"Декоративно- прикладное искусство коренных народов Югры" Украшение одежды хантыйским орнаментом.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Толочик Олеся Валерьевна

"Легенды-Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_hantyyskiy_ornament.docx934.89 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Начальная школа - детский сад»

«Декоративно прикладное искусство коренных народов Югры»

Тема: «Украшение одежды хантыйским орнаментом»

(старшая группа).

Подготовила воспитатель:

Толочик Олеся Валерьевна

п. КС-5   2016год

как элемент декоративно-прикладного искусства.

Цель: познакомить детей с образцами хантыйского орнамента, учить детей рисовать орнамент, которым народы ханты, манси украшали свою одежду. Использовать приемы примакивания, рисование концом кисти, развивать чувство симметрии, чувство композиции; продолжать учить рисовать красками.

Программные задачи:

 Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

Подвести детей к пониманию единения человека с природой;

Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с одеждой, орнаментами, чтение Н.А.Фомина «Сказки народа ханты», загадки, стихи.

Оборудование и материалы: трафареты одежды, краски (гуашь), кисти, салфетки, образец.

Ожидаемый результат: дети научились изображать орнамент, по образцу.

Ход занятия

1.Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

     Я кустарник нарублю.

     Разожгу костер скорей,

           Пусть горит он веселей.

    Какие заботы у таежных людей? Дети отвечают: ставят чум, дрова рубят, печку топят, охотятся, рыбу ловят. Но не только такие заботы одолевают этих людей. У женщин было много работы, но одна из них была особенной. Мы с вами видели одежду, предметы быта. Что вы заметили на них? Дети:  (украшения).(3 минуты).

Да, хантыйские и мансийские женщины были настоящими мастерицами. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Когда они работали, то пели песни:

В мастерской — красота и уют.

За широким столом мастерицы

Меховые кисы людям шьют.

И движением неторопливым

Мех сшивают – стежок за стежком…

И орнамент, чтоб стал он красивым,

Обозначат цветным лоскутком.

Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того, чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот, оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки и т.д. Каждый орнамент что-то символизирует.

Давайте рассмотрим орнамент на детских валенках. На что или на кого он похож? Дети: На волны, на зубы. А ханты называют его "Щучьи зубы».

Очень часто можно встретить и такой орнамент. На что он похож? Дети: на крестики. А ханты называют этот орнамент "Лапки молодого зайца».(3 минуты).

Все   эти орнаменты отражают природу.

Ханты и манси все что  видели, вокруг себя то и  отражали в орнаментах. Природа для народов ханты и есть их дом. А так как они верят, что у животных, растений есть душа, то, нанося какой-либо орнамент на одежду, например, «щучьи зубы» или «лапки молодого зайца»  считают, что он поможет  услышать зверя на охоте.

При   нанесении        орнамента  женщинами   существовали   следующие правила:

1.  Женщина должна была сначала нарисовать его на ткани, но при этом карандаш   не   должен   был   отрываться   от   ткани.   Поэтому   женщины рисовали  орнамент безотрывной линией.  Считалось,  что если женщина прервет линию, то её семью постигнет несчастье.

2.  Орнамент должен был соответствовать типу одежды или предмета.

II. Дидактическая игра « Назови одежду».(7 минут).

           III. Игра малой подвижности "Беги к своему орнаменту».(5 минут).

           IV. Итог.

Что мы говорили о хантах?

Какие орнаменты мы прошли?

Рисование орнамента «Щучьи зубы», «Волны», «Лапки молодого зайца». (15 минут).

Орнаменты народов ханты и манси

http://doc4web.ru/uploads/files/40/39208/hello_html_m2f0ecbb5.png

«Щучьи зубы».

http://doc4web.ru/uploads/files/40/39208/hello_html_ma6a9319.png

«Волны».

«Нарты».

http://doc4web.ru/uploads/files/40/39208/hello_html_m2ba23ecf.png

«Лапки молодого зайца».

http://doc4web.ru/uploads/files/40/39208/hello_html_7aeccbc7.png

«Крест».

http://doc4web.ru/uploads/files/40/39208/hello_html_6f74536c.png

«Березовая ветка».

Работы детей

C:\Users\Администратор\Desktop\20161222_113118_Burst01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....

Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"

Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...

Декоративно-прикладное искусство мордовского народа

Мордовское декоративно-прикладное искусство занимает значительное место в художественной культуре народов Поволжья. Оно представляет собой яркое, самобытное явление нашей современности. В этом самобыт...

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА.

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ЯКУТСКОГО НАРОДА....

Прикладное искусство коренных народов Сибири.

Актуальность –  2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.  Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия огромная  многонаци...

Презентация "Прикладное искусство коренных народов Сибири"

quot;Прикладное искусство коренных народов Сибири"...