ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая группа) на тему

Зыбина Наталия Николаевна

Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника нацелена на осознание природы вещей, осознание связей между понятиями окружающего их мира, их систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современных федеральных требованиях к осуществлению образовательных и воспитательных задач в дошкольном детстве уделено большое внимание на формирование самостоятельности, инициативности дошкольников. У детей возникает желание в получении новейших знаний, ассоциаций стоящих в корне познавательного, и психологического развития детей. Эта тема рассмотрена и изучена в исследованиях Л.И. Божович. Потребность дошкольника в неизведанных ассоциациях несет за собой поисковую способность, представленную на изучение окружающего нас мира [2, с. 118]. 

   Экспериментальная деятельность отличается от других видов деятельности той целью, которая определяет эту деятельность неустойчивой. А в течение исследований она определяется, носит характер проб и ошибок.

Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника нацелена на осознание природы вещей, осознание связей между понятиями окружающего их мира, их систему. Младшие дошкольники в ходе игровых действий различают объекты по величине, форме, цвету, предназначению. Дети коллекционируют камни, ракушки, фантики, предметы оживленной природы и неживой. Такая деятельность детей дает возможность постоянно изучать явления окружающего мира [1, с. 21].

Старшие дошкольники уже переходят к осознанию о взаимосвязях между предметами, относят их к нужной группе, т.е. идет мысленная подготовка эксперимента. Мышление ребенка перетекает от наглядно - действенного к логическому. В своей работе с детьми педагог соблюдал принцип постепенного усложнения подачи материала. Начиная со средней группы, воспитатель применял в ОД компьютерные презентации, видеофильмы, виртуальные экскурсии, в которых сочетались яркие тона и 3Д объем предметов. В некоторых презентациях – экскурсиях добавляли еще и звук, видео, алгоритм путешествий. Все это позволило привлечь и заинтересовать детей, пополнить запас знаний и подтолкнуть ребенка к эксперименту [3, с. 78].

Автор Е.Н.Соловьева в своих методических рекомендациях предлагает организацию работы так, чтобы дети смогли воспроизвести опыт, который показал воспитатель, могли понаблюдать, отвечать на волнующие вопросы, пользуясь результатом. Этот вид носит репродуктивный характер. Но чтобы экспериментирование становилось главным видом детской деятельности дошкольников нужно ребенку самостоятельно проявить активность, интерес. Активность в познании проявляется у ребенка в ходе обследования окружающего нас мира, объектов природы, разнообразных явлений. Проявление данной активности происходит в целенаправленности дальнейших действий, в умении сравнивать предметы, высказывать свои мысли, производить что-то новое [5, с. 18].

          Существуют различные типы активности. Познавательная активность - ребенок действует по схеме «повторять за кем-то», «делать также».

Исполнительская активность – ребенок принимает задачу, но он ждет помощи, не торопится и сомневается в своих действиях.

Творческая активность (исследовательская) - ребенок самостоятельно выбирает деятельность, сам ставит цели, подбирает пути осуществления целей с помощью воспитателя, родителей. (У меня все получается, я буду экспериментировать).

Главная цель воспитателей и взрослых – поощрять и развивать появившиеся у ребенка интерес к данному явлению, обеспечить для исследований условия. Важно, чтобы ребенок слышал не только новую информацию, но и делал разные открытия.

Экспериментирование предполагает необходимую структуру. Цель такой деятельности - развивать нужные навыки и умения ребенка действовать с объектами в «лабораторных» условиях групповой предметной среды. В ходе идущего эксперимента разрешаются некоторые задачи: течение мыслительных процессов, упорядоченность мыслительных операций, понимание техники познания, развитие причинно-следственных взаимосвязей. Полученные знания об объектах природы и предметах становится главным звеном этого эксперимента. В деятельности ребенка используются такие выразительные средства, как понятная речь, язык, вопросительные действия. Формы и методы, которые применяет дошкольник это эксперименты, опыты, поисковая работа. Воспитателю, необходимо обеспечить условия для качественного течения эксперимента: ступенчатое усложнение, создание проблемных и поисковых ситуаций, подбор недостающего оборудования [3, с. 114].

Педагог помогает вести эксперимент, безопасный для жизни ребенка, знакомит его с разными свойствами веществ и предметов, с правилами поведения на природе и их соблюдении в жизни. Вначале дети начинают проводить эксперименты в планируемых взрослым видах деятельности. Затем педагогом размещается оборудование, которое размещается в зоне развивающей среды, не опасные для здоровья ребенка. Для дошкольника необходимо чтобы эксперимент соответствовать нужным условиям: простой состав приборов и правил взаимодействия с ними, надежность и точность приборов, показ существующих сторон явления, ясная видимость результата, возможность повторного проведения опытов. Результаты, полученные повторно очень значимы для ребенка, поскольку развиваются его способности, происходит выбор ребенком проблемы, путей решения, усложнения, выдается новый результат. Основой познавательной деятельности ребенка в ходе эксперимента являются противоречия между заложенными уже знаниями и умениями и трудностями, возникшими в ходе проб и ошибок в опытнической деятельности. Роль воспитателя в данной ситуации состоит в том, чтобы преодолеть трудности, трансформировать информацию, применяя новые методы и приемы (сбор дополнительной информации, подбор картинок, умение все это выстроить в определенную схему).  Педагогу необходимо обучить дошкольника «сомневаться» в достоверности знаний, в средствах их нахождения. Дошкольник должен услышать, запомнить, наблюдать, сравнивать, высказывать предположения.

Посредством экспериментирования дети обучаются.

- Ставить проблему, которую нужно решить.

- Находить решения.

- Проверяют решения на практике.

Делают выводы, обобщения.

Взрослым и педагогу необходимо помнить, что важное преимущество экспериментирования заключается в том, что он предоставляет детям реалистичные понятия о разных свойствах наблюдаемого объекта, о его содействии с разными объектами, средой обитания. Экспериментирование детей взаимосвязано с другими разновидностями деятельности и развивает мыслительные процессы, грамотную речь, воспитывает интерес к окружающему нас миру, вызывает желания делать новые открытия, поражаться самому и удивлять окружающих.

Список используемой литературы

  1.  Ананьев, Б.Г  Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей

 / Б.Г Ананьев, Е.Г Рыбалко // – М., 1964, 57с.

  1.  Божович , Л.И  Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И

 Божович // М., 1968г, 165с.

  1.  Дыбина , О.В  Рахманова Н.П Неизведанное рядом. Занимательные опыты

 и эксперименты для дошкольников / О.В Дыбина, Н.П Рахманова// – М., ТЦ      «Сфера»; 2001 г, 354с.

  1.  Сеченов, И.М Элементы мысли, впечатления и действительность / И.М

 Сеченов // Издательство «Питер», 2001г, 416с.

  1.  Соловьева, Е. Н.  Как  организовать поисковую деятельность детей / Е. Н.

 Соловьева // Дошкольное воспитание – 2005г, №1, 126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»

Презентация: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития  дошкольников»...

педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"

Педагогический проект в средней группе "Организация детской экспериментальной деятельности дошкольного возраста, как средство познавательного развития"...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

Семинар для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ, как средство познавательного развития дошкольников» форма проведения «Деловая игра»

совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;повышать методический уровень; способствовать творческому поиску....