Педагогический проект "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
проект
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Междуреченский детский сад»
Тарского муниципального района Омской области.
Педагогический проект
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Поварь Алла
Владимировна
2020 г.
Тема педагогического проекта:
Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (Слайд 1)
Актуальность (Слайд 2)
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Цель: развитие познавательной инициативы и поддержки исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- приобщать к здоровому образу жизни. (Слайд 3)
Проект рассчитан на 3 года обучения с детьми дошкольного возраста. В целях систематизации развивающей работы с детьми разработан перспективный план по экспериментальной деятельности по возрастным группам: средняя, старшая, подготовительная.
Реализация проекта проходит в три этапа:
- подготовительный
- практический
- заключительный. (Слайд 4)
Какие же основные условия нужны для достижения цели проекта в детском экспериментировании?
- использовать разные виды деятельности;
- четко определить содержание экологического воспитания;
- использовать эффективные средства диагностики;
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создать развивающую среду (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.) (Слайд 5)
В своем проекте я использовала следующие методы и приёмы:
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методы:
Словесный, практический, наглядный, игровой метод и метод наблюдения.
Организация работы выстроена по двум взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа.
- Неживая природа. (Слайд 6)
Большое значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. (Слайд 7)
Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:
- НОД; (Слайд 8)
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. (Слайд 9-18)
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети к концу третьего года работы над проектом приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- знания об объектах и их свойствах.
Используются такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители, стали единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.
Результативность внедрения опытно-экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно-экспериментальной деятельности.
Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
- Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
- Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно-экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
- Оценить развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.
- Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно-экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, самоанализ педагога; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Уровень усвоения определяется по структурно-логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И.
После первого года работы над проектом у детей стали отмечаться следующие достижения:
- дети часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы;
- делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога;
- начинают высказывать предположения каким может быть результат опыта;
- работают вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем;
- называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;
- начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки;
- понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи; отвечают на вопросы взрослого по теме эксперимента. (Слайд 19) .
Это показатели среднего уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.
Подводя итог, хочу сказать, что такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы стараемся развить у детей изобретательность, творческую активность; открыть перед детьми удивительный мир экспериментирования. (Слайд 20)
Литература:
1.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
2. Иванова А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
3.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений Сфера 2007
4.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в средней группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.: цв. вкл.
5.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.: цв. вкл.
6.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.
7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2005.
8.Всероссийский научно-методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя»
9. Сайты интернета для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, наблюдать.В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрыв...
Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...