Формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме

Светлана Владимировна Алешкина

 С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Данный проект направлен на формирование первичных  представлений дошкольников о семье, семейных ценностях и  традициях; воспитания любви и уважения ко всем членам семьи; развития коммуникабельности; сотрудничества с семьями дошкольников и выстраивания партнерских отношений с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  первичных представлений  дошкольников

о семье  и  семейных  ценностях

                                                                                                                  Семья – это важно!

                                                                                                                  Семья – это сложно!

                                                                                                                  Но счастливо жить одному

                                                                                                                  Невозможно!

                                                                                                                                      М. Лангер

                                                                                                                                                     

Каждому человеку интересно узнать, кто он такой, откуда родом, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Интерес к своему прошлому, своим корням – в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы своих предков, своих потерянных в прошлом родных и близких, изучают  этимологию своей фамилии. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, свое прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Цель:

Формировать первичные  представления дошкольников о семье, семейных ценностях и  традициях; воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи; развивать общительность и коммуникабельность; сотрудничать с семьями дошкольников и выстраивать партнерские отношения с родителями.

  Задачи:

•        Расширять знания у детей о семье: понимать роль взрослых и детей в семье, дать представление о нравственном поведении между ними;

•        Закреплять умение называть членов семьи;

•        Продолжать вызывать у ребенка гордость, радость за то, что у него есть семья, чувство благодарности к своей семье, воспитывать уважение к старшему поколению;

•        Продолжать формировать чувство уважения, доверия, взаимопонимание и желание взаимопомощи;

•        Продолжать упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях, активизировать словарь;

•        Продолжать развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Гипотеза

Разнообразная продуктивная интегрированная деятельность детей повысит у дошкольников интерес к своей семье, её традициям, будет способствовать воспитанию любви и уважительному отношению к старшему поколению, появлению устойчивого познавательного интереса к общественной жизни, развитию коммуникабельности. Совместная деятельность с родителями повысит интерес последних к жизни детского сада и поможет наладить партнерские взаимоотношения педагогов с родителями.

Планируемые результаты:

•        Проявление любознательности, интереса к изучению явлений общественной жизни;

•        Умение вступать в диалог о семье;

•        Умение называть свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи;

•        Умение рассказывать об обязанностях каждого члена семьи, о том, как заботятся друг о друге;

•        Умение понимать значение и употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, веселый, печальный); этические качества (добрый, умный, заботливый, ласковый); эстетические характеристики (красивый, нарядный, аккуратный и т.д.);

•        Умение проявлять инициативу в оказании помощи родным;

•        Умение вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Работу я проводила поэтапно:

1 этап -  Непосредственно-образовательная деятельность;

2 этап -  Совместная деятельность педагога с детьми;

3 этап -  Игровая деятельность дошкольников;

4 этап -  Совместная деятельность педагога со специалистами;

5 этап -  Работа с родителями;

6 этап -  Продуктивная деятельность.

                                Непосредственно – образовательная деятельность

Беседа: «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», « Где работают мои родители», «Мои братья и сестры», « Что такое генеалогическое древо семьи?», «Если ты остался один дома».

Рассматривание сюжетных картин: «День рождения мамы», «Поездка на дачу», «Домашний труд».

Заучивание пословиц: «В дружной семье даже в холод тепло», «В хорошей семье хорошие дети растут», «Вся семья вместе, так и душа на месте», « Дружную семью горе не берёт», «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».

 Отгадывание загадок о семье.

                                        Совместная деятельность детей с педагогом

      Составление рассказов о своей семье: «Что такое семья?», «У нас сегодня      праздник».

      Решение проблемной ситуации: «Чем можно порадовать близких», За что бы  меня похвалили дома».

      Игра-тренинг: « Как мы отдыхаем», «Как мы играем дома»

     Рисование: «Моя мама самая красивая!», «Веточка для мамы», «Портрет семьи»

      Лепка:   «Испечем торт для мамы», «Красивая кружка для папы»

     Аппликация: «Украсим фартук для мамы»

   Конструирование:  «Построим дом своей мечты», «Гараж для папиной машины».

            Чтение художественной литературы:  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Семья» О.Бундур, «Мамина дочка» Е.Белов, « Мамина работа» Е.Пермяк, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Косточка» К.Ушинский, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Про любовь» О.Бундур, «Папу с мамой берегу» О.Бундур, «Мамочка» У.Раджаб, «Моя бабушка» С.Капутикян, «Посидим в тишине» Е.Благинина, Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Сыновья» В.Осеева.

      Пальчиковая гимнастика:  «Моя семья», «Бабушка и внуки», « Кто живет у нас в квартире?», «Дом», «Хозяйка».

      Театрализация по сказкам:  «Дедка и Репка»,  «Курочка Ряба и золотое яичко», «Дружная семья» (по сказке Ц.Петрова «Дружная семья»)

      Слушание песен:  «Семья» музыка: Г.Гладков, слова: Е.Плотникова, «Наша дружная семья» музыка: А.Комаров, слова: Т.Рядчикова

                                              Игровая деятельность детей

 Сюжетно ролевая игра: «Семья», «Магазин», «Больница»

 Дидактическая игра: «Мама-солнышко мое!», «Доскажи словечко», «Назови    ласково», «Определи возраст», « Родственные отношения», «Кем я мечтаю быть», « Кому, что нужно для  работы».

                Совместная деятельность педагога со специалистами

     Спортивный досуг:   «Мама, папа, я – спортивная семья»

     Анкетирование:   «Психолого – педагогический подход к ребёнку»;

     «Семейные традиции»; «Изучение потребностей родителей»

                                                Работа с родителями

      Выставки семейных фотографий, детских рисунков: «Портрет семьи», «Моя мама»;

     Консультации: «Ребенок - член семьи», «Я - сам»;

      Оформление стенда: «Наша дружная семья»;

     Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Совместные игры дома»;

     Выставка на тему: «Генеалогическое древо моей семьи»

                                                

Продуктивная деятельность

      Презентация проекта в форме открытого занятия «Наша дружная семья»;

      Представление семьями своих генеалогических деревьев.

                                          Достигнутые результаты

          •        Дети имеют представление, что такое семья, кто такие родные;

          •        Научились составлять короткий рассказ о своей семье, используя   семейные фотографии;

          •        Стали проявлять инициативу в оказании помощи родным;

          •        Научились вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

          •        Понимают значение и употребляют в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества и эстетические характеристики.

          •        Уважительно относятся к старшему поколению;

          •        Знают, что такое род, родственные отношения и генеалогическое древо семьи.

          •        Стали проявлять интерес к изучению явлений общественной жизни.

  Вывод:                      

  • Заметно повысились коммуникабельность детей, доброжелательные взаимоотношения детей и взрослых, дети стали чаще проявлять интерес к общественной жизни в группе и в семье, родители стали больше уделять внимания жизни детей в детском саду.

  • Анализируя проведенную работу можно отметить, что цель работы, направленной на формирование первичных представлений дошкольников о семье и семейных ценностях в основном достигнута.

  • Только при  наличии системы в работе с детьми и при взаимодействии воспитателя, специалистов и родителей мы будем иметь положительные результаты в воспитании здорового в морально-нравственном аспекте поколения.