Консультация для воспитателей. Изучение наследия Ушинского - основа воспитания психически здорового члена общества.
консультация (старшая группа) на тему

Психологическое здоровье детей неразрывно связано с познанием окружающего мира. Необходимо поощрять детей в стремлении действовать самостоятельно. Умение руководить и направлять активное исследование мира – задача воспитателей. Нагрузка должна быть соразмерной возрасту и физическим способностям ребенка. Сильное расслабление способствует развитию лени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledie_ushinskogo.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Изучение наследия Ушинского - основа воспитания психически здорового члена общества.

Начало воспитания Ушинский видел в детском саду. Личность воспитательницы должна быть кроткой и доброй, но и с твердым характером. Образование воспитательницы должно быть соответствующее, знания соответствовали требованиям к возрасту воспитанников.

Изучение законов психического развития детей поможет няне всесторонне  развивать воспитанников и находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

С точки зрения психологии воспитывающее обучение использует наглядные пособия, принципы систематически, последовательно и прочно добиваться усвоения материала учащимися. Упражнения в обучении используются для развития внимания и памяти у детей. Повторение материала необходимо для закрепления процесса обучения.

Психологическое здоровье детей неразрывно связано с познанием окружающего мира. Необходимо поощрять детей в стремлении действовать самостоятельно. Умение руководить и направлять активное исследование мира – задача воспитателей. Нагрузка должна быть соразмерной возрасту и физическим способностям ребенка. Сильное расслабление способствует развитию лени.

Игры детей – их главное занятие и главный учитель. Научно-психологические данные, исследованные учеными, позволили ему создать свою методику детской игры.

Ушинский придавал большое  значение воображению воспитанников. У маленьких детей пока нет опыта. Логическое мышление детей находится в стадии развития. Поэтому воображение – одна из главных составляющих психической жизни ребенка. Это чувство еще не развито как у взрослого. Мысли ребенка складываются в последовательные вереницы, переходы от одного порядка мыслей к другому быстрые и беспорядочные, как порхание бабочки.

Психологическая основа детской игры это живое детское воображение. Яркие образы, возникающие в процессе игры, способствую психическому образованию ребенка. Ушинский считает, что "В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

С возрастом игры детей изменяются. Опыт и умственное развитие способствует этому изменению. Пережитые в игре эмоции не исчезают бесследно, они проявляются в будущем. Поступки взрослого человека имеют корни в его детстве.

Воспитательное и психологическое значение имеют игрушки. Малыши не интересуются неподвижными, слишком хорошо сделанными игрушками. В этом случае им трудно применить фантазию, чтобы изменить образ игрушки. Ребенок желает менять игрушку по своему настроению. Старая любимая игрушка дороже ребенку, чем сверкающая новая кукла.

В известной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) Ушинский отмечает, что труд является главным способом создания материальных ценностей и требуется совершенствования человека в физическом  и нравственном смысле. Труд воспитывает в человеке достоинство. Свобода человека и счастье не возможна без труда.

Активность и трудолюбие ребенка – важное условие обучения и воспитания. Режим жизни детей способствует воспитанию организованности. Нравственное воспитание невозможно без выполнения полезных упражнений.

Воспитание воли – важный психологический процесс. Сила воли требуется для ежедневных упражнений ребенка. Развлекательная составляющая образования должна быть минимальна. Учеба это труд и воспитанник обязан преодолевать трудности, чтобы достичь результата. В процессе обучения встречаются трудные, неинтересные моменты. Но, сознавая необходимость и долг, ученик выполняет задания, даже самые трудные.

По мнению Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание стремится к развитию в ребенке привычки к труду. Но труд, это не только ученье, выполнение письменных и устных заданий. Автор придает большое значение физическому труду для воспитания нравственной, психически здоровой личности. Сельскохозяйственные работы в сочетании с умственным развитием очень полезны. Ушинский не принимал развлекательный характер обучения. Стремление учителя облегчить процесс обучения Ушинский считал неверным. Дети должны преодолевать трудности во время учения. Учить, играя, возможно только маленьких детей. Для старших воспитанников умственный труд бывает тяжелым.

Привыкать к тяжести умственного труда психологически нужно постепенно. Непосильные задания, непонятные формулировки отвращают детей от учебы. Мысль, что учеба есть труд, не теряет актуальность в сегодняшнем мире.

Для психологического определения труда Ушинский использовал определение лени. Это стремление человека к легкой деятельности. Причинами лени автор называет психические, физические и психофизические особенности ребенка.

Физические – объективные способности организма. У детей такие способности слабо развиты. Требуется время, чтобы вырасти и приобрести физическую силу. Активный рост организма или болезни снижают физические ресурсы тела. Так же процесс переваривания пищи и другие «растительные» процессы замедляют физическую активность.

Психофизические причины лени связаны с воспоминаниями о телесных удовольствиях.

Психические причины лени – особая статья  в трудах Ушинского. Пассивное отношение ребенка к самостоятельной деятельности, отсутствие активности способствуют психической лени. Такая пассивность возникает, если воспитанник постоянно развлекается взрослыми. Самостоятельная душевная деятельность отсутствует.

Также психическая причина лени – загрузка ученика непосильными, невыполнимыми заданиями. Психические переживания в этом случае приводят к прекращению занятий учеником.

Воспитание полезных привычек не является главной целью педагога. Удовлетворение привычек развивает душевную лень. Подражание другим, заимствование чужих средств деятельности без собственных усилий вредит ученику. Чем сильнее развита душа, тем быстрее надоедает обычная, привычная деятельность, тем больше стремление к оригинальности, к душевному труду.

Ушинский разделяет оригинальность и оригинальничание. Последнее –результат тщеславия будущего гражданина.

Склонность к развлечениям Ушинский считает вредным стремлением к пассивной деятельности, боязнь трудностей. Чем сильнее внутренняя самостоятельная работа ученика, тем меньше он стремится к развлечениям. Тяга к быстрой смене впечатлений присуща людям, «в душе которых не завелось обширной, свободной и любимой работы»

Педагогические исследования Ушинского положили начало последующим работам в этой области.

 Современные педагоги найдут много фундаментальных идей в трудах великого педагога К.Д. Ушинского.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. -221 с.

2. Константинова Н.А. История педагогики/ Под ред. Медынского Е. Н., Шабаевой    М.Ф.. – М.: Просвещение, 1982.

3.Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В 11 т. Т. 9. М., 1950. 203.

4.Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч.: В 11-ти т. Т. 9. М., 1950. 204.