Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как процесс интеграции всех сфер развития, обучения и нравственного становления личности каждого ребенка»
консультация (средняя группа) на тему

Мунтян Елена Николаевна

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на все сферы развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_trudovoe_vospitanie.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Трудовое воспитание как процесс интеграции всех сфер развития, обучения и нравственного становления личности каждого ребенка»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на все сферы развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачами трудового воспитания дошкольников являются:

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

- развитие навыков организации работы;

- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости оказывать помощь.

В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Главный принцип трудового воспитания заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка.

Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд по уходу за растениями и животными;
  • ручной труд.

В процессе трудового воспитания необходимо учитывать принцип интеграции всех сфер развития ребенка — взаимосвязи разных видов деятельности,—так как трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу, предлагает нарисовать людей разных профессий и т. п.).

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс трудового воспитания потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и пр.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностного развития дошкольника. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Приобщение детей к здоровому образу жизни так же происходит через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания. Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Наша задача и задача родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в успешном всестороннем развитии.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Нравственное становление личности каждого ребенка заключается в воспитании детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

Необходимо работать с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошкольного возраста. Во всех видах труда учитывать возрастные особенности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети с постепенным увеличением.

В конспектах организации трудовой деятельности детей использовать фольклорный и  поэтический материал.

Основная задача — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, ощутили масштабность его возможностей, почувствовали его необходимость. Именно в этом формируется нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность и сознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей "Трудовое воспитание ребенка в семье"

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего...

Консультации для воспитателей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

     Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к  добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудо...

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание. Из глубины веков."

Русская народная педагогика - уникальная. Система воспитания детей, выработанная многими поколениями наших предков. Обратили ли вы внимание, уважаемые коллеги, что в последнее время мы все чаще обраща...

Консультация для воспитателей.Трудовое воспитание дошкольников.

Эта презентация будет полезна воспитателям,для развития трудового воспитания детей....

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольного учреждения....

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание детей старший возраст"

Предложить воспитателям материал по трудовому воспитанию старший возраст...

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание ребенка в семье"

Консультация для воспитателей "Трудовое воспитание ребенка в семье"...