Комплексно-тематическое занятие в подготовительной группе «Мама – солнышко моё»
методическая разработка на тему

Кочубей Юлия Николаевна

Комплексно-тематическое занятие в подготовительной группе «Мама – солнышко моё» с использованием полихудожественного модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое занятие в подготовительной группе «Мама – солнышко моё»


Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи: 
• расширять представления о праздниках;
• развивать умение характеризовать музыку, ситуацию;
• продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, исполнении песен (эмоциональность, естественность, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию);
• развивать умение самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему;
• вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
• продолжать развивать коллективное творчество детей;
 показать, значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери, через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины,
воспитывать бережное и чуткое отношение к самому близкому человеку.


Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: дети эмоционально реагируют на музыкальные и художественные произведения; определяют общее настроение, характер музыкального произведения; исполняют песни выразительно, правильно передавая мелодию; умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Материалы и оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ритмические палочки, музыкально-дидактическая игра «Три солнышка», солнышко без лучиков на ватмане, заранее приготовленные вырезанные из бумаги и раскрашенные ладошки мам, клей-карандаш, салфетки.

Содержание организованной деятельности детей
Дети заходят в зал под запись песни «Мама – первое слово» из к/ф «Мама». Слова: Ю.Энтин, Музыка: Жерар Буржоа, Темистокле Попа.
1. Приветствие.
Музыкальный руководитель поёт, дети отвечают и выполняют движения.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ладошки!
Дети: Хлоп, хлоп, хлоп.(Три раза хлопают в ладоши.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ножки!
Дети: Топ, топ, топ.(Три раза топают поочерёдно ногами.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, щёчки!
Дети три раза слегка ударяют ладошками по щекам.
Музыкальный руководитель: Пухленькие щёчки!
Дети надувают щёки и три раза кулачками слегка ударяют по щекам, выпуская воздух.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, губки!
Дети три раза причмокивают губами.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, зубки!
Дети три раза стучат зубами.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, мой носик!
Дети: Биб, биб, биб. (Дети три раза касаются указательным пальцем правой руки кончика носа.) 
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Дети садятся на места под запись песни о маме по выбору музыкального руководителя.

2. Вводное слово музыкального руководителя.
М.р.: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день, и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

В-ль: «И откуда?» - спросишь ты
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:

Дети: «Это мама, это мама!»

М.р.: Мама – самое понятное слово на земле. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Ребята, я думаю, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь?
Дети высказывают свои предположения.
Музыкальный руководитель: Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. Это праздник, посвященный самому близкому и дорогому человеку для каждого из нас - родной маме. Она единственная, кто всегда рядом с самого нашего рождения.
От чистого сердца, простыми словами 
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
3.Чтение стихотворений о маме.
Музыкальный руководитель: Отвечайте, дети, поскорей 
Кто на свете всех родней?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вас любит всех сильней? 
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто бранит вас и прощает?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вас в садик провожает?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто вам елку наряжает и наряды покупает? 
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Кто на свете всех умней и красивей, и добрей?
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: Сколько красивых, замечательных слов сказано о маме. Сейчас ребята прочитают нам стихи о маме.
1 ребёнок:
Много слов для любимых женщин,
Только самые нежные – матери.
Без тебя мне не жить на свете,
Без тебя – ничего не значу.
2 ребёнок:
Без тебя мне не видеть неба,
Не дышать, не любить, не плакать,
Быть бы просто дождём и ветром
Или снегом на землю падать.
3 ребёнок:
И, целуя родные руки,
Как святыню к рукам прижимая,
Я за то, что живу на свете,
Благодарна тебе, родная!

4.Полихудожественный модуль:
М.р.: И поэты, и художники, и композиторы говорят свое слово о матери, которое выражают в стихах, картинах, музыке. Ребята, сегодня вас в очередной раз на свою встречу приглашает Искусство. Сегодня встреча будет одна из самых хороших, добрых и важных.

Начинает мягко звучать оркестровый переход от главной к побочной партии «Лето» из балета «Времена года» А.Глазунова. Перед детьми раскрывается репродукция картины А.Дайнеки «Мать». Педагог читает отрывок из колыбельной Ю.Мориц.

     Месяц в облаке зевнул

      К небесам щекой прильнул,

      Весь калачиком свернулся,

      Улыбнулся и уснул.

     Я прильну к тебе щекой,

     Серебристою рекой,

     Абрикосовою веткой…

     Помни, я была такой.

     Сердцем к сердцу прислоню,

     К ненасытному огню.

     И себя люблю, и многих…

     А тебе не изменю.

     На челе твоём крутом

     Будет тайный знак о том,

     Что в расцвете золотом

     Я сперва тебя кормила,

     А земля – уже потом.

     Спи, дитя моё ,усни.

     Добрым именем блесни.

     И себя люби, и многих…

     Только мне не измени…

     Месяц в облаке зевнул,

     К небесам щекой прильнул,

     Весь калачиком свернулся,

     Улыбнулся и уснул.

Синтез данных произведений искусства несколько успокаивает, «убаюкивает» детей, но, при этом, настраивает их сердечки на разговор о тёплой маминой любви.

М.р.:  Ребята, попробуйте рассказать, что вы чувствовали, когда слушали звучание этой красивой музыки и стихотворения, когда рассматривали эту чудесную картину.

Пусть дети высказываются о чувствах так, как у них это получается : нескладно, с повторами отдельных слов, с обилием мимики и жестов. Главное, чтобы это были «живые» и естественные фразы.

М.р.:   Присмотритесь к ребёнку, которого держит на руках мама. Можно ли сравнить его с месяцем, который «калачиком свернулся, улыбнулся и уснул». Я тоже думаю, что можно. Ребёнок заснул. Мамочка так любит его, что могла придумать для него и такое ласковое прозвище, как месяц. Месяц очень красив. Мамочка, вероятно, могла обращаться к своему ребёнку так:  «Месяц ты мой ясный, мой сыночек прекрасный». А как ласково называет вас ваша мама? (Ответы детей).

М.р.:  Ребята, мама поёт своему ребёнку колыбельную песню. Зачем она это делает, как вы думаете? Можно ведь было просто сказать, приказать ему : «Спи!» и не петь песню. (Ответы детей).

М.р.:  Вот как: колыбельная песня успокаивает ребёнка, убаюкивает его. Мне очень понравилось, что вы ответили : мамина песня защищает малыша. А ещё она очень красивая, ласковая, нежная. Спокойно ли спит ребёнок, которого изобразил художник на руках у мамы? (Ответы детей). А как мама смотрит на малыша?

Лицо матери изображено в профиль, но нельзя не увидеть огромную материнскую нежность и заботу. И это обязательно увидят, а вернее, почувствуют дети.

М.р.:  А теперь давайте посмотрим, что находится впереди мамы с ребёнком? Действительно, это река. Как вы думаете, почему мама с малышом находятся возле реки?

Дети обычно отмечают, что мама с ребёнком купались, а затем малыш, устав немного, уснул у неё на руках.

М.р.:   Давайте послушаем музыку ещё раз и постараемся разглядеть или представить: качает мама своего малыша на руках или стоит неподвижно? А вторит ли ей река, колыхает ли свои воды? Я тоже думаю, что мама немного укачивает ребёнка, и река будто помогает ей, ритмично играя переливами воды.


В-ль:   А вот интересно было бы узнать, что бы вы рассказали о мамах в нашем специальном репортаже!

Интервью детей: (детям предлагается закончить предложение)

- Моя мама самая…
- Моя мама лучше всех умеет делать…
- Моя мама лучше всех умеет делать…
- Я горжусь своей мамой…
- Моя мама радуется, когда я…
- Моя мама огорчается, когда я…
- Моя мама счастлива, когда я…
- Мне нравится, когда моя мама…
- Моя мама вкусно готовит…

М.р.: Друзья, мне кажется, что лучше всего о наших чувствах к маме мы сможем рассказать в песне. Давайте споём для всех мамочек песню.

Исполняется песня «Ах, какие ямочки.»


5. Музыкально-ритмические движения.
Музыкальный руководитель: Мы с вами живем на удивительной планете заботливых мам. На ней всегда светит солнце, на ней живут добрые, ласковые и веселые мамы. Предлагаю вам встать врассыпную и станцевать добрый и весёлый танец, который так и называется «Если добрый ты». Повторяйте все за мной.
Музыкально-ритмическая композиция «Кот Леопольд» Б. Савельева.
Дети выстраиваются врассыпную и выполняют движения глядя на музыкального руководителя, который при помощи жестов, мимики и движений старается передать настроение и содержание песни.
6. Развитие чувства ритма, музыкальное творчество.
Музыкальный руководитель: Теперь возьмём в руки ритмические палочки, поиграем с ними. А задание сегодня будет такое: «Сочинить коротенькую песенку-фразу о маме, и мы все вместе её повторим»
Вы скачите палочки, 
Как солнечные зайчики.
Стучать по коленкам двумя палочками одновременно, отмечая каждую четверть
Прыг-прыг.
Скок-скок.
Стучать палочкой о палочку.
Прискакали
На лужок.
Стучать двумя палочками по коленкам по очереди, отмечая каждую восьмую.
Правой ножкой
Топ-топ.
Стучать по правой коленке палочкой в правой руке на каждую четверть.
Левой ножкой
Топ-топ.
Стучать по левой коленке палочкой в левой руке на каждую четверть.
На головку сели,
Сделать «рожки» (поставить палочки на голову) и пошевелить ими.
Песенку запели.
Стучать палочкой о палочку на каждую четверть.
После этого музыкальный руководитель называет имя любого ребёнка. Названный ребёнок, импровизируя, сочиняет небольшую фразу о маме, например «Мамочка милая, ты самая красивая», поёт, и все дети за ним повторяют. Затем упражнение повторяется, музыкальный руководитель называет другого ребёнка. 
7. Слушание музыки.
Музыкальный руководитель: Мама… Сколько тепла таит в себе это магическое слово. Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама... Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос, он живет в каждом из вас, в вашем сердце, его не спутаешь ни с одним другим голосом. Ведь каждая мама поет своим детям песни, чтобы повеселить их или успокоить.

Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем музыку. Возьмите солнышки, которые лежат у вас под стульчиками, рассмотрите их. Серединки солнышек показывают разное настроение и эмоциональное состояние человека. Попробуйте подобрать солнышко, передающий настроение прослушанного произведения.
Музыкально-дидактическая игра на определение характера музыки «Три солнышка»
У каждого ребёнка по три солнышка, в серединках которых детские лица: улыбающееся, грустное и спящее. 
Прослушав отрывок произведения, дети определяют характер музыки, подбирают подходящее солнышко и показывают его. Затем дети отвечают на вопросы педагога, приводят примеры грустных и весёлых ситуаций из личного опыта. 
• Слушание отрывка из произведения «Полка» Ю. Чичкова
Какая музыка по характеру? (Радостная, весёлая.)
Отчего вам с мамой бывает весело?
• Слушание отрывка из произведения «Осенняя песнь» П. Чайковского
Какое это произведение по характеру?
Когда мамы нет дома, что вы испытываете? (Печаль, тоску, скуку, грусть.)
Ещё от чего бывает грустно?
А от чего может грустить мама?
• Слушание отрывка из произведения «Сонный котёнок» Б. Берлина
Как вы думаете, о чём нам рассказывает эта музыка?
Какая она по характеру?
Когда мама укладывает вас спать, она поёт колыбельную песню?
Говорит ласковые слова?
Как вы себя при этом чувствуете? (Спокойно, уютно, тепло.)
8. Пляска.
Музыкальный руководитель: А ещё, ребята, вы со своими мамами самые настоящие, неразлучные друзья и всё на свете должны делить пополам. Вставайте парами, будем танцевать.
Парная музыкально-ритмическая композиция .
Дети становятся парами лицом друг к другу, держась за руки. Музыкальный руководитель становится в пару с воспитателем, и по их показу дети выполняют движения.

9. Коллективная творческая работа по аппликации
Музыкальный руководитель: Народная мудрость гласит: мама в доме, что солнышко на небе. Что, по-вашему, означают слова – Мама в доме, что солнышко на небе?
• Мама дома - значит, в доме тепло, так же как и всем людям на земле от солнечных лучей.
• Мамины руки нежные, ласковые, приятные, такие же, как, солнышко.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, у нас есть солнышко – большое, красивое.
(Показывает заготовку нарисованного солнца на ватмане.) 
А чего же не хватает у нашего солнышка? (Лучей.)
Как вы думаете, а что же будет лучами нашего солнышка?(Ладошки мам.) 
Аппликация.
Дети наклеивают, заранее приготовленные ладошки вокруг солнышка. 
Итог занятия.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, а наше солнышко похоже на наших мам?
• Похоже. 
• Оно доброе. 
• У него много рук, значит, как мама, оно успеет сделать много добрых дел 

Музыкальный руководитель: Конечно, ребята, ещё оно теплое и доброе, как ваши мамы. Это солнышко украсит вашу группу и его добрые лучики будут напоминать о теплоте маминых рук. 
Музыкальный руководитель: Дорогие ребята, наше занятие подошло к концу, вы сегодня отлично поработали, молодцы! В замечательный осенний праздник «День матери» поздравьте своих мам и расскажите, как сильно вы их любите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей-подготовительной групп на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» ( сентябрь-июнь)

Комплексно-тематическое планирование  для детей младшего дошкольного возраста ориентировано на работу педагога в рамках проектной деятельности (итоговое событие), представлены темы по месяцам (се...

Комплексно-тематическое планирование в старшей,подготовительной группе

Комплексно-тематическое планирование в старшей,подготовительной группе...

"Комплексно - тематическое планирование на Март". Подготовительная группа.

Планирование по темам: 8 Марта. Народные традиции, обычаи, промыслы. Весна.Изменения в природе. Направления развития:социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое развитие,...

Комплексно-тематическое планирование на год подготовительная группа по ФГТ

Темы, развернутое содержание работы, задачи по месяцам....

Комплексно-тематическое планирование на год подготовительная группа по ФГТ

Темы, развернутое содержание работы, задачи по месяцам....

сценарий утренника на 8 марта в подготовительной группу "Мама солнышко мое"

Сценарийутренника на 8 марта"Мамин день" Цели:- воспитывать уважительное отношение к мамам, бабушкам, женщине, желание помочь им;- создать теплый эмоциональный климат между матерями и детьм...

Сценарий вечера развлечений ко Дню Матери в подготовительной группе «Мама - солнышко мое»

Вечер развлечений для детей старшего дошкольного возраста, посвященный Дню Матери...