Консультация для родителей Тема: Воспитание психически здоровых детей. Дисциплина. Альтернатива наказанию.
консультация

Дулатова Жанар Егынбаевна

Когда большинство людей употребляют слово «дисциплина», они подразумевают «наказание». Слово «дисциплина» на самом деле означает «учить». Истинная цель дисциплины - научить детей правилам поведения, требованиям, предъявляемым к ним обществом и другими людьми, чтобы они выросли социально продуктивными и гармонично развитыми людьми. Достижение такого равновесия и есть искусство правильного воспитания детей. Разумеется, вы можете составить жесткую систему поощрений и наказаний, чтобы ваши дети, как маленькие роботы, вели себя как следует, но какой эффект это окажет на душу ребенка, на его чувство самоуважения, на его личное счастье, на отношение к другим людям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_psihicheski_zdorovyh_detey._distsiplina.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: Воспитание психически здоровых детей. Дисциплина. Альтернатива наказанию.

        Когда большинство людей употребляют слово «дисциплина», они подразумевают «наказание». Слово «дисциплина» на самом деле означает «учить». Истинная цель дисциплины - научить детей правилам поведения, требованиям, предъявляемым к ним обществом и другими людьми, чтобы они выросли социально продуктивными и гармонично развитыми людьми. Достижение такого равновесия и есть искусство правильного воспитания детей. Разумеется, вы можете составить жесткую систему поощрений и наказаний, чтобы ваши дети, как маленькие роботы, вели себя как следует, но какой эффект это окажет на душу ребенка, на его чувство самоуважения, на его личное счастье, на отношение к другим людям?

        С другой стороны, представьте себе ребенка, каприз которого рабски выполняют, а так же каждое действие которого, плохое или хорошее неумеренно хвалят. Такой ребенок в некотором роде счастлив, но большинство людей будут стараться обходить его стороной. Ваша задача состоит в том, чтобы научить ребенка приемлемому поведению, но никогда не делайте этого за счет его чувства самоуважения и оптимизма.

         «Строгая или не очень строгая дисциплина?» перед многими родителями этот вопрос стоит большим вопросительным знаком, хотя большинство вскоре находят собственную точку равновесия. Лишь немногих родителей он продолжает беспокоить независимо от имеющегося опыта. У не очень строгой дисциплины есть синоним «вседозволенность», Для некоторых родителей это просто легкомысленный, не очень строгий стиль воспитания, в то время как другие считают, что это просто баловство, при котором ребенку позволяют делать, или иметь все, что хочется и из него вырастет капризный, избалованный, грубый человек.

        Добросердечные родители, которые не боятся проявить твердость, когда нужно, могут получить хорошие результаты, применяя умеренную строгость и умеренную мягкость.

        Истина заключается в том, как и в каком духе воспитывается ребенок, а так же какое отношение к окружающему миру укореняется в нем в результате этого воспитания.

        

Альтернатива наказанию:

  1. Обратите внимание ребенка на то, как он может принести пользу.
  2. Выразите сильное неодобрение (не делая нападок на характер).
  3. Сформулируйте свои ожидания.
  4. Покажите ребенку, как загладить вину.
  5. Предоставьте ему выбор.
  6. Предпримите действия.
  7. Позвольте ребенку ощутить последствия его плохого поведения.

Ситуация 1: Мама и ребенок в магазине.

Вместо этого:

-Если ты будешь бегать, я тебя накажу!

Предоставьте выбор:

- Не бегай! У тебя есть выбор: ты можешь ходить или сидеть в тележке. Выбирай.

Однако представьте, что ребенок вел себя настолько плохо, что маме пришлось уйти из магазина. Что тогда? На следующий день, не читая ему нотаций и не поучая, она может дать ему почувствовать последствия его плохого поведения.

-Мама, ты куда?

-За покупками.

-Я тоже хочу пойти!

-Не сегодня.

-Почему?

-Ты мне скажи почему?

-Потому, что я бегал по магазину?

-Ты угадал.

-Прости, я больше так не буду!

-У тебя еще будет много шансов, но сегодня я иду одна!

Ситуация 2: Папа обнаружил, что сын пользовался инструментами и испортил их.

Резко выразите свои чувства:

-Я в ярости, что мою новую пилу оставили на улице ржаветь под дождем!

Сформируйте свои ожидания:

-Я надеюсь, что когда одалживают мои инструменты, их быстро вернут и в хорошем состоянии!

Покажите ребенку, как загладить вину:

-Теперь пиле нужна маленькая стальная мочалка и тяжелая физическая работа! А тонкий слой масла защитит ее на будущее!

-Я это сделаю сейчас…

Для многих детей любого из этих вариантов было бы достаточно, чтобы подходить к делу более ответственно. Однако представьте, что ребенок продолжает у вас что-то брать и не отдавать.  

Предоставляйте выбор:

-Ты можешь брать мои инструменты и возвращать их. Ты можешь перестать использовать их. Тебе решать.

А если он все еще так поступает?

Предпримите действия:

-Пап, твой ящик с инструментами заперт…

-Все правильно. Теперь мне важно знать, что мои инструменты лежат там, где я их оставил.

Составила:

 Дулатова Жанар Егынбаевна

Воспитатель первой квалификационной категории

ГБДОУ №8 комбинированного вида

Калининского района Санкт- Петербурга