Культурно-познавательная программа для детей 4-7 лет "Мир на ладошке" "                       
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Светлана Захарова

Для гармоничного развития ребенка, наряну с получением знаний, умений и навыков, необходимо и расширять кругозор.Современные дошкольники уже имеют представления о многих странах и континентах, и у них сформирован интерес к путешествиям. Эта программа поможет укрепить эти знания, стать для ребенка полезным багажом, сформировать целостное восприятие мира.Каждое занятие посвященному отдельной стране, ее культуре и истории. В игровой форме дети узнают чем питаются, как одеваются и какие культурные традиции в той или иной стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Департамент образования города Москвы

         Западное окружное управление образования

   Государственное бюджетное                   образовательное  учреждение Лицей 1586

                  Дошкольное отделение 1 «Оазис»

                                                 Утверждаю

                           

                     Направленность: культурно – познавательная

       

Образовательная программа

       

Культурно-познавательная               программа для детей 4-7 лет

"Мир на ладошке" "

                      

                                                                                             

                                             Программа разработана

          

                                 Москва 2015

Пояснительная записка

       Для гармоничного развития ребёнка, наряду с получением знаний, умений и навыков, необходимо расширять его кругозор. Современные дошкольники уже имеют представление о некоторых странах и континентах, и у них сформирован интерес к путешествиям и странствиям. Эта программа поможет укрепить эти знания, стать для ребёнка полезным багажом и обрести  форму целостного восприятия мира.

       Ребенку предлагается отправиться в увлекательное путешествие по разным странам нашей планеты. Во время …..- минутного занятия педагог в игровой форме рассказывает об одной стране.

        Дети знакомятся с государственной символикой (флаг, герб), находят страну на политической карте мира и глобусе, сравнивают разные страны по величине и местонахождению, делают предположения, как можно добраться из России, и какой вид транспорта предпочтителен.

        Рассматривают красочные энциклопедии и исследуют предметы, привезённые из той или иной страны, совершают экскурсию в прошлое (Древний Египет, Древняя Греция и т.д.). Педагог подробно рассказывает о столице государства , знакомит с другими крупными городами страны и их основными культурными достопримечательностями.
Шт
       На занятиях много интересных творческих заданий, когда ребята рисуют, лепят, конструируют, мастерят из бумаги сувениры той страны, по которой они путешествуют. Малыши с удовольствием слушают о традициях (в том числе и кулинарных), праздниках, играют в народные игры, танцуют под национальную музыку.

      Помимо изучения культуры страны, дети знакомятся с географическими понятиями (материк, остров, полуостров, океан, море, река, горы, вулканы, климат).

     Занятия проходят очень динамично, весело,и с использованием большого количества игрового и наглядного материала.

                       

Цели и задачи программы

- расширение кругозора;

- способствует культуроведческому обогащению детей;

- помогает глубже понять и оценить культуру родной страны;

- готовит дошкольников к восприятию культуры другого народа и участию в межкультурной коммуникации;

- воспитывает любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности;

- развивает творческие способности детей на основе личностного – ориентированного подхода;

- программа дает базовые знания не только по истории,   географии, а также по ее культуре, искусству;

- способствует повышению познавательной активности дошкольников, расширению их коммуникативных возможностей;

- активизации и развитию речевых навыков и способностей, созданию положительных мотиваций.

            Программа построена на общепринятых педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности. Соблюдение последовательности необходимо для полноценного усвоения материала, повторение материала на всех последующих занятиях.
  • Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  • Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного отношения с взрослым и сверстниками.
  • Принцип наглядности необходим на каждом занятии для полного закрепления программы.

        

Ожидаемые результаты обучения

Изучение предлагаемого курса  должно обеспечить развитие у детей следующих умений и навыков:

  • анализировать и сопоставлять культуры разных стран;
  • ориентироваться в реалиях страны и мира;

  • участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы;
  • развить творческие способности детей

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей 4-6 лет.

Общее количество часов –

Периодичность проведения занятий – 1раз в неделю

Продолжительность одного занятия – 1час

     Форма организации учебно - воспитательного процесса: групповая. Формами проведения занятий являются: учебная, игровая, сюжетная, контрольно – учётная.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: отдельное помещение, магнитофон, наглядные материалы, магнитная доска, канцелярские товары.

 

               

Календарно-тематический план.

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

1

Добро пожаловать в « Мир на ладошке»

1час

2

Добро пожаловать на чай ( Англия)

2часа

3

Красочная Болгария

2часа

4

В гостях у Карлсона ( Швеция)

2часа

5

Франция – мир моды и красоты

2часа

6

В гостях у Йоллипукки ( Финляндия)

2часа

7

Фламенко ( Испания)

2часа

8

Греческие руины

2часа

9

В гости к Леонардо да Винчи(Италия)

2часа

10

Венская опера. Австрия

2часа

11

Праздник красок- Холли( Индия)

2часа

12

Загадочный Китай

2часа

13

Все по полочкам. Япония

2часа

14

В гостях у фараона. (Египет)

2часа

15

Священный Израиль

2часа

16

Там, где живут кенгуру.Австралия

2часа

17

Статуя Свободы. США

2часа

18

Саморефлексия дошкольников

Практическое занятие

Занятия  посвящены знакомству с окружающим, историей, культурой, обычаями, традициями, нравами, природой других стран. Через театрализованные праздники и импровизированные «путешествия», посвящённые истории изучаемых стран, а также фильмы, слайды, открытки, фотографии, видео-фильмы и картины дети смогут узнать много нового о других странах и континентах. Во время встреч дети через рассказы, сказки, стихи, аудиоматериалы получат возможность познакомиться с культурой и фольклором других стран. Занятия проходят в игровой, весёлой и творческой обстановке. 

   

             

   

Конспект занятия «Загадочный Китай»  (1час)

Цель:  познакомить  детей с жизнью, культурой,  бытом, изобретениями Китая.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о Китае.
  2. Закреплять названия континентов: Евразия, Южная Америка, Северная Америка.
  3. Продолжать знакомить детей  с  географической картой мира.
  4. Воспитывать  у детей интерес, уважение к культуре разных народов.
  5. Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.

Ход занятия:

дети заходят под фонограмму летящего самолёта.

Педагог:   На самолете мы отправляемся в страну Китай.

Играет детская китайская песня.

Сегодня мы узнаем много интересного об загадочной, богатой историей и необычной для нас страной – Китай.

- На каком континенте находится страна Китай?  (Евразия, отмечаем фишкой на карте)

- Что вы знаете о Китае?  (одежда, блюда, посуда, отличия от европейцев, изобретения: зонтик, фейерверки, бумага, великая китайская стена, священный дракон, родина риса, панда…)

- Как называются люди, живущие в Китае? (китайцы)

 Китай – родина риса, одно из любимых блюд китайцев – рис. Выращивают его на болотистых полях, где очень много воды. Когда приходит время собирать рис, нужно уметь пройти по заболоченной почве.

 В Китае дети очень любят играть в игру « Поймай за хвост дракона» . Хотите в неё поиграть?

Ход игры : игроки становятся в шеренгу друг за другом и кладут правую руку на правое плечо стоящего впе-реди. Тот, кто стоит первым в шеренге, - голова дракона, последний – его хвост. Голова дракона пытается поймать хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело дракона (игроки между головой и хвостом) послушно следуют за головой, а голова старается схватить хвост – последнего игрока. Шеренга не должна разрываться. Если всё же голова ухватит хвост, последний в шеренге игрок идёт вперёд, становится головой, а новым хвостом – игрок, бывший в шеренге последним.

Вот и  поиграли, а теперь давайте посмотрим на главные достопримечательности Китая.( иллюстрации). 


    А вот информация об изобретениях, принадлежащих исключительно китайцам: бумагу, порох, компас и печатную машину ввели в эксплуатацию именно в Китае. Стране еще приписывают изобретения колеса и первого календаря.

Что же есть еще интересного в Китае? А вот, мороженое, к примеру. Кто бы мог подумать, что и его рецепт впервые появился в Поднебесной? Оно было приготовлено более 4000 лет назад. Некто случайно забыл на снегу смесь из молока и риса, вернувшись же, обнаружил мороженое.

В Китае все необычно, даже китайское письмо и буквы совершенно отличаются от нашего. Вот давайте и завершил наше занятие, попробовав написать китайский иероглиф.http://www.epochtimes.ru/eet-content/uploads/04/china/jia.jpg

Под китайскую музыку педагог прощается с детьми на китайском языке.

Конспект занятия «Загадочный Китай».(Второй час)

Цель:  закрепление знаний, полученных на прошлом уроке, продолжить знакомить  детей с культурой и бытом, достопримечательностями Китая

             

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о Китае.

  1. Воспитывать  у детей интерес, уважение к культуре разных народов.
  2. Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира.
  3. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным  промыслам других стран.
  4. Формировать умение работать с бумагой, ножницами и клеем.
  5. Воспитывать аккуратность и творческую инициативу.

Ход занятия: дети заходят под китайскую народную музыку.

Педагог: Здравствуйте, дети! ( дети произносят китайское приветствие). Подскажите мне в какую страну мы опять попали.

Да, все правильно, мы снова в Китае.  Давайте вспомним, где Китай находится? Какая столица в Китае? И что особенного вы запомнили про Китай?

Перед вами висят иллюстрации достопримечательностей Китая …Назовите мне как они называются?

А сегодня мы с вами узнаем много о том, как живут люди в Китае, какие  семейные традиции и праздники, где живут и что едят.

(Портрет китайского ребёнка, китайской семьи, дом или квартира).

Посмотрите на эти иллюстрации, а я вам расскажу об особенностях китайских традициях.

Кто вспомнит, что означает слово традиция?

Китайцы свято чтут традиции и обычаи, стараясь таким образом воздать почести своим далеким предкам. В народе до сих пор распространена мудрая притча, повествующая о том, что однажды отец, дав сыну одну палочку для еды, попросил разломать ее на две части. После того как сын выполнил волю отца, тот сказал, чтобы он разломил пополам уже две короткие палочки. Как ни напрягал сын все свои силы, у него ничего не получилось. Тогда отец сказал: «Видишь, одна хрупкая палочка – это ничто, но если соединить эти маленькие палочки воедино, они становятся непобедимыми. Китайцы объединяются ради одной цели – помогать и поддерживать друг друга, уважать предков и почитать все обряды».

Рассказ о традиций есть палочками.

Игра.

Детям раздаются палочки и рассказывается традиция есть палочками.  Сегодня в мире все перемешалось, и уже нет такого разделения, как раньше. Сегодня в Европе и в Азии едят и вилками, и ножами, и палочками, и ложками, лишь бы было удобно. Но знать, откуда это пришло, очень интересно и полезно! Вилками и  ложками вы пользоваться умеете, а вот попробуйте есть палочками. И когда к тебе в гости придут китайцы или японцы, ты их приятно удивишь.

На столе тарелки, на которых лежит печенье   и дети должны палочками поймать печенье и съесть.

А вы знаете,дети, что в Китае маленьких детей с раннего детства поручают есть палочками и они считают, что тем самым дети становятся умнее и сообразительней.

На сегодняшний день у китайцев существует несколько правил и запретов относительно использования палочек. Считается невежливым, когда какой-либо гость приступает к еде, не дождавшись хозяина, или тянется за блюдом, стоящим поодаль от него. После окончания ужина гости должны положить палочки на тарелку, и только после того, как хозяин завершит трапезу, они могут переложить свои палочки с тарелки на стол и выйти из-за стола. Не принято вертикально втыкать палочки, например, в чашку с рисом. Не стоит палочками указывать на людей – в Пекине издревле считалось, что такое действие буквально значит «ругаться на улице». В наши дни смысл мало изменился: тот, кто указывает палочками на другого человека, буквально порицает его.
Китайские палочки для еды – отличный подарок к любому торжеству,
будь то свадьба, Новый год или просто день рождения.

Празднование дня рождения - это важный момент в жизни каждого человека. Длинная лапша означает долголетие в Китае, поэтому люди едят лапшу на День рождения. Также в день празднества лакомятся тортом.

В Китае очень много полезных овощей и зелени. Китайские салаты  очень популярны во всем мире.

В дополнение к вышесказанному, на столе обязательно будут персики - символ долголетия и бессмертия, а также свечи.Для большинства китайского народа, возвращение домой после долгого отсутствия, или отъезд из дома также связаны с определёнными столовыми обычаями.

Празднование Нового Года. Символ Китая – дракон

В заключении, дети выполняют творческое задание. Бумажный дракон.

Культурно-познавательная программа « Мир на ладошке» - это развитие ребёнка, формирование с помощью игры, творческих заданий разнообразных умений, способностей, качеств личности. Программа нацелена на общее гармоничное развитие, а её содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей. 

Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним, является важной образовательной задачей программы « Мир на ладошке». Это может быть основой складывающейся картины мира у дошкольников и ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности.

Литература

  1. Белокурова-Видерхольд С. География для малышей. Интернет- ресурс solnet.ru.
  2. Колпакова А.В. Занимательная география для малышей. Издательство Белый город.
  3. Нисканен Л.В. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Академия 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Программа для детей 4-5 лет "Цветные ладошки" - нетрадиционная техника рисования посредством аппликации.

Пояснительная записка     В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они опр...

Программа дополнительного образования детей по художественной направленности « Разноцветные ладошки» для детей от 2 до 4 лет 1 год обучения

Программа дополнительного образования детейпо художественной направленности« Разноцветные ладошки»для детей от 2 до 4 лет1 год обучения...

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Пояснительная записка  Программа  составлена   на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Бей ладошкой, топай ножкой!"

Дополнительная общеразвивающая программа для младшего дошкольного возраста  «Бей ладошкой, топай ножкой!» разработана в соответс...

Парциальная программа для детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Парциальная программа для детей 2-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой  И.А....