Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему

Кокурина Елена Анатольевна

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kokurina_e.a.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

                                       Работу выполнил: Кокурина Елена Анатольевна

воспитатель МКДОУ «Детский сад  комбинированного                                                                                                                                  вида №4» г.Нолинска Кировской области

Сегодня очень велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное.  Чтобы жить в богатом и разнообразном мире, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях. Мы  хотим, чтобы наши дети умели ориентироваться в окружающей обстановке, явлениях окружающей действительности, были  любознательными,  активными,  самостоятельными.  В создавшихся условиях проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением в образовательном процессе.  Во многом решение данной проблемы зависит от того  насколько благоприятные условия мы, взрослые, создадим для  развития детей.

В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОУ через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.  Все эти требования  направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды  в группе показал, что созданная развивающая среда отвечает многим требованиям ФГОС. Созданы и активно используются детьми  центры  творчества, художественной литературы, физической культуры и отдыха, оборудована и наполнена различными игрушками,  строительными  материалами  игровая зона.  В то же время  анализ выявил и необходимость  усовершенствования группового пространства,  организации такой развивающей предметно-пространственной среды, которое способствовало  бы формированию  именно познавательных интересов у детей, их любознательности, инициативности.

Проведенная  в начале года диагностика по методике Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» показал, что  72 % детей  выбирают изобразительную деятельность, конструирование, а экспериментирование не пользуется у детей популярностью. Так же наблюдения за детьми показали, что дети достаточно активны, но в то же время активность  часто носит  спонтанный характер,  возникла необходимость перевода непосредственной активности  в целенаправленную познавательную деятельность.  Это  подтолкнуло меня   к поиску новых интересных форм и  подходов к созданию предметно-развивающей среды, как одного из условий реализации познавательной активности  детей.

Проблема: недостаточное использование возможностей развивающей среды как эффективного средства формирования познавательной активности личности.

Цель проекта: Создать условия для проявления детьми познавательной активности   личности, развития у них любознательности, активности, самосоятельности.  

Задачи:

1.  Разработать методы, приемы и средства, позволяющие  создавать развивающую среду, способствующую познавательной активности детей.

2.  Способствовать возникновению  поискового поведения у воспитанников, самостоятельного познания окружающего мира путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

3. Организовать   развивающую среду  для  самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах   детской       деятельности.

Гипотеза:

Если в группе будет создана  содержательная и стимулирующая  развивающая предметно-пространственная  среда, то это  будет способствовать формированию  познавательных интересов, умственных способностей,  воспитанию инициативности у воспитанников.

Ожидаемый результат:

Созданы условия   для  самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников.

Этапы реализации проекта

I этап - организационный

Цель: Углублённое изучение проблемы.

Формы работы:

1.Изучение нормативных документов, учебно – методических и игровых материалов, современных научных разработок в области обустройства развивающей среды для детей дошкольного возраста.

2.Анализ условий, которые существуют и которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями

2этап - реализация проекта

Цель: наполнение среды

Формы работы:

1. Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды.

2.Привлечение родителей в процесс: оказание помощи в реализации задач.

3 этап - обобщающий  

Цель: Дать качественную оценку проведённой работы.  

Формы работы:

1. Диагностика, анализ.

2. Презентация проекта на родительском собрании.

Реализация  проекта

Существуют различные определения развивающей или обучающей предметной среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой говорится о том, что среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Под развивающей предметно-пространственной средой понимают естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы.

По мнению многих педагогов, одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир, является экспериментальная деятельность. Ребенок – прирожденный исследователь, поэтому важно вовлекать его в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов.         

Работу по решению данной задачи начала с  создания   «Центра экспериментально-поисковой деятельности».  Наполняла  и  оборудовала его различными пособиями и материалами, соблюдая  следующие условия:

предметы и игрушки должны быть выполнены из разного материала;

обеспечение  свободного  доступа  к пособиям;

наличие заданий различной степени сложности;

сменяемость и наполняемость материала по мере изучения;

материал размещается мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу;

объекты для исследования и образно – символический материал  располагается в поле зрения детей;

наличие  условий как для самостоятельной работы, так  и для занятий со взрослыми;

материала достаточно  на подгруппу детей;

посильное  участие  детей и их родителей , что стимулирует  у них положительное отношение и интерес к материалу.

В выборе   оборудования  «минилаборатории»,  опиралась на методические  рекомендации  Л.Н.Прохоровой.  

Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать,  использую различные  методы. Например,  утром выкладываю  стандартные, знакомые детям материалы (емкости с водой, песком, магниты, камушки,)  и незнакомые, необычные  (веточки, кору, скотч, фантики от  конфет, винтики, пробки  и др.).   Прошу детей подумать, что можно с этим сделать, предлагаю самостоятельно  поэкспериментировать. Результатом в данном случае становится получение новой информации о свойствах предметов, возникновение различных способов действий с ними, а вместе с этим и повышение  поведенческой  активности ребенка.

Для организации самостоятельной детской деятельности  разработаны карточки-схемы проведения экспериментов, которые находятся в  доступном для воспитанников  месте. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов, экспериментирования в уголке доступен для детей, меняется в соответствии с планом работы. 

Грамотное сочетание материалов и оборудования в «минилаборатории» способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Большую поддержку в создании лабораторий и популяризации детского экспериментирования оказали родители воспитанников. Многие из них занимались  поиском интересных и доступных материалов для осуществления опытов, принимали участие в проведении опытов и исследований с детьми.

Еще одним  из способов активизации  любознательности детей  считаю   коллекционирование. Это доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".  В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.  Представляя детям  коллекцию, рассказывая о ней, стараюсь вызывать  у воспитанников  интерес к созданию собственной. Необходимо  только помочь им   с поиском новых экспонатов, подбором информации в книгах и энциклопедиях.  Коллекции представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Еще один познавательный центр - раскидистый дуб, в дупле которого  можно обнаружить «Почту от Филина», где известный персонаж   предлагает детям  различные  познавательные задачи экологического содержания. Эти задачи могут быть решены детьми самостоятельно, либо совместно с родителями. Так  были реализованы проекты «Как разбудить животных в лесу?», «Как пригласить птиц домой?» и др. Считаю, что данный прием  помогает заинтересовать детей, включить их в поисковую деятельность для получения знаний о мире живой и неживой природы.

Дети должны сами «добывать» знания, поэтому возникла необходимость  пересмотреть и подобрать соответствующую  литературу,  пополнить ею   «Центр восприятия художественной литературы и чтения». Тщательно подбирались различные детские энциклопедии, справочные материалы, атласы,  которые  помогали бы  ребёнку искать ответы на вопросы, возникающие в процессе решения той или иной проблемной ситуации.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Такую возможность дети могут реализовать в  «Центре  познавательного развития». В нем размещены различные   пособия, ориентированные  на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников. Это модели представляющих  флору и фауну различных уголков Земли, макеты природных зон, макет солнечной системы.  Среди пособий — глобус, географическая карта.

Для активизации исследовательской деятельности использую метод «Путешествие по карте». Вместе с детьми мы изготовил  контурную карту мира, разработали  наглядно-графические заместители (корабли, флажки, наземный транспорт т.д.) и вырезки-метки (животные, растения, людей, выполняющих определенную работу и т.п.).  Вместе с детьми обсуждаем  место, куда совершим путешествие, определяем вид транспорта, обозначаем маршрут путешествия. «Путешествуя»,  изучаем растительный и животный мир тех мест, куда отправляемся.  

Считаю, что таким образом подобранный наглядно-дидактический, интригующий, создаваемый в совместном творчестве с детьми  материал заинтересовывает их, а так же дает воспитанникам представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, закладывает у старших дошкольников основы абстрактно-логического мышления.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. «Центр сюжетно-ролевых игр», помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций в игровой деятельности, где закрепляются знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Развивать активность, самостоятельно организовывать игру позволяют универсальные  модули, маркеры игрового пространства - это игровой материал, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (игрушечный  дом, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса, ткань разных расцветок, позволяющая определить игровое пространство и т.п.). Они мобильны, трансформируемы, многофункциональны, поэтому позволяют каждому ребенку построить игру, исходя из личных приоритетов. 

Позволяют проявить инициативность, выбрать занятие по душе и различные  игровые поля: «остров», «дорога», «река», «порт».  Ребенок может взять любое поле, расположившись в удобном  для него месте, может, объединить игровые поля со сверстниками в единое пространство.  Игровые поля оснащены  набором мелких игрушек (животные, машинки, растения,  дома и т.д.), которые можно использовать в разных вариантах, в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Данное оборудование позволяет создать возможности для реализации  права  ребенка на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Зону конструирования наполняют  различные  строители и конструкторы из разных материалов, разных размеров. Также был приобретен и очень понравился детям конструктор «Организмы и жизненный цикл», который развивает воображение,  формирует первичные представления об окружающем мире.

Повысить интерес к разнообразным сюжетно - ролевым играм помогает  коробочка "Деловые хлопоты". Она заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража", «журналист» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Результатом моей работы можно считать возникновение поискового поведения   у большинства детей в группе.  У детей появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, дети умеют планировать свою деятельность, задают вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки. При выполнении заданий стали более настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. Дети могут подолгу  и самостоятельно заниматься с полюбившимися им материалами.

Это показали проведенные  в конце года мониторинговые исследования, представленные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Таким образом, созданная в группе  содержательная и стимулирующая  развивающая предметно-пространственная  среда  способствовала  успешному  формированию самостоятельности и  познавательной активности  у воспитанников.

Библиография

 1.С.А.Аверин «Реализация ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственой среды современной дошкольной образовательной организации»- М. «Элти-Кудиц», 2014г.

2. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет М. ТЦ «Сфера»,   2006 г.

3. Е.В.Соловьева «Радуга: проект примерной образовательной программы-             М. «Просвещение», 2014г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013)  

5. Под об. ред. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации.издательство АРКТИ,2003

6. О.В. Дыбина Н.П.Рахманинова «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников ТЦ «Сфера»,   2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Презентация на тему"Создание предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы, в которых сообщается о двигательной активности детей,о задачах двигательной активности,представлены слайды с игровым оборудованием: игры с мячом, упражнение на ра...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Педагогический проект на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской областиВоспитатель: Мясникова Алена Владимировна  Педагогический проект на тему:«Экспериментирование ка...