Главные вкладки

    «Народная дразнилка и ее роль в воспитании нравственных норм»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Гурова Людмила Ивановна

    Как показывает опыт, восприятие детьми окружающей действительности тесно связано с игровым детским фольклором – потешками, считалками, скороговорками, небылицами, дразнилками. Некоторые из них отражают и негативные моменты в жизни детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tolerantnost_avtosohranennyy.docx16.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Из опыта работы воспитателя ВКК

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 48»

    Советского района г. Воронеж  Гуровой Л. И.

    «Народная дразнилка и ее роль в воспитании нравственных норм»


    Как показывает опыт, восприятие детьми окружающей действительности тесно связано с игровым детским фольклором – потешками, считалками, скороговорками, небылицами, дразнилками. Некоторые из них отражают и негативные моменты в жизни детей.

           Окружающая действительность пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые воспоминания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения и даже злобы. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах -  в дразнилках. Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок, привычка все и вся передразнивать, доведенная до крайности, всегда встречали сопротивление («дразнило – собачье рыло»).

            Но в то же время, наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умение  постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить  на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Это способность выразить и свои отрицательные эмоции.  Без дразнилки игра в жизни ребенка утрачивает вкус, справедливость.

              Задача воспитателя состоит в том , чтобы этот процесс служил достижению определенных целей воспитания. Дразнилка учит детей подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Так  происходит расстановка приоритетов и ценностей, прививаются нормы поведения в обществе, умение самостоятельно решать конфликтные ситуации без применения агрессии.

          Эффект дразнилки основан на громогласном, надоедливом повторении одних и тех же рифмованных строчек, которые превращают обидное прозвище в смешную и нелепую дразнилку («Антошка – картошка», «Борис – барбарис»). Содержание получившихся стишков чаще всего не имеет никакой связи с предметом спора или поводом,  вызвавшим столкновение детей .

             Детская дразнилка в исключительных случаях, высмеивая и осуждая дурные наклонности и поступки ребенка, прямо называет его трусом, вором, лентяем, обжорой («Вор – воришко украл топоришко», «Обманули простака на четыре кулака»…).  Содержание традиционной народной дразнилки – чепуха, нелепица, перевертыш.

            В потешках и небылицах игра слов, смыслов и образов обращена на действительность вне ребенка, на знакомые предметы и явления, воображаемое искажение которых доставляет ему удовольствие. В дразнилке все искажения – звуковые, смысловые, образно – действенные – приписываются тому ребенку, которого дразнят. Именно в этом заведомо приписывании заведомой нелепости, чепухи, абсурда и заложена эмоциональная сила дразнилки, ее воспитательный эффект в небольшом стишке сливаются две волны чувств: смех, веселье и обида, стыд, негодование того, кого дразнят. Воздействие словесного суда бывает сильнее кулачной расправы.

     На этом свойстве дразнилки основана нравственная норма игры. Дети, использующие готовую дразнилку или сочиняющие свою, предупреждают товарища о совершенном промахе в игре, о дурном поступке. Поскольку осмеянию с помощью дразнилки может подвергнуться каждый, она позволяет видеть ту черту, за которой заканчивается предупреждение и насмешка, возможность мирного разрешения конфликта.

    Дразнилка учит детей подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни, высмеивать лень, жадность, обжорство, трусость, бахвальство и пр.

    Смешные, нелепые , удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек привлекают тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам он непохож на этих героев

     Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться – не только профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к развитию толерантности, построению здоровых отношений в коллективе.

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

    Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро...

    Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» .

    Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок ...

    Русские народные подвижные игры. Их роль в воспитании детей.

    Детские народные подвижные игры прекрасно подойдут для детского сада, прогулок на улице, любых детских праздников, когда хочется занять детей чем – то необычным и простым. Дети любят двигаться, ...

    Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств

    Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств...

    Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

      Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....

    Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

    Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....