Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".
учебно-методическое пособие на тему

План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Развивающие игры для малышей»

Для детей младшей группы (3-4 года)

1 год обучения

Занятия проводятся по подгруппам при  количестве детей до 10 человек.

Длительность занятия—15 минут.

В неделю--                 1 занятие.

В месяц --                    4занятия.

        В год --                          36 занятий.

         

         

Задачи:

1.Развитие психических процессов—памяти, мышления, внимания, логики, целеполагания. А также формирование и развитие  коммуникативности, эмоциональности, фантазии и преодоление эгоцентризма.

   2.Развитие речи — фонематического слуха, звукопроизношения,             артикуляции, речевого дыхания. Расширение  словарного  запаса.

     3.Развитие  мелкой  моторики, координации

   движений, согласованности речи и движений.

                 4.Формирование конструктивных навыков.

Структура занятия:

  1. Вводная, коммуникативная игра.
  2. Загадки, речевое  упражнение.
  3. Упражнение на логику, внимание.
  4. Двигательное упражнение.
  5. Конструктивная, экспериментальная деятельность.

Оснащение:

     -  Отдельное помещение с ковром.

     -  Мячи, обручи, дорожки.

     -  Фланелеграф.

     -  Различный демонстрационный и раздаточный материал.

     -  Наборы строителя.

Дидактический материал:

     -  Разрезные картинки.

     -  Обучающие пазлы.

     -  Игры на подбор цветового соответствия.

     -  Кубики Никитина «Сложи узор».

     -  Блоки Дьенеша.

     -  Геометрические формы.

     -  Счетные палочки для счета и конструирования.

     -  Дидактический материал М. Монтессори.

     -  Различные тематические лото.

             

           

             

 

План-программа.

                       (сентябрь-май)

Сентябрь.

1. «Уроки Доктора Айболита».

- Упражнение «Водичка, водичка…» с проигрыванием движений.

- Загадки о предметах личной гигиены с обсуждением и показом отгадок.

- «Что лишнее?» -- отбери предметы для умывания.

- Двигательное упражнение «Зайка серый умывается…»

- Игра «Что изменилось?» (развитие памяти, внимания, наблюдательности, словарного запаса).

- Выложи из палочек по образцу «Расческа».

2. «Улица полна опасности».

- Игра «На лошадке ехали».

- Загадки «Светофор», «Машина».

- Упражнение «Что изменилось?» и «Что  потом?» (внимание, знание цветов, последовательность на примере светофора).

- Двигательное упражнение на внимание, быстроту реакции, координацию движений «На дороге» (изменение характера движений в зависимости от «огонька» светофора).

- Чередование цветов — продолжи последовательность (набор кругов трех цветов: красного, желтого, зеленого).

- «Собери машинку» (конструирование машины из геом.фигур).

3.Сравнение по длине.

- Коммуникативная игра «Пузырь» (развитие взаимопонимания, речевого дыхания, эмоциональности).

- Ввод-презентация материала М.Монтессори «Числовые штанги».

- Двигательное упражнение «Девочки и мальчики».

- Самостоятельная работа с материалом на сравнение по длине –числовые штанги, «ступеньки», «елочка» (разновидности деревянных пирамидок).

4. Знакомство с блоками Дьенеша.

- Игра «Рыбки весело плескались…»

- Загадки о рыбках.

- Упражнение «Поймай рыбку»:

  1. знакомство с блоками Дьенеша (цвет, форма, размер);
  2. классификация по одному признаку (цвет или форма);
  1. классификация по двум признакам ( цвет и форма).

- Двигательное упражнение «Море волнуется раз…».

- Задание на внимание и логику «Хоровод рыбок» (продолжи ряд, не повторяя цвет блока (отрицание признака)).

Октябрь

1. «Осенние листья».

- Речевое упражнение «Ветер дует нам в лицо…» (согласованность речи и движений).

- Загадки «Листья», «Осень».

- Игра «Угадай, с какой ветки лист?» (Классификация по двум и по трем признакам: цвет-форма, цвет-форма-размер).

- «Что изменилось?» Сравнение картинок.

- Двигательное упражнение «Ветер тихо клен качает».

- Упражнение (индивид. работа) «Сложи листик». Разрезные картинки из 3-х, 4-х частей.

2. «Овощи». Продолжение знакомства с блоками Дьенеша.

- Загадки об овощах.

- Упражнение «Собирай урожай». Классификация блоков Дьенеша по одному признаку.

- Разложи «овощи» по корзинам (обручам) в соответствии с заданием (использование карточек-символов).

- «Волшебный мешочек» -- определить и достать только круглые «овощи» (квадратные, треугольные).

- Выложи последовательность по заданию-образцу.

3. «Фрукты».

- Вводная игра «Съедобное-несъедобное» на логику, реакцию, координацию движений.

- «Где что растет?». Разнести овощи и фрукты по соответствующим зонам (сад-огород).

- «Что лишнее?». Классификация по обобщающему признаку и выделение предмета, не принадлежащего к данной группе.

- Физминутка «Урожай собирай и на зиму запасай…»

- «Какого яблока не хватает на ветке?». Найти закономерность.

- Конструирование по образцу из треугольников.

4. «Осенний лес».

- Вводная игра «Зеркало» (внимание, координация и согласованность движений, коммуникативные навыки).

- Загадки «Лес», «Грибы».

- «Прогулка в осенний лес» (знакомство с  кубиками Никитина «Сложи узор»). Выложить по образцу из 4-х кубиков: белая  дорожка ( желтая, синий «ручеек»), синий квадрат, желтый квадрат.

- Физминутка «Три медведя».

- «Сложи картинку» (разрезные картинки).

Ноябрь.

1. «Шар» (Закрепление темы).

- Водная игра «Девочки и мальчики прыгают как мячики».

- Загадка о мяче.

- «Найди отличие». Сравнение изображений двух мячей.

- Упражнение «Волшебный мешочек» на развитие тактильных ощущений (определить шар среди других геом. тел).

- Двигательное упражнение «Мой веселый, звонкий мяч…»

- Упражнение «Составь бусы» (чередование двух цветов).

2. «Домик для собачки».

- Коммуникативная пальчиковая игра «Ладошки».

- Загадки о собаке.

- Знакомство с кубиком, кирпичиком, бруском. Отличительные признаки, сравнение. Конструктивная деятельность – строим «домик для собачки»:

                      1. по представлению (с предварительным обсуждением);

                      2. по схеме (коллективно).

- Двигательное упражнение «Шли детишки по дорожке…».

- Свободное конструирование (достраивание к домику): дорожку, заборчик, скамейка…

3. « Домашние животные».

- Упражнение «Повстречались две овечки». Пальчиковая игра со звукоподражанием.

- Загадки о домашних животных.

- «Кто где живет?» Разнести по соответствующим зонам домашних и диких животных. Умение выделять один признак (и обобщать по нему) и абстрагироваться от других.

- Игра-лото «Где чей малыш?» (артикуляция, звукоподражание, словарный запас).

- Физминутка «Про кошечку».

- Конструирование из палочек «Домик для зверей».

 

4. «Калейдоскоп» дидактических игр – самостоятельные выбор (из предложенных) и  работа под контролем воспитателя.

- Вводное упражнение-игра «Мы сначала будем хлопать» (счет, чувство ритма, координация движений).

                Самостоятельная работа:

- Блоки Дьенеша (один и два признака).

- «Продолжи ряд».

- «Выложи последовательность».

- «Найди соответствие».

 

 Декабрь.

1. «Зима. Снежинка».

- Упражнение с движением «Ух, ты, зимушка-зима».

- Загадка «Снежинка».

- «Найди такую же снежинку» (подбери пару) по двум признакам: цвет и форма (развитие способности анализировать и сопоставлять, выделять характерные признаки).

- «Что перепутал художник?» (чего не бывает зимой).

- Двигательное упражнение «Снежинка».

- Подбери для снежинки «украшение» на лучик в соответствии с формой серединки (круг, треугольник, квадрат).

- Конструирование из палочек по образцу «Снежинка».

2. «Зимняя одежда».

- Упражнение с движением «Ух, ты, зимушка-зима».

- Загадки (шапка, шарф, рукавички).

- Сравни картинку «Две рукавички».

- Игра «Собери комплект»: шарф, шапка, рукавички, носочки (ввод понятий «такой же», «узор», «пара»).

- Физминутка «Мы погреемся немножко…»

- «Сравни снеговиков». Сравнение изображений и обсуждение: «Зачем снеговику шарф и рукавички?».

- «Разложи одежду» (деление на множества).

3. «Снеговик» (по сказке В.Сутеева «Письмо»).

- Вводная игра «Снежинки».

- «Снеговик рассыпался» -- конструирование по памяти из геом. фигур.

- Сравни изображения снеговиков и  клоунов.

- Двигательное упражнение «Дует, дует ветерок…».

- «Украшение на елку» -- конструирование из кубиков Никитина по образцу.

4. «Новый год».

- Вводное упражнение «Наша елка высока».

- «Собери елочку» (деревянная пирамидка-елочка):

             1. загадка;

             2. сравнение деталей («веточек») по длине.

-  «Сравни елочки» (изображение двух  новогодних елок). Сопостав-ление узора, расширение словарного запаса (выше-ниже, над-под, большой-маленький)

-  Физминутка «Елочка».

- «Что в мешке у Деда Мороза?» (развитие воображения):

             1. загадка;

             2. угадай по силуэту (на что похоже).

- «Помоги снеговику». Дорисовать недостающие детали (логика, мышление, развитие мелкой моторики).

Январь

1. Развитие воображения.

- Игра на творческое воображение – по заданию «превратиться» в: медведей, бабочек, водителей машины, самолеты…

- «Волшебный мешочек» с геом. телами:

1. Назови, что это?

2. На что похоже? (подобие из повседневной жизни).

3. Что изменилось?

- Двигательное упражнение на противоположности «Покажи по-разному» (высокий-низкий, легко-тяжело, быстро-медленно).

- Дорисуй (круг).

2. «Звери зимой».

- Вводное упражнение «Солнышко» (понятия выше-ниже, тепло-холодно, светло-темно).

- Загадки о лесных зверях.

- «Накормим «белочку». Классификация блоков Дьенеша по одному признаку.

- Физминутка «Девочки и мальчики…».

- Выложим (коллективно) «дорожку» для белочки, чередуя блоки по цвету.

- Конструирование из плоских «блоков» по образцу.

3. «Птицы зимой».

- Пальчиковая игра «Прилетали птички…».

- Загадки о зимующих птицах.

- Сравни птиц «Снегирь и синичка» (геом. форма, цвет, размер).

- «Накормим птичек» (блоки Дьенеша). Разнести по «кормушкам»-обручам блоки в соответствии с заданными признаками: «ягодки» (круглые и красные) и «печенье» (желтые и квадратные).

- «Сложи картинку». 1-й уровень сложности (4-6 частей).

4. «Логический калейдоскоп». Самостоятельная работа под контролем воспитателя.

- Вводная игра «Шли детишки по дорожке…» (закрепляем понятия справа-слева, вверху-внизу, впереди-сзади).

- «Составь узор» -- кубики Никитина. Задания разного уровня сложности.

- «Разрезные картинки». 1-2 уровень сложности.

- «Разложи по убыванию».

- «Подбери логическую пару».

 

Февраль.

Цикл занятий с блоками Дьенеша.

Занятие №1. Цвет.

- Вводное упражнение «Солнышко». Закрепление понятий выше-ниже, тепло-холодно, светло-темно.

- Загадки о зайчике.

- Упражнения на восприятие цвета (сенсорные способности) и на сопоставление предметов по цвету (логика, внимание):

                         - «поможем зайчикам найти свой домик»;

                         - «подарки для зайчат».

- Физминутка «Зайчата».

- Упражнение «Разноцветная дорожка».

- Конструирование из геом. фигур по образцу.

Занятие №2. Форма.

- Игра «Шли детишки по дорожке…» на закрепление понятий «впереди, сзади, справа, слева».

- Загадка (поросенок).

- Упражнения «В гости к трем поросятам»:

                          - чем отличаются?

                          - подбери домик (форма);

                          - «угощение» (сортировка по форме).

- Физминутка (расскажи стишок руками): «Мы веселые ребятки, мы ребятки поросятки…».

- Выложить последовательность блоков по заданному алгоритму.

- Конструирование из плоских «блоков» по замыслу.

Занятие №3. Размер.

- Пальчиковая игра «Грузовые машины».

- Упражнение «Строительные грузы». Учимся различать и классифицировать предметы по размеру и форме. Ввод символа.

- Двигательное упражнение «Кто построил этот дом?»

- Игра «Окошки для домиков». Сортировка предметов по размеру.

- Построение логической цепочки с учетом чередования одного из  признаков (размера, формы, цвета).

- Конструирование («сухая аппликация») «Машина».

 

Занятие №4. Толщина.

- Работа на круге: ввод понятия «толщина» и сравнение предметов по этому признаку.

- Упражнение «Наведем порядок». Разложить блоки в соответствии с заданием – ввод символа.

- Речевое упражнение «Слово потерялось».

- Игра «Вкусные печенья». (Угостим Винни-Пуха толстыми печеньями, а Пятачка – тонкими).

-Учимся классифицировать по двум признакам. Построить «мостик через речку» для Винни-Пуха -- из толстых красных деталей, для Пятачка – из тонких желтых.

Март.

1. «Приход весны».

- Вводное речевое упражнение «К нам весна шагает…». Рассматри-вание и сравнение картин «Зима» и «Ранняя весна».

- Загадка о снеговике. Что случилось со снеговиком весной?

- Сравни снеговиков.

- Игра «Дорога домой». Работа со знаковыми карточками (логика, внимание, знание свойств снега и признаков весны).

- Упражнение на развитие воображения, творческого восприятия, способности к преобразованию формы («Угадай по силуэту»):  снеговые фигурки подтаяли, кем они были?

- Дорисуй (круг).

2. «Весна».

- Вводное речевое упражнение «Смотрит солнышко в окошко…»

- «Что лишнее?». Учимся анализировать, находить обобщающий признак и классифицировать по этому признаку.

- Игра « Что зимой, а что весной?».

- Двигательное и речевое упражнение «Побежал в саду ручей».

- Упражнение на формирование произвольности, внимания, координации: «Пройди по дорожке, не замочив ножки».

- Конструирование из палочек: «Домик», «Дорожка», «Заборчик».

3. «Весна» (продолжение).

- Упражнение «Смотрит солнышко в окошко».

- Загадки (весна, солнце, сосульки).

- «На что похожи лужи?». Упражнение на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

- «Мостик через ручей». Упражнение на поиск соответствия (узкий-

короткий, широкий-длинный).

- Двигательное и речевое упражнение «Побежал в саду ручей».

- Лабиринт «Помоги собачке добраться домой».

4. «Советы зверей». Занятие по валеологии.

- Вводное упражнение «По ровненькой дорожке…».

-  Упражнение «Дерево для белочки». Классификация блоков Дьенеша по двум признакам.

-  Физминутка «Беличья зарядка».

- Упражнение «Фрукты и овощи для зайчика» (умение выявлять два признака предмета и абстрагироваться от остальных).

- Упражнение «Дорожка для медведя» (умение выявлять свойства предметов и следовать заданному линейному алгоритму действий).

- Конструирование «Солнышко».

Апрель.

1. «Крылечко».

- Вводная пальчиковая игра «Подставляй ладошку, расскажу про кошку…».

-  Проблемная ситуация: «Как попасть в домик с высоко расположен-ной дверью?». Рассматривание иллюстраций, обсуждение.

- Совместное конструирование крылечка для котика.

- Физминутка «Вот домик у дорожки…».

- Самостоятельное строительство крылечка по заданному алгоритму.

- Возможность для творческого решения: «Построй перила, крышу (навес), дорожку, скамейку, заборчик».

 

2. «Птицы весной».

- Вводная игра «Небо, земля, вода».

- Загадки о птицах.

- Упражнение на внимание, реакцию «Цепочка слов» (выделить только название птиц).

- Двигательное упражнение «Аист, аист длинноногий…».

- «Что перепутал художник?». Найти несоответствия и логические ошибки.

- «Дорисуй картинку».

- Конструирование из геом. фигур «Птица».

3.Логические задачи.

- Игра с мячом в кругу «Скажи наоборот».

- «Подскажи слово» -- добавить в конце стихотворной фразы «потерявшееся» слово. Развитие слуха, чувства ритма, логики. Ввод понятия «рифма».

- Упражнение на логику и внимание:

                          -- что изменилось? (найди отличия);

                          -- подбери пару к своей карточке.

- Физминутка «Большой-маленький».

- Графическая задача. Закрасить ряд «шариков» по заданию, определяющему очередность и цвет (понятия «первый, второй, между»).

-Конструирование по представлению «Утенок и цыпленок».

4. «Пруд».

- Вводная игра «Аист, аист длинноногий…».

- Загадки (рак, щука, рыбки).

- «Сравни рыбок» (Цвет, форма, право-лево).

- «Кто живет в пруду?» ( Узнай по описанию и отнеси к воде тех, кто живет в пруду). Умение согласовывать зрительные образы с информацией, полученной на слух. Классификация по обобщающему признаку.

-Эксперимент с водой «Из чего можно сделать кораблик?» (по сказке В. Сутеева «Кораблик»).

Май

1. «Насекомые»

- Двигательное упражнение «По солнышку, по солнышку…».

- Загадки (жук, комар, бабочка, собака).

- «Что лишнее?» (насекомые и  зверь).

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

- «Сравни картинки».

- Физминутка «На лужайке по ромашкам…».

 - Развитие мелкой моторики «Обведи по контуру и раскрась бабочку».

- Конструирование «Жук» из геом. фигуры (овал) и палочек (отсчет, пересчет).

2. «Цветы».

- Упражнение «По солнышку, по солнышку…».

- Упражнение «Узнай по описанию» на развитие речи, внимания, умения сопоставить зрительное и слуховое восприятие. Ввод понятий лесные, полевые, садовые цветы.

- «Посадим цветы» (разнести силуэты цветов по соответствующим (форма) «клумбам»).

- Физминутка «Одуванчик».

- «Узор из цветов» -- логическая цепочка (продолжи ряд).

- «Раскрась цветы» в соответствии с заданием.

3. «Домашние животные».

- Пальчиковая игра со звукоподражанием «Повстречались две овечки…».

- Загадки о домашних животных.

- «Кто и как помогает человеку?». Подбери логическую пару.

- «Кто где живет?». Классификация и группировка животных.

- Игра «Купим мы бабушка…».

- «Помоги животным добраться домой» (соединить линией изображения животных  с местом их обитания).

 

4. «Органы чувств».

- Вводная игра «Купим мы бабушка…».

- Обучающие пазлы «Вижу, слышу, чувствую». Закрепление знаний об органах чувств.

- Физминутка «Две сестрицы, две руки…».

- Упражнение «В тишине» (методика М.Монтессори).

- Логическая последовательность «Что сначала, что потом».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

Консультация для родителей: «Как правильно играть с малышом в игры Воскобовича»

В консультации дана короткая анотация к некоторым из игр В.В. Воскобовича, в которой двух словах даны рекомендации о том, как играть с данными играми при первом знакомстве с ними....

Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".

Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с ...

Консультация для родителей "Игры с малышом осенью. Как занять малыша на прогулке?"

Прогулка дает новые  впечатления  и положительные эмоции, что прямо влияет на  развитие ребенка. Попробуйте  разнообразить ежедневную  прогулку с малышом развивающими играми и...

Игры, сближающие малышей друг с другом и малышей

Роль игр в жизни детей при поступлении в детский сад....

Образовательная практика "Апробация образовательной программы «Экономика для малышей»

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, о...