а потом рассорились:
  • «Медведь и лиса»
  • «Ворон кхутха»
  • «Медведь и бурундук»
  1. В какой сказке звери рога делили?
  • «Почему совы на мышей охотятся»
  • «Отчего у зайца длинные уши»
  1. Назовите птиц и зверей, в сказках народов Севера (ворон, лось, медведь, лиса, бурундук, сова и др.)
  2. Почему у зайца длинные уши?
  3. Назовите самую красивую и ленивую девочку (Айога).
  4. Назовите священное животное  народов Севера (медведь).
  5.  В какую птицу превратилась Айога?
  • ворона
  • гусыня
  • кукушка
  1. Чем занимался ворон Кхутха?
  • охотой
  • рыбалкой
  • отдыхал
  1.  Назовите, как называется жилище хантов и манси?
  • дом
  • чум
  • землянка
  1.  На чем передвигался ворон Кхутха, когда оседлал горбушу?
  • санки
  • нарты
  • лыжи

Вывод: Данный проект «Сказки народов Югры», наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, проделанная работа с детьми повысила уровень знаний о коренных народах Югры, посредством чтения сказок и других сопутствующих мероприятий. Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию того, что нужно  любить этот чудный и красивый край, в котором они живут, знать традиции коренных народов ханты и манси, приобщатся  к богатому литературному наследию Югры.

Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта:

  1. Югорские сказители и собиратели сказок народов манси и ханты ( М.Анисимкова , О.Кошманова).

  1. Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера».
  2. Е.И. Романдеева «Мансийские загадки».
  3. М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки».
  4. Интернет-ресурсы.

Детская художественная литература: Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера», Н.И. Трубникова «Огонь-камень», И.Ф.Смольников «Не бойся пурги», Л.И. Грибова «Ворон кхутха», Е.И. Романдеева «Мансийские загадки», В.С. Сумарукова «Солнечный лучик», Е.В. Ковган «Сказки народов ханты», М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки».

F:\фото для проекта\CIMG2786.JPGF:\фото для проекта\CIMG2791.JPGH:\фото для проекта\CIMG2823.JPG

H:\фото для проекта\CIMG2802.JPGH:\фото для проекта\CIMG2818.JPGH:\фото для проекта\CIMG2808.JPG

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Художественное творчество народов Югры"

Целью проекта является знакомство детей с художественным творчеством народов ханты и манси....

План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»

Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи....

Промыслы народов Югры

Презентация содержит фотографии традиционных народных промыслов народов севера....

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...

Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)

Презентация к  конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...