Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
статья на тему

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №314 комбинированного вида» отдела образования Московского района г.Казани

        

Методические рекомендации по теме:

 «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»

Воспитатель МАДОУ №314

Московского района г.Казани

Зиятдинова Люция Рафкатовна.

Казань

2013 г.

Актуальной темой происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания детей с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся и материальные, и психологические условия, в которых развиваются и растут дошкольники; та этническая среда, где происходит становление личности. Влияние на этот процесс оказывают и межнациональные отношения, они же участвуют и в формировании личностных качеств. К этим качествам относятся национальное самосознание, достоинство, гордость, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности.

        Сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включить в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.

        Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, народные обряды, народные песни и танцы.

        Народное декоративно-прикладное искусство развивается на основе  преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет важное значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.

        Главным требованием современного воспитания является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в детских садах обуславливает необходимость нового методолого-теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности дошкольника.

        Сегодня не вызывает сомнений плодотворность использования средств народного декоративно-прикладного искусства в воспитании и образовании. Однако следует отметить, что вопросы развития творческих способностей дошкольников средствами татарского народного декоративно-прикладного искусства не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система преподавания декоративно-прикладного искусства татар в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, изучение содержательного богатства татарского народного декоративно-прикладного искусства позволяет предполагать о его больших возможностях в формировании и развитии творческих способностей дошкольников — будущих граждан многонациональной страны.

        Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки детей, разработки технологий, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Это и определило область моей методической темы, а именно, выход на проблему приобщения детей к татарскому народному декоративно-прикладному искусству.

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве.

Согласно основной цели выделяются следующие задачи:

- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастеров татарского народа;

- освоение детьми характерных элементов колорита, композиции, умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах. Воспитание при этом чувства ритма, симметрии;

- развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.

Формы и методы организации приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Народное прикладное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Декоративно-прикладное искусство используется в педагогическом процессе в трех направлениях:

-для оформления интерьера дошкольного учреждения, праздников, досугов;

-специальное обучение детей росписи татарского орнамента;

-для развития детского творчества, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы.

Как нужно знакомить детей с народно-прикладным искусством? Воспитателю необходимо подготовить наглядные пособия для ознакомления детей с орнаментальным творчеством, изделиями украшенными аппликацией и вышивкой. Наряду с народными образцами желательно иметь фотографии, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых и композиционных решениях.

Рассматривание изделий, рассказ воспитателя содействуют лучшему запоминанию и закреплению знаний. Большое значение отводится рассказу воспитателя. Рассказ воспитателя включает сведения о народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейки, калфак, керамическая посуда и т. д.). Особое внимание воспитатель уделяет орнаменту, его элементам, построению узоров. Чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстрации так же является важным средством приобщения к национальному искусству. При рассматривании иллюстрации воспитатель должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, и орнаментальное оформление и знакомишь с их названиями (калфак, камзол, пиала и т. д.).

Воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы с открытками, вырезками из газет, журналов, фотографии. Также подбирает предметы, национальные костюмы с характерными очертаниями и узорами. Так, постепенно пополняется уголок татарского народного прикладного искусства, туда же помещаются детские индивидуальные и коллективные работы.

Одновременно воспитатель готовит наглядный материал для проведения занятий по аппликации, декоративному рисованию и лепке. В соответствии с возможностями детей создает вариативные образцы, выполненные в технике рисунка, аппликации, вышивки, их систематизирует.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала должны помочь образованию у детей конкретных представлений о народном искусстве, запоминанию ими очертаний народного орнамента, его композиционного строя, колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов и т. д. Знания эти постепенно расширяются, уточняются в процессе разнообразных форм и видов детской деятельности.

Как же нужно знакомить детей с декоративно - прикладным искусством?

В первую очередь это, конечно, рассматривание изделий, т. е.

1. внесение в группу, в мини-музей (калфака, тюбетейки, ичигов);

2. рассказ воспитателя о народных умельцах, создающих красивые вещи;

3. воспитатель вместе с детьми собирает иллюстрации и оформляет папки, альбомы. Одновременно готовится наглядный материал для проведения занятий по рисованию, аппликации, лепке. Дополнительно организуются экскурсии в музее.

Такая работа помогает сформировать у детей конкретные преставления о народном искусстве, запомнить очертания народного орнамента, его композиционного строя и колорита.

Без специального обучения освоения детьми росписи татарского орнамента затруднительно. Поэтому разработан цикл занятий по обучению детей способам создания узора, т. е. отбираем доступные для детей элементы и композиции узора.

На занятие обязательно приглашаем гостей в соответствующей одежде, т. е. в национальном костюме. Если проводим украшение ичигов, вносим ичиги, рассматриваем орнамент, из каких элементов составлен узор. Красота татарских орнаментов достигается сочетанием разных цветов, которые располагаются на цветной основе. Часто используются красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый. Воспитатель подчеркивает, что в каждом случае мастера народного искусства продумывают какие взять цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Затем воспитатель показывает образец, рассматривает, предлагает детям самим составить такие узоры. Во время выполнения работ включаем спокойную народную татарскую мелодию.

Темы занятий во второй младшей группе.

1. Рисование «Разноцветные дорожки».

2. Рисование «Карандаш танцует».

3. Рисование красками «Листья падают».

4. Рисование «Украсим полотенце».

5. Аппликация «Красивая салфетка».

6. Аппликация «Платок для куклы».

7. Аппликация «Красивая тарелочка».

Темы занятий в средней группе.

1. Рисование «Украшение фартука».

2. Рисование «Украсим Айсулу платьице».

3. Рисование «Нарисуй, какой хочешь узор».

4. Аппликация «Укрась салфеточку».

5. Аппликация «Украшение ковра».

6. Аппликация «Бусы на елку».

Темы занятий в старшей группе.

1. Беседа о татарском растительном орнаменте.

2. Аппликация «Орнаментация каймы скатерти».

3. Аппликация «Украшение полотенца».

4. Аппликация «Украшение круглой основы тюбетейки».

5. Аппликация «Украшение калфака».

6. Аппликация «Украшение сапога».

7. Рисование «Кукла в национальном костюме».

Темы занятий в подготовительной группе.

1. Беседа на тему: «Декоративно-прикладное искусство татарского народа».

2. Рисование «Дорисуй узор».

3. Рисование «Украсим скатерть».

4. Рисование «Калфак для бабушки».

5. Аппликация «Сапожки для Гульчачак».

6. Аппликация «Тюбетейка для дедушки».

7. Аппликация «Растительный орнамент в полосе».

Таким образом, национально — культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры народного костюма, сказок, фольклора, через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного). Эмоционально — выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок. Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые, играх-драматизациях, в собственном творчестве). Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве. На мой взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры татарского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

«Волшебный круг» (методическое пособие по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством)

Цель пособия: повысить эффективность художественно-эстетического воспитания. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Усложнения по возрасту представляют собой подбо...

Педагогический проект "Формирование личности дошкольника через декоративно-прикладное искусство мордовского народа"

Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. ...

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....

План по самообразованию Тема: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству» 2021-2022г.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве....

Отчет по самообразованию Тема: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству» 2021-2022г.

Результаты проделанной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно-прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогати...