Методическая разработка проекта по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "Салют Победы"(средняя группа)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сущенко Альбина Михайловна

Деятельность ДОУ – это содружество с родителями по вопросам патриотического воспитания, формирования у дошкольников предпосылок гражданско – патриотической позиции. Проблема состоит в том, что в современном обществе происходит разрушение традиционных устоев семьи в результате кризиса в духовно – нравственной сфере. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Поэтому, с раннего возраста надо прививать любовь к своей Родине и уважению её традиций, заниматься воспитанием патриотизма. Утренники и праздники, проводимые в детском саду, посвященные празднику День Победы как раз и решают эти задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_grazhdansko.docx285.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей средней группы «Салют Победы»

Срок реализации: 2 месяца (апрель – май 2015г) .

Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители.

Тип, вид проекта:

по методу: поисково-творческий;

по содержанию: дошкольник, общество и его историческое прошлое;

по количеству участников: групповой

по продолжительности: краткосрочный

Актуальность. 

Деятельность ДОУ – это содружество с родителями по вопросам патриотического воспитания, формирования у дошкольников предпосылок гражданско – патриотической позиции. Проблема состоит в том, что в современном обществе происходит разрушение традиционных устоев семьи в результате кризиса в духовно – нравственной сфере. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Поэтому, с раннего возраста надо прививать любовь к своей Родине и уважению её традиций, заниматься воспитанием патриотизма. Утренники и праздники, проводимые в детском саду, посвященные празднику День Победы как раз и решают эти задачи.

Цель проекта: Формировать у детей представления о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу. Создание условий для воспитания чувства гордости за свою страну, расширение знаний дошкольников о празднике – День Победы.

Основные задачи проекта:

1. Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, к малой Родине.

2. Познакомить детей с событиями в Великой Отечественной войне.

3. Воспитание чувства гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

4. Способствовать воспитанию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищает Родину.

4. Расширять представления детей об армии (в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов) .

5. Расширение гендерных представлений: формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Роль родителей в реализации проекта:

1. Участие в организации и проведении выставки рисунков в раздевальной комнате по теме «Как хорошо жить без войны».

2. Создание макетов (поделок) на военную тематику.

3. Помощь в создании папок-передвижек («Города Герои», «Ордена и награды» и др.)

4. Помощь в изготовление альбома «Вечная слава»

5. Подбор литературы для чтения на военную тему.

Продукты проектной деятельности:

1. Тематический альбом «Вечная слава».

2. Папка-передвижка для родителей «Города герои» и др.

3. Выставка макетов (поделок) на военную тематику.

4. Презентация «День Победы».

5. Выставка детского рисунка «Как хорошо жить без войны».

6. Поздравительные открытки, объемные цветы для ветеранов.

7. Акция «Георгиевская ленточка»

Реализация проекта

Подготовительный этап:

1. Составление плана деятельности

2. Сотрудничество с родителями

3. Подбор музыкальных и литературных произведений, иллюстраций на патриотическую тематику.

4. Подготовка цикла бесед о Великой отечественной войне.

5. Сбор информации о родственниках ветеранов войны.

6. Акция «Георгиевская ленточка».

Основной этап:

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

2. Информация в родительском уголке о проекте.

3. Консультация «Как рассказать ребенку о войне? »

4. Папка-передвижка «Города герои», «Ордена и медали».

5. Сбор материалов для тематического альбома.

6. Оформление информационных уголков для родителей по теме:

- Советы «Как и что говорить и читать детям о Великой Отечественной войне? »

Работа с детьми.

1. Рассматривание:

- Плакатов,

- Тематических альбомов «День Победы», «Песни военной поры», «Вечная слава»,

- Репродукций картин известных художников,

- Открыток «Города герои»

2. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников

3. Прослушивание записей военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «Синий платочек», «День Победы» и др.

4. Беседа о родственниках, участниках Великой отечественной войны

5. Беседы о Великой Отечественной Войне:

- «Они сражались за Родину».

- «Что такое героизм? ».

- «Почему война называется Великой Отечественной? »

- «Дети и война»

- «Праздник «День Победы».

6. Игровая деятельность:

- Дидактические игры: «Служу России», «Города-герои», “Узнай и назови Ордена Великой Отечественной войны”

- Подвижные игры: «Снайперы», «Перетягивание каната», «Метание в цель», «Полоса препятствия», «Перенеси снаряды», «Перейди минное поле».

7. Чтение художественной литературы.

 Цель: знакомить детей с литературой о военном периоде нашей Родины:

- Е. Благина «Шинель»;

- С. Баруздина «Шел по улице солдат»;

- Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;

- А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки» «Почему армия родная? »;

- Л. Кассиль из книги «Твои защитники»;

- Заучивание стихов к празднику «День Победы», «Как хорошо жить без войны».

8. Изготовление подарков для ветеранов

9. Оформление тематической выставки в книжном уголке.

10. Презентация «Этот День Победы»

11. Рисование на тему «Как хорошо жить без войны».

Заключительный этап:

1. Выставка рисунков «Как хорошо жить без войны».

Досуг «День Победы».

В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научатся ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформируются такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформируется  чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Сценарий развлечения по патриотическому воспитанию «Мы — наследники Победы»

Цель: Формировать у детей представление об истории своей страны, о героизме защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

- вызвать интерес к героям-землякам защитникам Отечества; учить детей рассказывать об их подвигах;

- развивать аналитическое мышление, память, воображение, находчивость; связную речь; двигательную активность детей; умение соревноваться в команде, чувство коллективизма;

-воспитывать чувство уважения и гордости за знаменитых земляков, чувство патриотизма.

Материалы и оборудование: Спортивная форма для детей; головные уборы: пилотки, береты; 2 флага, мультимедийный экран; слайды о войне, о победе; 2 «секретных пакета», обручи, кегли, мешочки с песком, 2-е условные карты, 2 маркера, 2 мольберта; дидактическая игра «Военные учения»; медали для награждения; музыка Д. Тухманов «День Победы», музыкальное сопровождение во время подвижных игр (музыкальный руководитель).

Организация деятельности:

Спортивно-интелектуальное соревнование двух команд. Дети в физкультурной форме на голове у команды «Смелые» береты, у команды «Храбрые» пилотки. Оценивают игру жюри: педагоги.

Игра «Военный парад»

Входят в зал под марш Д. Тухманова «День Победы» в руках у капитанов команд флаги.

Команды делают перестроения: колонной, шеренгой, двойками, четвёрками, по диагонали, выполняют упражнения.

В зале на большом экране во время марша детей демонстрируются слайды о войне, о победе.

Ведущий:

За всё, что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам

Нашим дедам и отцам!

Ведущий: Какое важное событие отмечает наша страна в этом году весной?

Дети: 71-летие Победы над фашистской Германией.

Ведущий: Что значит победа над фашизмом?

Дети: Много лет тому назад была страшная война с фашистской Германией и в этой войне наша страна победила.

Ведущий: День Победы - это память, это история, это слёзы и боль. Каждый год празднуем мы это великое событие. Как много значит он для каждого из нас. Как много значит он для тех, кто его встретил, кто к нему шёл такой тяжёлой дорогой. Мы должны помнить об этом всегда. Ведь мы с вами наследники этой великой Победы.

Ведущий: Сегодня мы с вами будем соревноваться в командах и проверим ваши интеллектуальные качества, физическую силу, бодрость духа.

Приветствие команд

Команда «Смелые»

«Народ недаром говорит,

Что смелость города берёт!

Она на подвиг вдохновляет

Преданьем в жизни предстаёт»

Команде «Храбрых» физ.культ - привет!

Команда «Храбрые»:

«Нас это чувство восхищает,

И храбрых мы боготворим.

Героев храбрецов мы не забываем,

А храбрость их о силе духа говорит! »

Команде «Смелых» физ.культ - привет!

Ведущий: Смелость и храбрость - качества, присущие человеку решительному, волевому, сильному.

Ребёнок с команды «Смелые»

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас -

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть ярко солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

Ребёнок с команды «Храбрые»

Много лет тому назад

Был великий День Победы.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Светлый праздник День Победы

Отмечает вся страна.

Наши бабушки и деды

Надевают ордена.

Мы про первый День Победы

Любим слушать их рассказ.

Как сражались наши деды

За весь мир, за всех за нас!

Ведущий:

Многие наши земляки защищали Родину, воевали против фашистской Германии. Послушайте рассказ наших команд о знаменитых лётчиках земляках - Героев Советского Союза.

Рассказ команды «Смелых» о лётчике Ф. Н. Орлове. (демонстрация слайдов)

Уроженец Ядринского района. Советский лётчик в годы Великой Отечественной войны командир отряда 21-ой отдельной тяжёлой бомбардировочной авиационной эскадрильи. Служил в одном полку вместе с Николаем Гастелло. Федоту Никитичу был вручён самолёт, построенный на средства земляков, он назвал его «Голубая двойка». На этом самолёте боевой лётчик совершил 144 боевых ночных вылета в тыл врага, более 500 вылетов в дневное время, сбил 93 немецких самолёта, более 60-ти танков, бомбил десятки вражеских эшелонов с боеприпасами и горючим. Никогда не возвращался не выполнив боевого задания. С 1942 года Герой Советского Союза, полковник ВВС. Награждён Орденом Ленина, медалью «Золотая звезда». На малой родине в честь него названа одна из улиц г. Чебоксары.

После войны написал книги «Месть голубой двойки», «Огненные рейсы голубой двойки», «Люблю я свято Родину». Не дожил до наших дней 1913-1988гг.

Рассказ команды «Храбрых» о лётчице З. И. Парфёновой. (демонстрация слайдов)

Уроженка г. Алатырь, единственная женщина Герой Советского Союза из Чувашской Республики. До войны была лётчиком-инструктором аэроклуба г. Алатырь.

Во время войны получив боевую машину наша землячка героически сражается с фашистскими захватчиками. Заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Она бесстрашная, смелая и храбрая. Вылеты Зои Ивановны замечательны точностью, военной смекалкой, мастерством. К концу февраля 1945 года совершила 739 боевых вылета на бомбардировку складов с боеприпасами, переправ, скоплений живой силы и техники противника. Немцы даже представить себе не могли, что их бомбит хрупкая и красивая девушка. Женский авиационный отряд называли «ночные ведьмы». При появлении в ночном небе женской эскадрильи фашисты начинали паниковать. Гвардии старший лейтенант Зоя Парфёнова награждена Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1-ой степени, Орденом Красной Звезды. Имя Зои Парфёновой носит средняя школа №7 в г. Алатырь Чувашской Республики.

Зоя Ивановна не дожила до наших дней 1920-1993гг.

Ведущий: А как бы вы справились с военным заданием? Проверим ваши силы?

Игра «Секретный пакет»

Дети в командах выполняют задания: через полосу препятствий доносят в «штаб» секретный пакет (с определённой точки ползком по-пластунски проходят через дугу, по узкой скамейке «мостику», через тоннель до штаба) .

Ведущий: Молодцы, обе команды своевременно донесли секретный пакет. Знаете ли вы пословицы о смелости и храбрости?

Пословицы:

Команда «Смелые»

Смелого пуля не берёт.

Смелость города берёт.

Смелый врага одолеет.

От смелого и смерть бежит.

Смелый бессмертен, за смелым Победа!

Команда «Храбрые»

Храбрость не в силе, а в сердце.

Храбрость - сестра Победы.

Храбрость без ума, недорого стоит.

После рати храбрых много.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу идёт.

Ведущий: Молодцы, отличные пословицы, а теперь следующее военное задание.

Игра «Проверь минное поле»

Дети встают в обруч «танк», поднимают его с двух сторон и пробегают по «минному полю» между кеглями до определённой точки и обратно.

Конкурс стихов о войне:

Ребёнок с команды «Смелые»

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий

Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли.

Солдаты мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли.

Благодарим солдаты вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир в котором мы живём!

Ребёнок с команды «Храбрые»

Когда на бой смертельный шли вы,

Отчизны верные сыны,

О жизни мирной и счастливой

Мечталось вам среди войны.

Вы от фашизма мир спасали,

Вы заслонили нас сердцами.

Поклон вам низкий до земли,

В долгу мы вечном перед вами.

Вы героически прошли

С боями все четыре года,

Вы победить врага смогли

И заслужить любовь нарда.

Спасибо вам отцы и деды,

Спасибо братья и сыны

За ваш подарок к Дню Победы,

За главный праздник всей страны!

Игра «Брось «гранату» во вражеский дзот»

Команды проползают под канатом и с определённой точки бросают мешочек с песком в обруч, затем прибегают в команду.

Дидактическая игра для команд «Военные учения»

Каждой команде карточка-поле с военной техникой и мелкие карточки военных, которые управляет техникой: танк-танкист; самолёт-летчик; корабль-моряк; пушка-артиллерист; винтовка-пехотинец. Чья команда быстрее соберёт карточки, та и побеждает.

Игра «Укажи путь самолётам» (Для капитанов команд)

На мольбертах карты с условными знаками; капитаны команд чертят маркером на карте путь самолётам, избегая позиций врага.

Подвижная игра «Защити флаг» (Чувашская народная игра.)

На середине площадки чертят пограничную линию и на расстоянии 15м от неё каждой командой устанавливается флаг. Игроки одной команды должны захватить флаг другой команды. Побеждает та команда, которая сохранит свой флаг.

Музыкальный конкурс: Песня «Вальс Победы» слова Н. Горбунова; музыка С. Можаровский.

Песня «Под небом России» слова А. Токмаков; музыка К. Дерр.

Слово жюри: Подведём итоги конкурса. Молодцы, со всеми заданиями обе команды справились замечательно. Мы убедились, что вы сильные, смелые, храбрые и ловкие, умеете работать в команде. Мы считаем, что в нашем соревновании победила «Дружба». Из вас получатся отличные защитники Отечества. Если надо, вы защитите мир на земле. Вы хорошо знаете о героях-земляках, которые отстояли мир для будущих поколений. Мы желаем, чтобы на планете Земля, никогда не было войны!

Ведущий:

Запомни это навсегда:

В себя поверить важно,

Не сомневайся никогда,

Не бойся быть ты смелым,

Храбрым и отважным!

Спасибо за весёлую и интересную игру. А сейчас награждение команд.

(Жюри вручают медали игрокам команды) .

Ребёнок

Пусть радость и счастье живут на планете.

Ведь мир очень нужен и взрослым и детям.

Спасибо героям, спасибо солдатам,

Что мир подарили, тогда в сорок пятом.

Вы кровью и потом, добыли Победу-

Вы молоды были, сейчас уже деды.

Мы эту победу, вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Ребёнок

Война закончилась и пушки замолчали.

И годы сгладили великую беду.

И мы живём, и мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году!

Ведущий:

Ты представь, что однажды

Ветераны уйдут.

Кто под громкий салют,

Кто под песню друзей,

Кто всего лишь под шорох ветвей.

Ты представь, что однажды

И на все времена

Станут их имена

Только шёлком знамён,

Да берёзкой, что шлёт нам поклон.

Не спешите уйти, ветераны войны

Оставайтесь до новой весны.

Дети под марш делают почетный круг по залу и уходят.

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Да.

Нет.

Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?  

Да.

Нет.

Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

Да.

Нет.

Иногда.

Рассказываете ли вы своему ребенку о Железнодорожном, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас!

Дидактическая игра: “Угадай по описанию"

Цель: Упражнять детей в наблюдательности, внимании; воспитывать умение дослушивать текст до конца.

Материал: Наборное полотно; изображения гербов российских городов (желательно подобрать гербы со сходными объектами, например, несколько гербов с изображением северного оленя или гор).

Ход игры:

Перед детьми выставляется наборное полотно с изображением гербов. Затем им предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание обязательно нужно дослушать до конца. Чтение производится медленно, с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб.

Примечание: Поскольку от дошкольников не требуется знания названий городов и правильного соотнесения их с соответствующими гербами, воспитатель может сразу давать название города.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

 1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей
1.    Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2.    Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3.    Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4.    Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
5.    Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6.    Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7.    Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д. 
8.    Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9.    Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
10.    Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»
1.    Я считаю, что патриотизм  - это……………………………………………………………………………
......................................................................................................................................................................................................................................................
2.    Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………
3.    Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
4.    Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья,  детский сад,  школа, общество, никто. 
5.    Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6.    Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7.    В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют  формированию  патриотических чувств ребенка: …………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8.    Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
9.    Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................

Спасибо за Ваши ответы.

Анкета «Государственные праздники России. 
Государственная символика России»
(Метод «Незаконченное предложение»)
1.    Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю:……………………………………………………………………
2.    Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует ………………………………..
3.    Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет ………………………………………………..
4.    Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России: ………………………………………………………
5.    Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы:……………………………………………………………………
6.    Какие символы есть у нашего села? 
У нашего села есть………………………………………………………
7.    Какие символы есть у нашей (Самарской области)?
У Самарской области есть …………………………………………

Консультация для родителей «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне?»

Приближается Великий праздник – День победы. Один из важнейших дней в году, но что мы можем рассказать нашим детям о нем?

Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, покрытая туманом. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?

С ребенком следует поговорить об этом. Рассказать о том, что рассказывали вам ваши бабушки и дедушки о войне, о горести и радости во время войны. Если есть возможность, познакомить ребенка с ветераном ВОВ. Ветераны находят общий язык с детьми несколько быстрее, да и воспоминания очевидцев зачастую слушать гораздо интереснее, нежели рассказы тех, кто этого не видел. Мальчикам будет интересно узнать о военной технике, о военных действиях, о знаменитых людях, отличившийся на войне. Девочкам интересно знать о героических подвигах женщин, во время войны. Обязательно сделайте акцент на том, что все эти герои, когда-то были такими же обычными гражданами страны, как каждый из нас. Их никто не учил защищать Родину. Они сами взяли на себя ответственность за будущее и били врага ради наших жизней.

Готовьтесь ко Дню Победы вместе с вашим ребенком! Устройте семейный вечер просмотра военных фильмов : «В бой идут старики», «Аты-баты шли солдаты», «А зори здесь тихие». Добрых светлых, чтобы ребенок проникался настроением героизма, патриотизма. Учите стихотворения и песни. Посвященные Дню Победы: «Катюша», «День Победы». Читайте литературу. Для детей есть много замечательных книг о войне, о героях, которые из года в год дети читают с благоговением и после этих книг и начинают все больше интересоваться историей, которая не так давно была: Л. А. Кассиль «Рассказы о войне».

Есть хороший способ рассказать ребенку о войне – пройтись с ним по памятным местам: к памятникам, Братским могилам, местам сражений. Возложите цветы к Вечному огню и прочтите вместе надписи на памятных плитах, тем самым подав пример патриотизма ребенку. Посетите музеи ВОВ в городе, где ребенок сможет не только услышать о войне, но и посмотреть старинные вещи, оружие, письма солдат. Неважно во сколько вам обойдется эта прогулка. Важно сколько вы и ваш ребенок потеряет, если вы этого не совершите.

Благодарите при детях вашу историю, ваших предков. Расскажите, что в каждой семье есть родственники, которые храбро сражались и отдавали жизнь за светлое будущее. В котором мы живем.

Консультация для родителей «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»

Описание работы: данный материал могут использовать в своей работе воспитатели старших, подготовительных групп, а также родители, для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны. 

Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье.

Задачи: 
- познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
- подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, через прочтение художественной литературы о войне;
- воспитывать сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое.

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: « Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».


9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2766_67b952c9ea2e2194ec8112ebc8d1b582.jpg.jpg


Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми дома: 
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину. 


Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому , его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы: 
-дать небольшие сведения из истории;
-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
- С.П.Алексеев « Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина « Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, заставившей рано повзрослеть;
- А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С.М. Георгиевская « Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести
- Ю.П.Герман «Вот как это было» . Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. 
- В.Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А.М. Жариков « Смелые ребята», « Максим в отряде», « Юнбат Иванов».
- В.А.Осеева « Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К.Г. Паустовский « Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
-И. Токмакова « Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю.Яковлев « Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка... погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
-Л.Кассиль "Твои защитники";
- С.Михалков "День Победы". 
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. 

Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!

(М. В. Сидорова)

Города-герои и крепость-герой

Город-герой

Дата Указа
Президиума ВС СССР
о присвоении звания
(награждении)

1

Ленинград (ныне Санкт-Петербург)

8 мая 1965 года

2

Одесса

8 мая 1965 года

3

Севастополь

8 мая 1965 года

4

Волгоград (бывший Сталинград)

8 мая 1965 года

5

Киев

8 мая 1965 года

6

Брестская крепость

8 мая 1965 года[6]

7

Москва

8 мая 1965 года

8

Керчь

14 сентября 1973 года

9

Новороссийск

14 сентября 1973 года

10

Минск

26 июня 1974 года

11

Тула

7 декабря 1976 года

12

Мурманск

6 мая 1985 года

13

Смоленск

6 мая 1985 года

Медаль «Золотая звезда» героя советского союза

Ленинград

Волгоград

Севастополь

Одесса

Москва

Киев

Керчь

Новороссийск

Минск

Брест

Тула

Мурманск

Смоленск

http://chaltlib.ru/images/medali/41.jpg

Медаль «За боевые заслуги»

http://chaltlib.ru/images/medali/45.jpg

Медаль «За отвагу»

http://chaltlib.ru/images/medali/43.jpg

Медаль «За оборону Ленинграда»

http://chaltlib.ru/images/medali/1.jpg

Медаль «За оборону Одессы»

http://chaltlib.ru/images/medali/4.jpg

Медаль «За оборону Севастополя»

http://chaltlib.ru/images/medali/6.jpg

Медаль «За оборону Сталинграда»

http://chaltlib.ru/images/medali/8.jpg

Медаль «За оборону Москвы»

http://chaltlib.ru/images/medali/10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)...

Методическая разработка. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина-Россия" в старшей группе.

Воспитывать  интерес  к  истории  своей  страны, чувство  гордости  к  своей  стране; расширять  представления  о  национальной  культу...

методическая разработка -проект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе "Жизнь дана на добрые дела"

В рамках проектной деятельности в ДОУ предлагаю проект по духовно нравственному воспитанию детей....

Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...

Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»

Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...