Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» .
проект (средняя группа) по теме

Загромова Людмила Владимировна
Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок реализации – 2011-2013 учебный год. Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательного процесса (педагог-родитель-дети) Направление реализации проекта – нравственно-этическое воспитание дошкольников. Цель проекта: формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого потенциала ребенка и создание условий для его самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

Актуальность  проекта.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» одной из приоритетных задач системы образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;  воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.

        Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.

       

Проблема нравственно-этического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании  затрагивается не достаточно полно. Ведь дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам
ребенок становиться личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Таким образом, я считаю целесообразным более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание нравственности. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в различных видах детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей:  «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание»,  «Музыка», «Художественное творчество».  Мой проект предполагает интеграцию данных образовательных областей в соответствии с ФГТ.

        Одним из составляющих воспитательного процесса является активное приобщение детей к народному творчеству. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г.Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность. На мой взгляд, построение программы и национально-культурные особенности региона позволяют введение дополнительных образовательных ситуаций в образовательный процесс в целях более углубленного ознакомления воспитанников  с нравственно-этическими нормами поведения через приобщение к  культуре и быту русского народа. Так как впечатления и знания, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к другим людям, природе, Родине,  являются ступенью дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме при общении с людьми различных конфессий.                                                                                                                                                                                                                                          

         С целью реализации приоритетного направления ДОУ, наиболее полной работы по данному направлению  мною был разработан и внедрен  в систему работы проект  «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста средствами приобщения к русскому народному творчеству»,  направленный на формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого  потенциала ребенка и создание  условий  для его   самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству 

          Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта:   формирование элементарных нравственно-этических норм и представлений у детей дошкольного возраста, развитие творческого  потенциала ребенка и создание  условий  для его   самореализации посредством приобщения к русскому народному творчеству.

Задачи:                                                                                                                                            - разработать и внедрить учебно-методический комплекс (план совместной работы с педагогами ДОУ, цикл  образовательных  ситуации в мини-музее с воспитанниками, диагностический материал, план работы с родителями)  для формирования нравственно-этических норм у дошкольников;

- создать мини-музеи в группах среднего и старшего дошкольного возраста по ознакомлению дошкольников с традициями и предметами быта русского народа, приобщения к таланту и мастерству предков, их духовных и нравственных ценностей;

-сформировать предметно-развивающую среду, способствующую положительному отношению и интересу к культурно-нравственным и историческим ценностям;

- систематизировать и практически  применять современные информационно-образовательные электронные ресурсы для расширения кругозора воспитанников и распространения накопленного опыта среди педагогов и родителей.

          В основу моей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения, основанные на нравственно-этических нормах поведения.

          Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

          Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края, народа. Современные исследования, посвященные проблемам нравственного  воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе.

Новизна проекта:                                                  

- включение музейной педагогики  в образовательно-воспитательный процесс для создания условий  творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей, формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности; и знакомства дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;                                                                                  

- создание системы интегративной организации  непосредственно образовательной деятельности,   образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной организации деятельности дошкольников;                                                                                                     -    использовании авторских мультимедийных презентаций, позволяющих  сформировать у детей целостные представления о нравственном поведении и быте русского народа;                                                                                                                    

-  использование консультаций для родителей, и педагогов,  позволяющих укрепить детско-родительские отношений и распространение педагогического опыта.

 ()

         Принципы построения проекта:

- принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;

- принцип доступности: вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми и с опорой на их личный опыт;

- интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции подразумевает взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса;                                                                                                                             - принцип индивидуального подхода: создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;            

  - принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;    

   - принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

          Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

          Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

          Данный  проект помогает приобщить дошкольников к общечеловеческим ценностям (дружба, гуманизм, толерантность, уважение к старшим, патриотизм и пр.), историко-культурным ценностям своего народа, общепринятым нормам поведения.

          В непосредственно образовательной деятельности,   образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной организации деятельности дошкольников использовались различные методы.            

 Словесные:      

 Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. При этом необходимо по ходу объяснения включать детей в процесс обсуждения, в этом случае они успешнее усваивают материал.

 Рассказ – монологическое изложение материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – по своей сути, это разговор педагога с детьми. Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства беседы в том, что она заставляет мысль ребенка следить за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок,) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы.                                                                                                                                                       Практические:

организация игровых ситуаций;

практическое манипулирование предметами;                

эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя;

сотрудничество и сотворчество – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка;

метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы.                                                                                                                  

Наглядные:

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда.

Демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание утвари, игрушек, построек, макетов, муляжей.

Наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым.                                            

      Все методы используются в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и возрастных особенностей детей.

Условия реализации проекта:

  -разработка перспективного комплексно-тематического плана непосредственной образовательной деятельности в мини-музее;                                       -подбор музейного демонстрационного материала;                                                                 -подбор методической и художественной литературы;                                                   - разработка конспектов НОД, презентаций, наглядно-демонстрационного, раздаточного и дидактического материала с применением ИКТ;                                                                          -включение родителей в реализацию проекта.

Формы работы с детьми:

 непосредственная образовательная деятельность, развлечения, выставки детских работ, художественно-продуктивная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах

.

Формы работы с педагогами:

консультации (в том числе через интернет), открытые занятия,  мастер-классы, конкурсы поделок, анкетирование. 

Средства:                                                                                                                  Мини-музей, пособия,  таблицы,  средства наглядности, учебно-технические средства,  ИКТ,  диагностический инструментарий, канцелярские принадлежности,  настольные  и дидактические игры, прикладные  игрушки.

 При помощи мини-музея организую ситуацию поиска, исследования; дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, оценивать свои действия и поступки.   Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые  дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.  Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.  Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Проводимая в мини-музеи работа — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности. После непосредственной образовательной или самостоятельной деятельности детей в музеи необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Возможность сделать что-то подобное своими руками с помощью воспитателя или родителей помогает почувствовать свою сопричастность к истории народа, помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности. Работы, выполненные своими руками, превращаются в ценные экспонаты музея, подарки для родителей и младших дошкольников, что является важным воспитательным средством, формирующим нравственные позиции.                                                                                                          

             

5. Ресурсы

            Для реализации педагогического опыта необходимо следующее ресурсное обеспечение:

1. Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов

регламентирующего характера.

2. Кадровые ресурсы: воспитатели; специалисты сопровождения – педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физрук (составлен план взаимодействия).

3. Научно – методические ресурсы: программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, перспективно-календарные планы  для среднего и старшего дошкольного возраста, составленные с учётом ФГТ,  контрольно-оценочный материал,  методическая литература, публикации (обмен и распространение опыта), современное учебное оборудование (оснащение учебно-развивающей среды), использование ИКТ (современные педагогические технологии).

4. Материально-технический ресурсы:  наличие оснащенной  материально-технической базы ДОУ  для развития творческих способностей,  мини-музей народного творчества как творческая лаборатория по применению информационно-коммуникационных технологий и разнообразных средств для развития творческих способностей и нравственного воспитания, фонотека музыкального оформления НОД, дидактический и наглядный материал с учетом регионального компонента,  уголки родного края в группах ДОУ.

     

.

9. Этапы реализации проекта.

                                I подготовительный этап (2011-2012уч.г.)

Анализ состояния работы по нравственно-этическому воспитанию.

Изучение новых нормативно-правовых документов, современных педагогических технологий, позволяющих практическое внедрение проекта, оценка возможности их применения в воспитании детей.

Разработка механизма реализации проекта.

Разработка программно-методического обеспечения.

Анализ результатов анкетирования родителей и педагогов.

Разработка модели выпускника.

 Разработка контрольно-измерительного материала  (диагностические карты обследования сформированности нравственно-этических норм).

                               II практический этап (2012-2013уч. г.)

Создание художественно-творческой среды в группе, организация мини-музея прикладного творчества.

Диагностика сформированности нравственно-этических норм у воспитанников.

Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.

Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять - действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда.

Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально.

Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек.

Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»), или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Так все категории описать

Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.

Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.

Высокий уровень:широта представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, рассказы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим людям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доброту, отзывчивость)Средний уровень:узость представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила игры рассказывает с помощью экспериментатораНизкий уровень:очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Отказывается выполнять задание.

Высокий уровень - 5 баллов.

Средний уровень - 3 балла.

Низкий уровень - 0 баллов.

Результаты показывают, что из 10 человека экспериментальной группы % имеют высокий уровень; % - средний уровень, и % - низкий уровень.

Таким образом, общий уровень нравственной воспитанности у большинства учащихся является низким.

10. Перспективы.

       Проблема нравственного воспитания  актуальна, особенно на сегодняшнем этапе детского развития, поэтому предполагается дальнейшая работа реализации проекта, совершенствование новых форм и методов в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Краткосрочные перспективы развития проекта:

1. Начало процесса  формирования  у воспитанников элементарных  правил нравственного поведения, навыков культурного общения.

2. Вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников.

Долгосрочные перспективы развития проекта:

1. Распространять опыт использования эффективных форм и методов в воспитании нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста, используемый педагогами ДОУ среди педагогов дошкольных образовательных учреждений города.

2. Обработать  результаты реализации проекта, внести дополнения, поправки в случае нерешенных или побочных проблем.

 3. Создать методические рекомендации для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения, публикации в отраслевых изданиях.

4. Расширить целевую аудиторию, включив в процесс воспитанников младшего дошкольного возраста.

11. Литература

1.  Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети. -  М., 1985.

2.  Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.   – М.: Айрис-пресс, 2008.

3.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Буре Р. С.,  Година Г. Н., Шатова А. Д.  и др.; под ред. Виноградовой А. М.. М.:      Просвещение, 1999.  

4.  Громыко Ю. В. Национальная доктрина развития образования России:  Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999.

5.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.– СПБ.: Детство-Пресс, 1999.

7.   Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

8.   Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Тихонова О.Г. Дошкольникам о музейной культуре: методическое  пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Проект "«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»

Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро...

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

ПРОЕКТ «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству».

Проект "Воспитание нравсвенно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к  русскому  народному творчеству" включает в себя все виды воспитательно-обр...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям

В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням,  к своим традициям.На...