Главные вкладки

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.
    статья на тему

     

    Автор: Криворотова Т.Н. МБДОУ

    "Детский сад общеразвивающего вида № 350"

    го Самара.

     

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

    как одно из направлений

    в работе с родителями воспитанников ДОУ.

    Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач для дошкольного возраста, воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду. Расширение представление о стране, развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.  Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

    Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким.

    Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

    Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

    Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

    Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

    В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

    Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

    Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

    • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

    • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;

    • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

    Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».

    В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Работа по сотрудничеству с родителями в нашем детском саду складывалась из трех блоков: диагностический, теоретический и практический.

    Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как: общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является  и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.

    Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой  ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.

    Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны.

    Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей  то и знакомим детей мы не только с культурой  русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились,  какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию  уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.

    Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).

     Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».

     Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).

     Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем любимая Самара », «Моя родная земля ».

     В наших группах родители представляют собственные проекты о родном городе Самара «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.

     В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

     В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

    В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам  родители  вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.  Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.

    Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.

    Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких  альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку, несомненно вспомнятся самые яркие  и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр. 

    В нашем детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, но а оформление, конечно было общим делом как сотрудников детского сада, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена самими родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.

     «Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.

    Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и  начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

    В решении этой задачи помогают и фотовыставки.  Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.

    Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.

    В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю. 

    Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.

    Каждый год в саду проходят различные конкурсы («Лучшая новогодняя игрушка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба  детского сада» и др.).  В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза. И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации. 

    Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.

    Заключение

     Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

     Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

     Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

    • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
    • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
    • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
    • Расширяйте собственный кругозор.
    • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
    • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
    • Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
    • Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
    • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
    • Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
    • Воспитать чувство гордости за свою страну, город.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon avtor.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Криворотова Т.Н. МБДОУ

    "Детский сад общеразвивающего вида № 350"

    го Самара.

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

    как одно из направлений

    в работе с родителями воспитанников ДОУ.

    Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач для дошкольного возраста, воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду. Расширение представление о стране, развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.  Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

    Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким.

    Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

    Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

    Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

    Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

    В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

    Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

    Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

    Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

    • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

    • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;

    • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

    Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».

    В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

    Работа по сотрудничеству с родителями в нашем детском саду складывалась из трех блоков: диагностический, теоретический и практический.

    Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как: общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является  и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.

    Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой  ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.

    Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны.

    Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей  то и знакомим детей мы не только с культурой  русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились,  какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию  уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.

    Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).

     Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».

     Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).

     Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем любимая Самара », «Моя родная земля ».

     В наших группах родители представляют собственные проекты о родном городе Самара «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.

     В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

     В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

    В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам  родители  вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.  Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.

    Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.

    Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких  альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку, несомненно вспомнятся самые яркие  и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр.  

    В нашем детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, но а оформление, конечно было общим делом как сотрудников детского сада, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена самими родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.

     «Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.

    Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и  начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

    В решении этой задачи помогают и фотовыставки.  Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.

    Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.

    В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю.  

    Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.

    Каждый год в саду проходят различные конкурсы («Лучшая новогодняя игрушка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба  детского сада» и др.).  В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза. И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации.  

    Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.

    Заключение

     Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

     Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

     Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:

    • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
    • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
    • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
    • Расширяйте собственный кругозор.
    • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
    • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
    • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
    • Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
    • Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
    • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
    • Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
    • Воспитать чувство гордости за свою страну, город.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

    В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...

    «ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....

    Как стать компетентным в работе с родителями воспитанников

    Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям.Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая ...

    Примерный перспективный план работы с родителями воспитанников по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

    Примерный перспективный план работы с родителями воспитанниковпо воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста№п/пТемаЗадачиДатаОтветственные1.Родительские собр...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.

    Система работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

    Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...