Развивающие игры для малышей
рабочая программа на тему

Развивающие игры для малышей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_malyshey._pavlova_g.f.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Г.Ф., воспитатель

ГБДОУ детский сад №2 Калининского района

Санкт-Петербурга

Развивающие игры для малышей.

Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов оценивает игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность. Умственное развитие дошкольников - важнейшая составная часть их общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют лёгкость и простоту усвоения новых знаний, возможности их использования для решения разнообразных задач. Основными задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

- формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

 - развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности. Познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

 - формирование первых познавательных процессов и любознательности;

 - приучение детей к умственному труду.

 Эти задачи взаимосвязаны, а специфика их определяется возрастными возможностями дошкольника. Исследования таких педагогов как А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, Е.И. Родионова, В. А. Аванесова, наблюдения воспитателей за процессами усвоения и применения знаний детьми позволяют значительную роль в умственном воспитании и обучении отводить дидактической игре. У каждого народа накоплен и передаётся из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание детских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрение игр определённого содержания). Значение игры в воспитании ребёнка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов оценивает игру как серьёзную и нужную для ребёнка деятельность.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, к развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим большое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры. В последние годы вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л. А. Венгер. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.Таким образом, анализируя литературу, можно сделать вывод, что дидактическая игра, являясь формой активной, практической деятельности, позволяет ребёнку решать доступные его возрастным возможностям познавательные задачи, создаёт предпосылки для развития произвольности психических процессов, становления личности. Всё это позволяет определить различные функции дидактической игры:

- как средство воспитания (Р. Жуковская, Д.Б. Менджерицкая); 

- как метод, приём обучения (Ф.Н. Блехер, Р. Жуковская, А.П. Усо -ва, А.И. Сорокина);

- как форма организации детей (В.А. Аванесова, З.А. Беспалова).

По характеру использования дидактического материала игры условно делятся на: игры с предметами, настольно-печатные, игры словесные.Этой классификации придерживаются: Д.В. Менджерицкая, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко. Рассмотрим виды игр по данной классификации. Игры с предметами - используются игрушки и реальные предметы. Детей знакомят со свойствами предметов, формой, величиной, цветом, качеством. В данных играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку, что очень важно для развития логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, мозаика, лабиринты. При их использовании решаются следующие развивающие задачи: объединение по признакам и смыслу; обобщение, установление связи; закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении, связная речь; логическое мышление, умение составлять целое из частей; развитие речи и воображения, творчества, способности к перевоплощению.Словесные игры - построены на словах и действиях играющих. В этих играх решаются такие задачи: развитие речи, воспитание правильно звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развивается умение чётко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В настоящее время всё активнее используются такие виды дидактических игр как: компьютерные, деловые, имитационные. Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Для умственного развития предназначено большинство дидактических игрушек. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки - головоломки). Для детей от 2 до 4 лет рекомендуются дидактические игрушки для дальнейшего закрепления представлений детей о форме, величине, цвете, массе предметов, их расположении в пространстве - различные матрёшки, пирамидки, бирюльки. Предлагаются игры типа лото, кубики-вкладыши, домино, разрезные картинки и кубики (от 2 до 4 частей) с изображением предметов, разных по форме, цвету, величине. Очень важно, чтобы изображение, представленное на каждом кубике или разрезной картинке, являлось узнаваемой частью целого. Тематика игр должна отражать доступные дошкольникам знания об окружающем мире («Кому, что нужно для работы?», «Откуда хлеб пришёл?»).

Учёт возрастных возможностей требует более широкого использования в младшем возрасте дидактических игр с игрушками и предметами для развития у детей сенсомоторных и умственных способностей, в старшем возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр.Намечая проведение игр, воспитателю надо продумать коллектив играющих. То, что трудно для одного ребёнка, может оказаться слишком лёгким для другого, поэтому лучше, когда играющие дети равны по своим возможностям. Игры с дидактическими игрушками в младших группах чаще всего бывают индивидуальными или объединяют 2-4 детей. В плане, в таком случае, указывается, каких детей и какими игрушками воспитатель хочет заинтересовать.
Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и, тем самым, усиливать моторно-двигательную активность. Дети могут располагаться кругом, полукругом, выходить за пределы комнаты, делиться на группы, играть за столом.Большое искусство - держать игру в пределах предлагаемого времени. Прежде всего, педагог уплотняет время за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описания рассказов, реплик детей тоже являются условием решения игровых задач.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровыми действиями и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Таким образом, можно сделать вывод:

- руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач;

- в продумывании интересных для детей игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры, побуждают их к игре;

- в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

При руководстве играми детей 3-4 лет воспитатель должен хорошо знать возрастные особенности: ребёнок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердить своё «я сам». Но внимание ребёнка пока неустойчиво, быстро отвлекается, а решение задач в дидактической игре требует устойчивого внимания, усиленной мыслительной деятельности. Для ребёнка возникают трудности, и преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. используя дидактические игры, повышающие интерес малыша к игре. Для детей 3-4 лет жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает для каждого играющего игрушки для их обследования и активного действия (например, «Чудесный мешочек»). В играх дети узнают друг друга по голосу, одежде («Угадай, кто позвал»).При проведении игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила игры по её ходу («Собери правильно пирамидку»). Усвоив правило, дети охотно играют с предметом. Затем вводится элемент соревнования: кто быстрее соберёт пирамидку. Речь воспитателя должна быть чёткой, спокойной, иметь эмоциональную окраску. Большая требовательность к жестам, мимике. Педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо и у детей мгновенно на лице грусть. При объяснении правил воспитатель должен переносить свой взгляд с одного ребёнка на другого, чтобы каждому казалось, что об игре рассказывают ему.Если в игре используются загадки, потешки, стихи, то воспитатель должен их знать наизусть, читать выразительно.Подводя итог игры с детьми младшего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, многому научились, убрали игрушки на место.

Секрет успешного руководства игрой в том, что воспитатель сохраняет игру как деятельность, которая сближает, укрепляет дружбу детей. 
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Воспитатель должен помнить, что очень важный момент в игре - преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).

Литература:

1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1972. - 192 с.

2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджериц-кая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1966. - 347 с.

5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

6. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1981. - 170 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 108 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры для малышей

Игровое занятие для малышей и их родителей.Формировать у родителей представления: о роли мелкой моторики, выразительности движений, звуков, тактильных ощущений в психофизическом развитии детей,...

Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Развивающие игры для малышей.

Примеры простых развивающих  игр для малышей от логопеда в помощь молодым родителям....

развивающие игры для малышей

веселые  развивающие  упражнения  для  малышей, для  развития  ритма и  пластики....