Главные вкладки

    проект "Мой друг - светофор"
    проект (младшая группа) на тему

    Степанова Анастасия Анатольевна

    Проект по ПДД для второй мл. группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_po_pdd_moy_drug_svetofor.docx358.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

    Проект по правилам дорожного движения

    во второй  младшей группе

    «Мой друг - светофор».

    C:\Users\Stepanovy\Downloads\ПДД\img2.jpg

    Воспитатели: Степанова А.А.

    Ковалева Н.Н.

    2016 г.

    Содержание

    Актуальность проекта-------------------------------------------------------------------3

    Проблема-------------------------------------------------------------------------------------3

    Обоснование проблемы------------------------------------------------------------------3

    Тип проекта---------------------------------------------------------------------------------3

    Вид проекта---------------------------------------------------------------------------------3

    Сроки реализации-------------------------------------------------------------------------3

    Участники проекта------------------------------------------------------------------------3

    Цель проекта--------------------------------------------------------------------------------3

    Задачи проекта-----------------------------------------------------------------------------3

    Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------------4

    Продукт деятельности-------------------------------------------------------------------4

    Реализация проекта----------------------------------------------------------------------5

    Приложение 1-------------------------------------------------------------------------------8

    Приложение 2-------------------------------------------------------------------------------9

    Приложение 3-----------------------------------------------------------------------------13

    Приложение 4-----------------------------------------------------------------------------15

    Приложение 5-----------------------------------------------------------------------------16

    Приложение 6-----------------------------------------------------------------------------16

    Приложение 7-----------------------------------------------------------------------------18

    Приложение 8-----------------------------------------------------------------------------19

    Приложение 9-----------------------------------------------------------------------------19

    Приложение 10----------------------------------------------------------------------------20

    Приложение 11----------------------------------------------------------------------------23

    Приложение 12----------------------------------------------------------------------------24

    Приложение 13----------------------------------------------------------------------------25

    Приложение 14----------------------------------------------------------------------------26

    Приложение 15----------------------------------------------------------------------------27

    Приложение 16----------------------------------------------------------------------------28

    Приложение 17----------------------------------------------------------------------------29

    Приложение 18----------------------------------------------------------------------------31

    Паспорт проекта

    Актуальность: Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

    Проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора.
    Обоснование проблемы:
    1. Родители не достаточно уделяют внимание теме «Правила поведения на дороге», «Правила поведения на улице», «Правила дорожного движения»;
    2. Нет знаний у детей о правилах поведения на дороге, о смене сигналов светофора, их смысл.

    Тип проекта: познавательно-игровой.
    Вид проекта: краткосрочный (май)

    Сроки реализации: с 4.05.2016 по 31.05.2016 г.

    Участники проекта: дети младшей группы «Ягодка», педагоги, родители.

    Цель: Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения на дорогах.
    Задачи:
    1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, со светофором. Учить понимать значение световых сигналов светофора. Формировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице.
    2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Закрепить названия цветов (желтый, зеленый, красный).
    3. Приучать детей выполнять правила, действовать в коллективе.
    4. Активизировать словарь: светофор, зеленый (красный, желтый) цвет, руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
    Ожидаемые результаты:
    1.У детей сформированы первоначальные знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой. 
    2.Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
    3.С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
    4.Участие в совместной деятельности родителей.
    Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Дорога и светофор»; макет города, где обозначены улицы с тротуарами и проезжей части; макет транспортного светофора.

    Реализация проекта:

    Дата

    Вид образовательной деятельности

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Работа с родителями

    4.05

    Рассматривание материала по теме.

    Иллюстрации с изображением транспортных средств, альбомы по теме.

     «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор»,

    «Правила поведения на дороге и на улице»,

    Консультация

    «Дети на дорогах»

    5.05

    Беседа

    Д/и

     «Мой друг-светофор»;

     «Дорожные знаки»

    Совместное участие с детьми в выставке творческих работ «Мой друг – светофор».

    6.05

    Изготовление макета транспортного светофора;

    Изготовление макета города;

    10.05

    Разучивание стихотворения

    Д/и

     «Светофор» С. Михалков;

     «Собери машину по частям»

    11.05

    Сюжетно–ролевая игра

    Артикуляционная гимнастика

     «Шофёры», «Водители и пешеходы»

     «Заборчик»

    Беседа

    «Начните с себя!»;

    12.05

    Просмотр медиа файла

    Пальчиковая гимнастика;

     «Уроки тетушки Совы. Дорожная азбука».

    Вася, Петя, Миша, Боря…

    13.05

    Разучивание стихотворения  

     2.С/Р игры

         А. Барто «Грузовик».

     

    «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта),

    Папка – передвижка «Обучение детей ПДД»,

    16.05

    НОД по ПДД

    Физкультминутка

     «К нам пришёл Хрюша», Аппликация с элементами рисования «Дорога и светофор»;

     «По ровненькой дорожке»;

    Анкетирование для родителей «Осторожно: дорога!»,

    17.05

     Просмотр медиа файла

    Дыхательная гимнастика

     «Азбука Безопасности. Светофор».

    «Вот какие мы большие»;

    Рекомендации «Формирование у детей специальных навыков»,

    18.05

    Конструирование

    Подвижная игра (малой подвижности)

    Выкладывание из геометрических фигур и счетных палочек (светофор, транспорт);

     

    «Красный, желтый и зеленый».


    19.05

    Игры с макетом

    «На дорогах города», «Гаражи и автомобили», «Прогулка по городу».

    Папка – передвижка

    «Формирование у детей навыков поведения на улице»;

    20.05

    Конструирование

     П/и

    Конструирование различных улиц из строительного материала для закрепления знаний о ПДД;

     

    «Машины»

    Консультация

    «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»;

    23.05

    Загадывание загадок на тему

    Д/и

    «ПДД», «Светофор»

     

    «Светофор»,

    Рекомендации

    «Обучение детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, в автомобиле».

    24.05

    Д/и

    П/и  

     «Угадай транспорт»

     «Цветные автомобили»;

    25.05

    Наблюдение

     

    П/и

     «Транспорт»

    «По длинной извилистой дорожке»,

    - Буклет для родителей «В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить»;

    26.05

    Рисование

    Гимнастика для глаз

    Раскраски по ПДД. 

    «Глазки видят всё вокруг»;

    27.05

    Кукольный  театр

    П/и

      «Происшествие в лесу».

     

    «Поезд»

    Памятка для родителей «Все начинается с малого»;

    30.05

    Игровое задание

    П/и

     «Сколько у светофора цветов»;

     «Воробушки и автомобиль»

    31.05

    Развлечение по ПДД

    «Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения»

    Участие в мероприятии.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Работа с детьми.

    Беседа с детьми «Мой друг-светофор»
    Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения. 
    Педагог: Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КРАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну. Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо. Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор. Красный свет - сигнал опасности. Стой! Остановись!- говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит «Внимание! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!». 
    Педагог: Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняете основные правила поведения: Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Не играйте на улице близко к дороге. Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге. Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете: 
    1.Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
    2.Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет светофора.
    3.Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
    4.Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.
    5.Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе по ПДД.

    Цель: Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; -довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения, воспитывать грамотного пешехода; -обогащать словарный запас.

    Словарь: светофор, зебра, пешеходный переход.

    Оборудование: разноцветные рули; коврик-зебра, тоннель, спортивные стойки, кубики; дорожные знаки, светофор; красные, жёлтые, зелёные круги .

    Ход НОД:

    Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам в гости придет Хрюша. Он очень хочет с вами поиграть. Давайте громко похлопаем в ладоши, чтобы он скорее к нам пришел.

    Дети хлопают. Входит Хрюша.

    Хрюша: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я очень весёлый поросёнок, люблю играть, играю везде и когда хочу.

    Воспитатель:  Хрюша, а ты на улице играешь?

    Хрюша: Да, конечно, очень люблю бегать по дорогам.

    Воспитатель:  Прямо на проезжей дороге? Ты же нарушаешь правила движения!

    Хрюша: - Ни каких правил я не знаю и соблюдать их не хочу. Я просто люблю гулять.

    Воспитатель:  Ой, ребята, боюсь я за Хрюшу, как бы он в беду не попал! Ведь он не знает правила пешехода.

    Хрюша: Ну и что! Не нужны мне ни какие правила. Пойдёмте, ребята, погуляем?

    Воспитатель:  Ну, что же, пошли. Только гулять надо по тротуару.

    Хрюша: - Ну и почему я должен гулять только по тротуару?

    Воспитатель:  Сейчас узнаешь. Ребята, давайте поиграем с поросёнком в игру «Цветные автомобили»?

    Дети берут в руки разноцветные рули и двигаются под музыку в соответствии с цветовым сигналом воспитателя по кругу, периодически нажимая на воображаемый звуковой сигнал. Хрюша испуганно бегает среди детей.

    Воспитатель: Ну, что, заезжаем все в гараж.

    Хрюша: - Ух, и испугался же я. Машины как поедут со всех сторон, не до прогулки мне было, как бы самому целым остаться.

    Воспитатель: Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, под колёса машин ты мог бы попасть. Надо ходить по тротуару!

    Хрюша: - Ну, ладно, я буду гулять по вашему тротуару. А вдруг мне надо перейти на другую сторону улицы, что же мне делать?

    Воспитатель: Тебе надо искать «Зебру».

    Хрюша: - Зебру? Она же в жарких странах живет.

    Воспитатель: Зебра в Африке живёт, полосатая очень.

    Воду пьет, траву жуёт, порезвиться хочет.

    А у нас на улице, здесь у перекрестка,

    Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

    Хрюша: - Ну и зачем она мне?

    Вед: - Дети, кто знает, что такое дорожная зебра?

    Дети - «Зебра» – это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т. д.

    Воспитатель: Давайте покажем, как мы умеем переходить улицу.

    Дети друг за другом проходят этапы: змейкой между стоек, по коврику-зебре, пролезают в тоннель, переступают кубики.

    Хрюша: - Теперь мне понятно, где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.

    Воспитатель:Да здесь еще и знаки есть. Ребята, что это за знак?

    Дети: - Пешеходный переход.

    Воспитатель просит отыскать знаки, дети находят и показывают

    («пешеходный переход», «дети», «велосипедная дорожка», «движение запрещено»).

    Хрюша: А если я не найду такой знак и эту вашу зебру, что мне тогда улицу не переходить?

    Воспитатель: Дети, подскажите, где ещё можно переходить улицу? Для этого отгадайте загадку.

    Он высокий и красивый

    У него три глаза.

    Каждый глаз имеет свет

    Ты узнаешь сразу.

    Дети – это светофор.

    Воспитатель:  Правильно, ребята. Светофор командует переходом. Он все видит. У него три глаза: красный, желтый, зеленый.

    Начинаем разговор

    про трехглазый светофор.

    Он не зря горит над нами

    разноцветными огнями!

    Хрюша: - Это еще что за животное?

    Воспитатель:  Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить или нет.

    Воспитатель: Хрюша, как ты думаешь, на какой свет можно переходить дорогу?

    Хрюша: - Не знаю я, ребята, помогайте.

    Дети:

    Красный свет – проезда нет

    И прохода тоже.

    Никогда на красный свет

    Ты идти не должен!

    Желтый свет – сигнал простой:

    Ты еще чуть-чуть постой.

    Вот зеленый загорится –

    И тогда смелей вперед!

    На зеленый свет все лица

    Совершают переход

    Но не смей идти на красный!

    Это может быть опасно!

    Если сделаешь неверно

    И на красный перейдешь –

    Знай, в беду ты непременно,

    Непременно попадешь!

    Все в ГАИ твердят нам хором:

    «Надо быть внимательным

    И сигналы светофора

    Помнить обязательно! »

    Воспитатель: Давайте закрепим…На какой переходим дорогу?

    Дети: - Зеленый.

    Вед: - А на какой нельзя переходить дорогу?

    Дети: - Красный.

    Вед: - А если горит желтый?

    Хрюша: - Надо подумать.

    Вед: - Да, надо становиться и подождать когда загорится красный свет.

    Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

    Воспитатель показывает три цвета светофора, а дети на каждый цвет выполняют определенное действие. На красный – молчат, стоят. На желтый – хлопают. На зеленый – бегают.

    Хрюша – Всё-то вы знаете, всё умеете. А вот мои загадки не разгадаете!

    Загадки:

    1. Дом по улице идет

    На работу всех везет

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.

    (Автобус).

    2. У него два колеса

    И седло на раме

    Две педали есть внизу

    Крутят, их ногами.

    (Велосипед).

    3. Братцы в гости нарядились,

    Друг за друга уцепились,

    И помчались, в путь далек

    Лишь оставили дымок!

    (Поезд).

    4. Вот по рельсам мчит машина,

    Держится, за провода

    И не надо ей бензина

    Чтобы мчать туда – сюда.

    (Трамвай).

    5. Силач, на четырех ногах

    В резиновых сапогах

    Прямиком из магазина

    Притащил к нам пианино.

    (Грузовик).

    Хрюша - Спасибо, что рассказали мне о светофоре, дорожных знаках, автомобилях, правилах поведения на дороге. Пойду гулять дальше и буду правила соблюдать.

    Воспитатель:  Пожалуйста, приходи, Хрюша к нам еще. Мы тебе еще что-нибудь расскажем интересное. До свидания!

    А вы, ребята, будете соблюдать правила поведения на проезжей части? Вот и закончилось наша прогулка.

    Чтобы у всех было хорошее настроение  соблюдайте все правила дорожного движения.        

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Стихотворения и загадки

    С. Михалков

               «Светофор»

    Если свет зажегся красный,
    Значит, двигаться опасно.
    Свет зеленый говорит:
    «Проходите, путь открыт!»
    Желтый свет — предупрежденье:
    Жди сигнала для движенья.

    ***************
    Хоть у вас терпенья нет-
    Подождите, красный свет!
    Желтый свет на пути-
    Приготовьтесь идти!
    Свет зеленый впереди-
    Вот теперь переходи!
    ****************
    Переход
    У полоски перехода
    На обочине дороги, 
    Зверь трехглазый, одинокий,
    Неизвестной нам породы,
    Разноцветными глазами
    Разговаривает с нами.
    Красный глаз
    Глядит на нас.
    -СТОП!-
    Гласит его приказ.
    Желтый глаз
    Глядит на нас
    -ОСТОРОЖНО!
    А зеленый глаз – 
    Для нас:
    -МОЖНО!
    Так ведет свой разговор 
    Молчаливый светофор.


    Загадки.

    Встало с краю улицы
    В длинном сапоге
    Чучело трехглазое
    На одной ноге

     (светофор).


    Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горят и день, и ночь-
    Зеленый, желтый, красный

     (светофор).


    Вот и улица, и дом,
    И труба на доме том, 
    Вот и мама у порога,
    А ведет к нему…

    (дорога).

    Близко – широка,
    издалека – узка. 
    (ДОРОГА)

    Что за лошадь, вся в полоску,
    На дороге загорает?
    Люди едут и идут,
    А она – не убегает. 
    (ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)

    Железные звери 
    Рычат и гудят.
    Глаза, как у кошек,
    Ночами - горят. 
    (МАШИНЫ)


    Там, где сложный перекресток,
    Он – машин руководитель.
    Там, где он, легко и просто,
    Он для всех – путеводитель. 
    Кто это? 
    (РЕГУЛИРОВЩИК)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4


    Гимнастика для глаз «Глазки видят всё вокруг»


    Обведу я ими круг.
    Глазком видеть всё дано -
    Где окно, а где кино.
    Обведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.


    Пальчиковая гимнастика


    Вася, Петя, Миша, Боря
    Сели рядом на заборе.
    Малыши сидят, мечтают,
    Вместе ножками качают.
    (Упражнение выполняется стоя. Дети немного приподнимают руки, так что кисти смотрят вниз, и начинают активно «качать» восемью пальчиками (без больших). Когда указательный идет вперед, мизинец идет назад).
    Возвращаемся домой,
    Но уже бежим спиной.
    Это будет потрудней, 
    Но ты усилий не жалей.
    (Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой – к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют верхнюю пару и меняют пары местами.).

    Физкультминутка «По ровненькой дорожке»

    По ровненькой дорожке,
    (Дети идут шагом)
    По ровненькой дорожке
    Шагают наши ножки,
    Раз-два, раз-два,
    По камешкам, по камешкам, 
    (прыгают на двух ногах)
    По камешкам, по камешкам...
    В яму — бух!
    (приседают на корточки).

    Дыхательная гимнастика «Вот какие мы большие»

    ЦЕЛЬ: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха.
    С каждым новым днем – 
    Мы растем, мы растем.
    Выше, выше тянемся!
    Подрастем, подрастем,
    Малышами не останемся!
    Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

    Артикуляционная гимнастика «Заборчик»

    Зубы ровно мы смыкаем
    И заборчик получаем, 
    А сейчас раздвинем губы
    Посчитаем наши зубы.
    (Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке).

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    Игровое задание «Сколько у светофора цветов»

    Попав в большой и шумный город,
    Я растерялся, я пропал…
    Не зная знаков светофора,
    Чуть под машину не попал!
    Раздать детям кружочки красного и целеного цветов, у воспитателя- желтого цвета. Уточнить, что обозначают эти цвета, затем обратить внимание, как работает светофор. Дети показывают кружочки, которые соответствуют сигналу светофора, воспитатель еще раз рассказывает о назначении цветов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6

    Подвижные игры

    «По длинной извилистой дорожке»

    Цель: учить ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.
    Ход игры: воспитатель раскладывает по полу зигзагообразный шнур длиной – 5-6 м – это дорожка, по которой нужно пройти до конца. В конце дорожки посадить какой-нибудь интересный предмет. От того, что находится в конце дорожки, будет и зависеть задание: пойти погладить мишку, покормить птичку, погреметь погремушкой. Если кто-то испытывает затруднения, помочь ему, подбодрить.


    «Воробушки и автомобиль» 
    Ребенку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек, надевают шапочки с изображением воробьев. «Воробушки» весело чирикают, прыгают. По сигналу «Автомобиль!» они убегают. Автомобиль едет и гудит: «Би- Би».

    "Поезд"
    Цель: формировать умение быстро реагировать на сигнал, действовать сообща, свободно ориентироваться в окружающем. 
    Ход игры
    Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне — «паровоз», остальные — «вагоны». 
    Ведущий имитирует гудок паровоза, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления), вначале медленно, затем быстрее и наконец, переходят на бег (при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», — говорит ведущий. Ребята постепенно замедляют темп и останавливаются. Ведущий вновь имитирует гудок паровоза, и движение «поезда» возобновляется. 
    Педагог регулирует темп и продолжительность движения детей. 
    Рекомендуется использовать в игре пособие, например, когда «поезд» пойдет по «мосту» (по гимнастической скамейке или по доскам, положенным на ступеньки или между двумя рейками, начерченными линиями, положенными шнурками и т. д.).

    "Цветные автомобили"

    По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

    "Машины" 
    Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

    "Трамвай"
    Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7

    Сюжетно – ролевая игра «Мы - шофёры»

    Цель. Познакомить с профессией – Шофер. 
    Расширение словарного запаса детей. 
    Воспитывать интерес и уважение к профессии шофера. 
    Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос, игрушечные машины – легковая, грузовая.
    Ход игры. 
    Звучит фонограмма со звуками улицы и шумом машин. 
    Воспитатель. Ребята, вы знаете, что это за звуки? (Шум на улице). 
    - А что их издает? (Машины). 
    - Посмотрите, какие у меня на столе стоят машины? (Легковая, грузовая и автобус). 
    - А на какой машине приехали вы? (Я приехал на легковой машине). 
    Воспитатель. А почему не на грузовой? ( Потому что она возит грузы, а не людей). 
    - А чем отличается автобус от легковой машины? (Он перевозит много людей, а легковая машина только несколько). 
    - Скажите, а вы, знаете, кто работает на машинах? (Водители). 
    - Правильно! Водители! Еще водителей можно назвать – шофер. Давайте вместе скажем: «Шофер». 
    Дети вместе с воспитателем повторяют слово «шофер». 
    Воспитатель. Садитесь, а я вам прочту стихотворение Бориса Заходера, а вы внимательно послушайте. 
    Качу, 
    Лечу во весь опор. 
    Я сам шофер, 
    И сам мотор. 
    Нажимаю на педаль 
    И машина 
    Мчится в даль! 
    - Как вы думаете о ком это стихотворение? ( О шофере). 
    - Правильно! Молодцы! А что шофер делает! (Водит машину). 
    - Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается, накачивает колеса. А как вы думаете, каким должен быть шофер? (Внимательным, осторожным). 
    - Правильно, шофер должен быть внимательным и осторожным. А еще он должен знать правила дорожного движения. 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 8

    Физминутка «Светофор». 
    Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами. 
    Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы поедем на автобусе. Кто управляет автобусом? (Шофер). 
    - Кто еще работает в автобусе? (кондуктор) 
    Назначаются дети на роль шофера и кондуктора 
    - А оставшиеся кем будут? (Пассажиры) 
    - Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд. Возьмите монеты. 
    Каждому пассажиру раздать монеты. 
    - Кондуктор раздаст билеты. - Ну вот, за проезд все заплатили, автобус может отправляться. Водитель, нам пора в путь.
    Дети поют: 
    Машина, машина, идет, гудит. 
    В машине, в машине шофер сидит. 
    Би – би – би (2 раза). 
    Водитель объявляет разные остановки ( море, зоопарк, лес, магазин, и т. д. ); дети обыгрывают данные ситуации. Пока дети совершают прогулку на остановках, шофер проверяет и накачивает колеса, ремонтирует автобус. Пассажиры совершают прогулки, соблюдают правила поведения в транспорте. Последняя остановка – детский сад. 
    Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Скажите, какая роль была самая главная? (Шофер). А каким должен быть шофер? (Внимательным, аккуратным, уметь чинить машину и т. д.) Молодцы!

    ПРИЛОЖЕНИЕ9

    Работа с родителями

    Консультация для родителей «Дети на дорогах» 
    Уважаемые мамы и папы! 
    Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города – очень важная проблема. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши всё равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
    Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
    В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало – практическое применение этих знаний целиком ложиться на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям – это условие безопасности наших детей! Дети всегда рядом с нами, они смотрят на нас, подражают нам. Они наша жизнь, наше продолжение, наш смысл сохранить наше будущее – наших ребятишек, обеспечить им здоровье и жизнь – главная задача родителей и всех взрослых. Лихо, давя на газ за рулем своих автомобилей, переходя проезжую часть на красный сигнал светофора или вообще в неположенном месте, не забывайте, что рядом с вами ваши дети, такие же участники дорожного движения, повторяющие и полностью копирующие пренебрежительное и зачастую опасное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения. Именно взрослые (родители) закладывают отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии. Родители должны твердо усвоить силу собственного примера.
    Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 10

    Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести
    себя на дороге?»

    На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. 
    На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают? 
    Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. 
    Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге. 
    Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. 
    Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. 
    На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. 
    Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. 
    Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. 
    Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия. 
    Уважаемые родители!
    Помните!
    Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей
    Берегите ребёнка!


    ПРИЛОЖЕНИЕ 11

    Папка - передвижка «Обучение детей ПДД»
    При выходе из дома: если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
    При движении по тротуару придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
    Готовясь перейти дорогу остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
    При переходе проезжей части переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
    При посадке и высадке из транспорта выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). 
    При ожидании транспорта стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 12


    Папка-передвижка «Формирование навыков поведения на улицах»

    Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
    Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
    Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
    Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
    Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!
    Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом!
    Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
    Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
    Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
    Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
    Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
    Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
    Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
    Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.
    Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 13

    Беседа «Начните с себя».
    Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.
    Следующие правила наиболее важны:
    * По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;
    * Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;
    * Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;
    * Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.;
    * Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.
    Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

    ПРИЛОЖЕНИЕ14

    Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»
    1.Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?________________________________________________
    2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая: 
    — беседы с ребенком; 
    — чтение детской литературы по данной теме; 
    — практические навыки поведения на дороге; 
    — углубленное изучение Правил дорожного движения.
    3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка: 
    — используете жизненный опыт; 
    — смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему; 
    — на основе рекомендаций педагога.
    4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему: 
    — достаточно часто; 
    — редко; 
    — никогда.
    5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома?
    6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения: 
    — организация выставки литературы по данной теме; 
    — проведение лекториев для родителей; 
    — встречи с инспектором ГАИ; 
    — проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.); 
    — размещение информации в уголке для родителей; 
    — индивидуальные беседы; 
    — родительские собрания по данной теме.
    7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в дошкольном учреждении: 
    — на высоком; 
    — на среднем; 
    — на низком.

    ПРИЛОЖЕНИЕ15

    Памятка родителям по правилам дорожного движения «Все начинается с малого».


    Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. 
    Родителям необходимо знать следующее: 
    1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны 
    2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу- 
    3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины — направо. 
    4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.
    5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончиться. 
    6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части. 
    7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра. 
    8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими. 
    9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации. 
    10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы. 
    11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам. 
    12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей. 
    Будьте для них примером в соблюдении Правил!

    ПРИЛОЖЕНИЕ16

    Буклет «В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить»* правила дорожного движения;
    * элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
    * транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
    * средства регулирования дорожного движения;
    * красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
    * правила движения по обочинам и тротуарам;
    * правила перехода проезжей части;
    * без взрослых выходить на дорогу нельзя;
    * правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
    Для этого вам нужно:
    1. с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
    2. для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
    3. объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
    4. когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
    5. указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
    6. научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке);
    7. когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки;
    8.закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
    9. развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
    10. развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
    11.не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
    12. читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 17


    Рекомендации по формированию у детей специальных навыков. 
    1. Навык переключения на улицу. Подходя к концу тротуара, к бордюрному камню, остановитесь, замедлите движение, выдержите паузу, необходимую для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону (проезжую часть), осмотрите улицу в обоих направлениях. 
    2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Уходя из дома с ребенком, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. 
    3. Навык переключения на самоконтроль. Умение следить за своим поведением формируется каждодневной тренировкой под руководством родителей. 
    4. Навык предвидения опасности. Ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Уроки предвидения скрытой опасности проводите, находясь на тротуаре, в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта. 
    Неоднократно покажите ребенку с тротуара: 
    •стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный автомобиль; 
    •стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающий из-за него встречный автомобиль; 
    •стоящий грузовик или легковой автомобиль и внезапно выезжающий из-за него другой транспорт; 
    •кусты, деревья, забор, кучи земли и снега, строительные материалы возле дороги и выезжающий из-за них транспорт; 
    •движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него; 
    •движущийся транспорт и встречный автомобиль, выезжающий из-за него. 
    Необходимо добиться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору улиц, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как рекомендация к повышенной осторожности. 
    Следует выработать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». 
    Обращайте внимание детей на обманчивость и опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживленные улицы: не видя транспортных средств, и не слыша их шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста».
    5.Навык наблюдения. Подойдя к проезжей части, ребенок должен повернуть голову «налево - направо» и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма. Осматривать дорогу ребенок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко измениться. Прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, следует посмотреть «налево». Дойдя до середины проезжей части, надо посмотреть «направо». 
    Особенно внимательно ребенок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт. 
    Научите ребенка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, мотороллер, велосипед, поскольку иногда ребенок смотрит, но не замечает едущий вдалеке легковой автомобиль или мотоцикл. 
    Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, ведите с ребенком счет времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. 
    Научившись считать «секунды», ребенок научится правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения. 
    Научите ребенка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включен указатель поворота). 
    Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению, и в частности используются очки, необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование ребенка на улице резко осложняется. «Боковое зрение», играющее важную роль для того, чтобы заметить транспорт, приближающийся сбоку, у детей с дефектами зрения намного слабее, чем у детей с нормальным зрени¬ем. 
    Такой ребенок должен быть еще более внимательным, так как он может ошибиться в определении расстояния до транспортного средства и его скорости, может не заметить автомобиль. Целесообразно, чтобы ребенок в очках компенсировал недостаток зрения более частным и тщательным поворотом головы и просмотром улицы «налево» и «направо».

    ПРИЛОЖЕНИЕ 18

    Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения. 
    1. При выходе из дома: 
    •если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; 
    •если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,- закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглядитесь — нет ли за препятствием скрытой опасности. 
    2. При движении по тротуару: 
    •не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; 
    •маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку; 
    •родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться; 
    •приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия; 
    •покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю; 
    •не приучайте детей выходить на проезжую часть: коляски и санки с детьми возите только по тротуару; 
    •при движении группы ребят учите их идти в паре, не выходя из колонны, не нарушая ее порядка и выполняя все указания сопровождающих детей взрослых. 
    3. Готовясь перейти дорогу: 
    •остановись, замедлите движение, осмотрите проезжую часть; 
    •привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге; 
    •подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги; 
    •остановку для пропуска автомобилей; 
    •учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства; 
    •не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами; 
    •обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста; 
    •покажите неоднократно ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить пешехода. 
    4. При переходе проезжей части: 
    •переходите дорогу только по пешеходным переходам или на, перекрестках — по линии тротуаров, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется; 
    •идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и даже на желтый сигнал не переходят, даже, если нет транспорта. Не переходите дорогу на красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это один; 
    •выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; 
    •ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни; 
    •не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом, иначе ребенок научится спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить безопасность перехода; 
    •не переходите дорогу под углом к оси, подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автотранспортными средствами; 
    •не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же — это типичная ошибка детей;
    •не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели: друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка, что это опасно; 
    •не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 
    •при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта. 
    5. При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси): 
    •выходите первыми, впереди ребенка. Иначе маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть; 
    •если вы выходите с ребенком последними, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал двери, думая, что посадка и высадка закончены; 
    •подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо; 
    •не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прищемить дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так после прищемления ею можно попасть под колеса этого транспортного средства; 
    •научите ребенка быть внимательным в зоне остановки — это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть. 
    6. При ожидании транспортных средств общего пользования: 
    •автобуса, троллейбуса, такси: стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине; 
    •такси: при необходимости остановить автомобиль вне зоны посадочной площадки, стойте с ребенком только на тротуаре или обочине; 
    •трамвая: следует стоять на специальной посадочной площадке для ожидания рельсового транспорта на проезжей части улицы, а при ее отсутствии (на узких участках проезжей части) — только на тротуаре или обочине; 
    •после высадки из трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на проезжей части. 
    Даются, рекомендации по обучению детей правилам безопасного движения в транспортном средстве. 
    При движении в автомобиле:
    •приучайте детей дошкольного возраста сидеть в автомобиле только па заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции внезапно бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло или переднюю панель. Этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
    •не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться в переднее стекло или панель; 
    •ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода пли перекрестка; 
    •не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра. Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками. 
    При поездке в транспортном средстве общего пользования: 
    •приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара; 
    •научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. 
    Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. 
    Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ПДД «Наш друг светофор»

    Задачи:Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, знать назначение и сигналы светофора.Закрепить знания о дорожных зна...

    «Мой друг светофор»

    комплексное занятие по обучению детей правилам дорожного движения...

    наш друг светофор

    Конспект интегрированного занятия по правилам дорожного движения. используются интерактивные игры с детьми, выполнение аппликации, пение....

    Дневная прогулка по направлению безопасность «Наш друг светофор»

    Образовательные области: познание, безопасность, физическая культура, труд.Материал: дорожные знаки, полицейский жезл, фуражка, мяч, флажки.На этой прогулке воспитатель  продолжает  знакомит...

    "Наш Друг- Светофор Светофорович". Сборник материала для ознакомления дошкольников с ПДД. Конспекты.Загадки.Проект. Консультации для родителей. Анкеты. Анализ анкетирования.Макет "Светофор Светофорович"-наглядный материал своими руками.

    Конспект НОД «Знакомство со светофором. Светофор-страж порядка» в младшей группеЦель : формирование навыков безопасного поведения на дорогах. познакомить детей с понятием «свет...

    Тема: «Наш друг – светофор» Цель: познакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зеленый.

    Познакомить детей с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи. Дифференцировать красный, желтый цвета. Развивать пространственные ориентировки, слуховое и зрительное внимание,...

    Конспект экскурсии к светофору «Мой друг светофор» для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект экскурсии к светофору   «Мой друг светофор» для детей старшего дошкольного возраста...