Проект на тему: Театр русского народного костюма "Русь многоцветная"
проект (старшая группа) на тему

Фалалеева Наталья Николаевна

У русской национальной одежды многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

•Русская одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная (венчальная).
•По возрасту: детская, молодежная, одежда для старых крестьян. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной и синей ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении  однозначны.

Сарафан – национальный русский костюм, первые упоминания о котором датируются далеким 1376 годом. Изначально эта форма одежды была универсальной, т.е. сарафаны носили как мужчины, так и женщины, причем из разных социальных слоев общества – от крестьян до великих князей. И только к середине 17 века сарафан окончательно превратился в женскую часть гардероба. С правлением Петра I традиционные платья и сарафаны стали одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Высшее сословие царь обязал носить европейское платье. В период правления Екатерины II, с возрождением интереса к русской истории, платья и сарафаны вернулись в гардероб дам высшей знати.Сарафан -  распашная длинная  одежда без рукавов на лямках.  Сарафаны сшиты  из разных тканей, украшены вышивкой  и тесьмой. Под сарафаном надета белая рубашка из натуральной ткани, отделана по рукаву и вороту вышивкой и тесьмой.Сверху на сарафан надевается душегрея – короткая одежда без рукавов, на лямкахСпереди душегрея застегивается на пуговицу.Рубаха - основа мужского костюма. На рубахах небольшой разрез спереди стянут  на пуговицу.  Рубахи одевается  навыпуск и обязательно подпоясывается нешироким поясом. Сшиты они из синей и красной атласной ткани, льна, украшены вышивкой.Порты – неширокие, длинные,сужающиеся книзу штаны.Держатся они на шнурке,который завязывается вокруг талии. Порты заправляются  в сапоги или  поверх надеваются  лапти. Обувь, сплетённая из лыка  или берёсты. Основной вид крестьянской обуви. Наши лапти связаны крючком из капроновых колготок  телесного цвета.Картуз имеет  форму фуражки с плоским круглым верхом на высоком  стоячем околыше с широким твёрдым козырьком надо лбом,   и украшен искусственным цветком. Выполнены из черной атласной ткани и льна.Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника – гребень.  Кокошник - старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы. Кокошники изготовлены из парчовой и атласной тканей красного, голубого и зеленого цветов. Они расшиты тесьмой, бисером, бусами. Кокошник завязан на голове атласной лентой. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смыслволнистые линии - символ воды; красные круги - символ солнца;крест - это тоже символ солнца;ромб - символ земли, плодородия; цветы символ богатства.  Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». Узор в виде орнамента «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла,оберегала от злых сил. Без прошлого нет настоящего.  В наше время появилась возможность возрождения  старинных традиций русского народа. Русский народный костюм несет в себе неповторимую красоту, своё искусство, ставшее гордостью национальной культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Театр русского народного костюма «Р у с ь м н о г о ц в е т н а я»

Слайд 2

Историческая справка У русской национальной одежды многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русская одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная (венчальная). По возрасту : детская, молодежная, одежда для старых крестьян. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной и синей ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Сарафан – национальный русский костюм, первые упоминания о котором датируются далеким 1376 годом. Изначально эта форма одежды была универсальной, т.е. сарафаны носили как мужчины, так и женщины, причем из разных социальных слоев общества – от крестьян до великих князей. И только к середине 17 века сарафан окончательно превратился в женскую часть гардероба. С правлением Петра I традиционные платья и сарафаны стали одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Высшее сословие царь обязал носить европейское платье. В период правления Екатерины II , с возрождением интереса к русской истории, платья и сарафаны вернулись в гардероб дам высшей знати.

Слайд 3

САРАФАН Сарафан - распашная длинная одежда без рукавов на лямках. Сарафаны сшиты из разных тканей, украшены вышивкой и тесьмой . Под сарафаном надета белая рубашка из натуральной ткани, отделана по рукаву и вороту вышивкой и тесьмой.

Слайд 4

РУБАХА Рубаха - основа мужского костюма. На рубахах небольшой разрез спереди стянут на пуговицу. Рубахи одевается навыпуск и обязательно подпоясывается нешироким поясом. Сшиты они из синей и красной атласной ткани, льна, украшены вышивкой. ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держатся они на шнурке, который завязывается вокруг талии. Порты заправляются в сапоги или поверх надеваются лапти. ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевается душегрея – короткая одежда без рукавов, на лямках. Спереди душегрея застегивается на пуговицу.

Слайд 5

ЛАПТИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты . Основной вид крестьянской обуви. Наши лапти связаны крючком из капроновых колготок телесного цвета.

Слайд 6

Картуз Картуз имеет форму фуражки с плоским круглым верхом на высоком стоячем околыше с широким твёрдым козырьком надо лбом, и украшен искусственным цветком. Выполнены из черной атласной ткани и льна. Кокошник Название "кокошник" происходит от древнеславянского " кокош ", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника – гребень. Кокошник - старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы. Кокошники изготовлены из парчовой и атласной тканей красного, голубого и зеленого цветов. Они расшиты тесьмой, бисером, бусами. Кокошник завязан на голове атласной лентой.

Слайд 7

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой . Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл : волнистые линии - символ воды красные круги - символ солнца крест - это тоже символ солнца ромб - символ земли, плодородия цветы – символ богатства Украшения костюма - вышивка

Слайд 8

Без прошлого нет настоящего. В наше время появилась возможность возрождения старинных традиций русского народа. Русский народный костюм несет в себе неповторимую красоту, своё искусство, ставшее гордостью национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Проект на тему:    «Родничок – русская народная культура детям»

Проект на тему:  «Родничок – русская народная культура детям»...

Проект на тему: «Организация русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, русско-народными традициями, знакомит с играми, "непривычными" для современных детей и т...

ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"

Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы

Проект на тему «Матрёшка - русская народная игрушка» с детьми второй младшей группы...