Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.
статья (подготовительная группа) по теме

Сильнягина Валентина Павловна

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannoe_obuchenie_detey_k_metodobedineniyu.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с №468 Сильнягина В.П.  вос. высшая катугория

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

     Межполушарная асимметрия (функциональная асимметрия головного мозга ФАМ) – важнейшее интегральное свойство индивидуальности, (неравномерность) «различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого  полушарий в осуществлении психических функций» (В.И.Козлова, Д.А.Фарбер, Е.Д.Хомская, Л.С.Выготский, основоположник А.Р.Лурия и др.). Она является основным условием нормального функционирования головного мозга.  Функциональная асимметрия полушарий головного мозга представляет собой сложное свойство мозга, отражающая различия в распределении психических функций между его правым и левым полушарием. Правое и левое полушарие головного мозга предназначено для выполнения разных функций.

    Успешному обучению и развитию ребёнка способствует учёт функциональной асимметрии головного мозга – полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела,  воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребёнка.

   Мы работаем с детьми, имеющие отклонения в психическом развитии.

   В течение последних лет я работала по теме "Диагностика и коррекция различных видов восприятия у детей с ЗПР посредством сенсорного обучения. Результаты были видны: у детей расширился практический опыт и знания об окружающем, повысилась речевая активность, сформированы познавательные интересы и элементы учебной деятельности, что обеспечило детям хорошую успеваемость в школе.

    Набрав новую группу, мы столкнулись с большими трудностями. Это было связано с тем, что сейчас  группа гетерогенная (разнородная по преобладающим дефектам): дети с различными формами задержки психического развития, с различными заболеваниями (ДЦП, порезами. онкологические, аутоподобным поведением, нарушением интеллекта и т.д.). Динамика в развитии была не значительная, и мы стали искать пути улучшения результативности в обучения.                     Решили попробовать индивидуально-дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга, учитывая индивидуальные психофизиологические особенности детей с учётом модальной структуры восприятия, используя разные приемы к различным детям. Повышению результативности коррекционно-развивающей работы способствовали активное использование различных видов деятельности, разнообразный упражнений, а также использование  метода - коррекция проблем обучения методами кинезиологии (лечение мозга через движения)  (Сиротюк А.Л., Безруких, Макарьев)

К семилетнему возрасту у ребёнка должны быть полноценно развиты, прежде всего, функции правого полушария и межполушарное взаимодействие.  "Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие". Функции левого полушария будут развиваться в полном и максимальном объеме непосредственно в школе.

 В своей работе придерживалась принципам дифференцированного подхода:

  • Принцип учёта актуального уровня развития ребёнка, опора на сильные звенья психической деятельности, вовлечение в работу новых афферентаций (поток нервных импульсов, поступающих в цнс от органов чувств) и новых мозговых структур, использование разных модальностей.
  • Принцип определения роли базовых предпосылок в становлении психических функций
  • Принцип индивидуализации темпов обучения и выбора методов обучения (максимальное использование игровых методов обучения).
  • Принцип создания функционального базиса
  • Принцип интегрированного использования различных видов деятельности

1

   На основе диагностики (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.), анализируя результаты наблюдений, тесты родителей (Дзятковской Е.Н., Битянова М.) определили детей с разным типом функциональной асимметрии мозга, с индивидуальными психофизиологическими особенностями детей с учётом модальной структуры восприятия.

При организации занятий со всей группой соблюдала следующие условия:

  1. Рассаживание детей так, чтобы материал находился в нужной полусфере (для чистых правшей – справа, для левшей – слева).
  2. Перед развивающей игрой, занятиями проводила упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие.
  3. Создавала спокойную доброжелательную атмосферу для того, чтобы успокоить эмоционально неустойчивых детей. Для этого использовала спокойную музыку; спокойный неторопливый темп голоса, одобрения, похвалу; тактильные прикосновения, игры "Ласковая цепочка", "Погладь статую", "Угадай".
  4. Обеспечивала смену поз во время занятия, не допускала, чтобы за столом в статичной позе дети находились более 5-7 минут. Использовала релизёры (катализаторы).
  5. Во время игры поддерживала обратную связь, выясняла у детей, что им не понятно, что вызывает затруднение. Учила детей не стесняться спрашивать о том, чего не поняли (во время практических заданий).
  6. Исключалось поторапливание детей, давалась возможность самостоятельно прийти к решению проблемы, что важно для правополушарных детей. В случае затруднения или ошибки не спешила указать на нее сразу, а давала возможность самостоятельно оценить правильность выполнения задания и исправиться.
  7. Предлагала  выполнить творческие задания, решить проблемную ситуацию. Что позволяет активизировать мыслительные процессы мальчиков, а также правополушарных детей.
  8. На занятии находила повод похвалить каждого ребенка. У девочек похвала меньше значима, если хвалить то «умница»; не новые, типовые задания выполняет лучше. Похвала мальчикам "молодец" и у него повышается функциональная активность, лучше выполняется поисковая деятельность.
  9.  Соотношение известного материала на занятии составляет 75%, неизвестного 25%.
  10. Учитывая нейролингвистические особенности детей, излагаем материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание.

11. Опиралась не только на развитую модальность ребенка, но и учила использовать менее сформированные системы восприятия в процессе обучения, открывала новые возможности усвоения материала.

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Правое полушарие

Левое полушарие

Установка на деятельность (мотивационный этап)

Упор на значимость деятельности, т.к. у них высоко выражена потребность в самореализации

Упор на познавательные мотивы, они идеальные ученики

Ориентация на высокую оценку и похвалу (Максим как бы он не ответил "Я молодец")

Привлекателен сам процесс усвоения знаний, высокая потребность в постоянной умственной деятельности

Большой интерес вызывает эстетическая сторона предмета, задания в картинках

Особенности сенсорного восприятия

Сочетание цветов: светлый фон и темный мел (использование магнитной доски светлый фон и черный маркер)

Тёмный фон и светлый мел (доски по лепке 2-х сторонние)

Используем релизёры (катализаторы мелкие разные предметы, перья, ароматизированный поролон -эфирными маслами, цветы или листья в вазе) - для активизации всех видов восприятия, действуя через разные анализаторы, тактильные рецепторы, отвлекает руки от движений у гиперактивных детей. До занятия дети знакомятся с ними, чтобы они не отвлекали детей во время занятий.

Посадка полукругом (32% теряется усвоение материала, если не учитывать посадку, с учётом того, что правополушарные входят в группу риска, когда много новой информации особенно речевого плана)

Посадка классическая за столами

Работа в группе - стимулирует к деятельности, садим детей, которые не смогут отвлечь его от деятельности.

Работа в одиночку (индивидуальная работа)

Материал располагать в левой полусфере (показ на таблице обзор ребенка)

Материал располагать в правой полусфере

Для визуалов используем визуальные средства. Видео, книги; кинестетические (моделирование, игры, практическое экспериментирование, экскурсии)

Слуховые средства - разговор, чтение, слушание

Обеспечение деятельности (операционный этап)

Не контролирует правильность своей речи - используем медальон, браслет с буквой, на ладони пометка, карточки как для дежурства они вставляются в кармашек с буквой,

 которую следует правильно произносить и т.д.

Контролирует свою речь

Плохо выполняет деятельность, требующая постоянно контроля (постоянно в поле зрения, использование схем продуктивной деятельности)

Испытывает трудности в подведении итогов, при  анализе работ - не забываю об этом и привлекаю повторить по примеру других

Задания на время (песочные часы

Вневременные задания

При обучении идти от целого к части (синтез) предмет постройка показываем целым, а затем разбираем на части, при чтении.

От части к целому (анализ) - строю образец постройки на глазах, фонематический (дискретный) подход

Ролевые игры, инсценировки перевоплощение, роль без слов, участие.

Активизируется при чтении художественных текстов - схватывает общее содержание, не интересуется деталями, используем слова, описания, качества

Активизируется при чтении познавательных текстов - тщательный разбор текста, выделяет детали, (зима сказать образно, с добавлением сказочного персонажа

Пространственное мышление разрезные картинки разложи по порядку

Логическое последовательное мышление - цельная сериация, ребенку предложить расставить цифры или стрелочками.

Необходимо давать задания в контексте с практической деятельностью, самостоятельно вывести правило

Внеконтекстный материал, не видит за частями целого, правило показать, не умеет выводить

Работа с наглядностью

Восприятие на слух - наглядности использовать в меньшей степени.

Понимание смысла действуя запоминает, не любит самопроверки

Многократное повторение

 Замечания (визуалист) – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетик – положить руку на плечо

Нельзя делать замечания (аудист) в процессе выполнения задания; издает звуки, шевелит губами

Визуалисты (зрители) - смотреть, видеть, наблюдать;    Аудисты (слушатели) - слушать

Кинестетики (деятели) - хватать, чувствовать, трогать.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальностью)

Главное - понимание смысла, действуя запоминает, не любит самопроверки

Многократное повторение

Минимальные требования к качеству, тщательности., аккуратности исполнения (не получается в индивидуальной работе)

Максимальные требования к тщательности исполнения

Начинает играть  или выполнять задание не думая о правилах (проиграть с правилами)

Повышается результативность после изучения правила в речевом плане

В начале занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; лучше работают, если нужно решить потенциально новую задачу ( новая тема, легкие вопросы)

После начала занятия долго врабатывается, лучше выполняет типовые шаблонные задачи; минимальные требования к новаторству.

При оценке более значимо слово "молодец", значима положительная оценка.

Важны положительные оценки, имеющий сильный эмоциональный компонент "умница"

Важно, что оценивается в их деятельности

Важно кто и как оценивает их

   По развитию мыслительных процессов учитываем не только врожденные особенности

функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.

      Использую следующие рекомендации:

  • Обучая мальчиков, опираюсь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  • Обучая девочек, разбираю с ними принцип выполнения задания, учу действовать самостоятельно.
  • Высказывая недовольство мальчику, помню о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Излагаю ему кратко и точно своё недовольство.
  • Высказывая недовольство девочке, помню о её эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разбираю её ошибки.
  • Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального полушария").
  • Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария).
  • Не забываю, что моя, оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от моего типа асимметрии полушарий. Возможно, я отношусь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслим.

       Для достижения максимальной эффективности, при проведении психо-коррекционной и образовательной работы с детьми с ЗПР, мы используем приёмы и упражнения, необходимые для психического развития детей в разных видах деятельности.

      Коррекция проблем обучения методами кинезиологии (лечение мозга через движения)  (Серотюк А.Л., Безруких, Макарьев).

4

Познания в нейробиологии помогут воспитателям превратить скучные занятия в увлеченные, в некоторых дети смогут принятии участие с максимальной для себя пользой. Более того, педагог скорее сможет понять, какой тип обучения подходит тому или иному ребенку.

     Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, мы используем приёмы и упражнения, необходимые для психического развития детей.

Примерная структура использования  упражнений

  • Растяжка
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата
  • Упражнения на релаксацию, развитие коммуникативных когнитивной сферы

Развитие соматогностических функций (восприятия тела).

    1.Отклонения от оптимального тонуса мышц – это и причина, и следствие возникших изменений в психической и двигательной активности детей. Так. Гипотонус мышц сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и быстрой утомляемостью. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной нестабильности, нарушением сна, может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Именно поэтому в развивающей работе с детьми большое значение придаем оптимизации тонуса мышц при помощи растяжек: «Кобра», «Растяжка по осям», «Лучики», «Дерево», «Кошечка» и т.д.  (Приложение 1)

    2.Развивающая работа включает в себя различные виды массажей.

Систематический массаж улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин.

«Массаж ушных раковин»

Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину. Затем растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

      Приёмы массажа или самомассажа рук – это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.   (Приложение 2)

   3.В условиях детского сада для дополнительной афферентации тела ребёнка, т.е. для постоянного потока нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов используем: хождение по массажным коврикам, песку, траве, обтирание влажным махровым полотенцем, плавание, контрастный душ (в семье), прокатывание «брёвнышком» - помогают отрабатывать согласованность движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.

Формирование пространственных представлений.

    Пространственные представления, как пишет А.В.Семенович, прежде чем простроиться «от головы», должны быть сформированы «от тела».

Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад. Используя игры: «Пространство листа», «Карточки»,  «Мое место», «Холодно-горячо», «Лабиринт», «Осьминожки», «Моя рука, твоя рука», «Тень», «Пространство моего тела», «Пространство за спиной», «Формирование квазипространственных представлений».   (Приложение 3)

Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук.

    Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специальную область - черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующих мышление, речь и поведение. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие упражнения:

  • Движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками;
  • Мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;
  • Движение нижней челюстью вправо-влево.

      Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Систематические упражнения, по мнению М.М.Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга».

   Для развития мелкой моторики рук используем разные упражнения:

«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется – вначале каждой рукой отдельно, затем вместе -  в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке и т.д.

Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев). Для формирование пространственных представлений упражнение с пуговицами можно выполнять за спиной).    (Приложение 4)

Развитие зрительного восприятия

    Моторика глаз – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности, прежде всего учебной. Формирование высших психических процессов, как отмечал И.М.Сеченов, базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Для полноценного психического развития детей  требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

  Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лежа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят перед собой.

   Отрабатываются движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх, вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям), а также сведение глаз к центру. Каждое движение – в медленном темпе (от 3-до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению – выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем локтя и, наконец, около переносицы. Чтобы привлечь внимание детей, взрослый использует какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигают его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой и, наконец, обеими руками. Тем областям в поле зрения, где взгляд «соскальзывает», уделяется дополнительное внимание, т.е. взгляд «прорисовывает» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. Усложнение (при условии, что упражнение выполняется уверенно): а) плотно сжать челюсти; б) открыть рот; в) слегка прикусить язык;) совместить с дыханием или движениями языка.        (Приложение  5)

Развитие межполушарного взаимодействия.

     Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия применяем упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос», »Перекрёстное марширование», «Рисующий слон», «Прыжки» и др.  

 (Приложение  6)

Дыхательные упражнения.

    Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для детей с ЗПР, кто страдает синдромом дефицитом внимания и гиперактивностью. Дыхательные упражнения полезно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективный приём – подключение аудиальной, визуальной и сенсорной систем.  Дыхание только через  левую  ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только  через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления. (Приложение  7)

Развитие тонального звуко-различения (шумовое восприятие)

    Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные шумы – основа такой сложной высшей психической функции, как речь, а значит лингвистических способностей. Для развития восприятия шумов применяем упражнения: «Рисование шумов», «Шумящие коробочки», «Послушать тишину» и др.  

(Приложение  8)

Развитие обоняния, осязания, вкуса.

     Сенситивный период для развития этих функций приходится на дошкольный возраст. Полезны упражнения на изучение и узнавание с закрытыми глазами различных запахов, вкусов, ощупывание различных предметов и поверхностей. Работа с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами и т.д. Марией Монтессори разработаны упражнения на развитие сенсорных систем, «Слепой мешочек».  (Приложения  9)

  А также использую комплекс упражнений для активизации межполушарного взаимодействия используя приёмы:

  • "Ухо-нос" -левой рукой кончик носа, правой за противоположное ухо. Отпустить. Хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
  • одновременно ударять по столу двумя руками: правой сжатой в кулак и левой раскрытой ладонью Затем наоборот (3-4р.)
  • Рисуем носом
  • "Часики" -разнонаправленные движения: глаза - вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык и нога (выпад) - влево и наоборот.
  • "Творческая гимнастика" - ребенок рисует, как подсказывает рука, не задумываясь. Потом ищем знакомое в линиях.
  • упражнения на перекресты
  • жонглирование двумя руками
  • дыхание через правую и левую ноздрю
  • письмо двумя руками одновременно по воздуху синхронное, зеркальное.
  • перевезти образ в схему, схему - в образ
  • подобрать к цвету слово (образное его восприятию), к слову цвет.
  • Чтение сказки, художественного текста сопровождается: подбором цветных лоскутков бумаги, составление из них композиций; живописью мазками; придумывание пантомимы, танца; рисунком настроение сказки, характера персонажа; выбором из нескольких заранее подготовленных цветографических композиций подходящих по эмоциональному состоянию.

        

     Упражнения для развития мозолистого тела (межполушарных связей):

  • Игра "Кулак - ребро - ладонь" (8-10 р.)
  • "Зеркальное рисование" - синхронное рисование обеими руками (для эффективности работы всего мозга).
  • "Ласковая цепочка" - дети рядом, друг за другом, последний организатор "Погладь по голове" ребенок слушает, реагирует, гладит кто впереди (тактильная сфера ребенка).
  • Оттянуть уши вперед, назад глаза открыты, затем закрыть, щеки массировать, рисуем круги на подбородке и лобной части лица, резкие движения нижней челюстью (слева - направо, наоборот) - для развития обстрактно-логичеакого мышления, активизации головного мозга, улучшение памяти (левое полушарие).

     Упражнения для развития наглядно-образного мышления, активизации творческих способностей, стабилизации психики (правое полушарие) - дыхание правой ноздрёй, выдох левой.

     Упражнения повышающие умственную работоспособность: сгибание в коленях (с отрывом от пола пяток); движения кистей (вперед-назад); рук от локтей; круговые движения плеча спереди назад по кругу (другое плечо); глубокое дыхание через обе ноздри, через каждую ноздрю попеременно; рисование одна рисует по часовой стрелке, потом против; ходьба по коврикам по часовой и против часовой; крепко зажмуриться, 12 раз моргнуть; постукивание карандашом по ладони правой руки, затем левой по тыльной стороне, затем "сухое умывание", расслабление, руки встряхнуть.

  • Пальминг (упр.Бейтса) руки согреть, ладони сложить в пригорошни, наложить на глаза, представить что-то бархатно-черное (муравья, черную букву), удалось представить глаза отдохнули.

    Осуществляя индивидуально-дифференцированный подход - дети дают динамику в развитие. Ориентировочно дети пойдут: в речевую школу -  Вера, Андрей М., Тимур;  Семен Ж. в коррекционную школу "Перспективу" для развития детей с сохранным интеллектом без ЗПР с различными заболеваниями (ДЦП, аутоподобным поведением и т.д.), остальные в массовую школу.

    Это лишь некоторые приёмы и упражнения, которые я использую в своей работе, всё остальное – это творческий и авторский труд взрослого. Как сказано выше, высшие психические функции развиваются у детей только до семилетнего возраста. Вот почему от нас воспитателей, педагогов, родителей – зависит успешность ребенка не только в школе, но и в будущей жизни.

       "...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний...- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, что - бы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". (Сухомлинский В.А.)

8

Литература:

Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». М.1993

Зуев В.И «Волшебная сила растяжки» М. 1993

Пуляевская О.В. "Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению"

Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг»  М. 1998

Светлова И.Е.  «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»  М. 2004

Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»  М.2002

Сиротюк А.Л. «Психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения»  М. 2003

        «Современная методика развития детей от рождения до 9 лет»  М. 2009

        Упражнения для психомоторного развития дошкольников»  М.  2009

                           «Развитие интеллекта дошкольников»  М.2002

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» 1996

Эйрес Д. «Творческая игра»  М. 1995

МДОУ д/с №468 Сильнягина В.П.  воспитатель высшая  категория

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Все люди разные, и дети не исключение. Как подобрать ключик к каждому ребёнку? В этом нам поможет игра!...

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...

Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...

Воспитание и обучение детей с разным типом темперамента

Статья о воспитании и обучении детей с разным типом темперамента.В предложенном материале  последует помощь педагогам, в работе с детьми, разного типа темпераментов.Психологические особенности об...

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента...