Педагогический проект "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
проект

Поварь Алла Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  

«Междуреченский детский сад»

Тарского муниципального района Омской области.

Педагогический проект

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Поварь Алла

                                                  Владимировна

                                           2020 г.

Тема педагогического проекта:  

Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста  (Слайд 1)

                                              Актуальность                                             (Слайд 2)

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и    усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

                                                                                   Лев Семёнович Выготский                                        

   Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

   Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

   Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

   Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

   Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

   Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. 

   Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.

   

Цель: развитие познавательной инициативы и поддержки исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- приобщать к здоровому образу жизни. (Слайд 3)

    Проект рассчитан на 3 года обучения с детьми дошкольного возраста. В целях систематизации развивающей работы с детьми разработан перспективный план по экспериментальной деятельности по возрастным группам: средняя, старшая, подготовительная.

Реализация проекта проходит в три этапа:

- подготовительный

- практический

- заключительный. (Слайд 4)

   Какие же основные условия нужны для достижения цели проекта в детском экспериментировании?

- использовать разные виды деятельности;

- четко определить содержание экологического воспитания;

- использовать эффективные средства диагностики;

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создать развивающую среду (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.)   (Слайд 5)

   В своем проекте я использовала следующие методы и приёмы:

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Методы:

Словесный, практический, наглядный, игровой метод и метод наблюдения.

   Организация работы выстроена по двум взаимосвязанным направлениям:

- Живая природа.

- Неживая природа. (Слайд 6)

   Большое значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. (Слайд 7)

   Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных               формах:

- НОД;  (Слайд 8)

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником. (Слайд 9-18)

   В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети к концу третьего года работы над проектом приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;

- знания об объектах и их свойствах.

Используются такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

   Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители, стали единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.    

    Результативность внедрения опытно-экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно-экспериментальной деятельности.

Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

- Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

- Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно-экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

- Оценить развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

- Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно-экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, самоанализ педагога; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.

     Уровень усвоения определяется по структурно-логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И.

      После первого года работы над проектом у детей стали отмечаться следующие достижения:

- дети часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы;

- делают первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога;

- начинают высказывать предположения каким может быть результат опыта;

- работают вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем;

- называют причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;

- начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки;

- понимают простейшие одночленные причинно-следственные связи; отвечают на вопросы взрослого по теме эксперимента.  (Слайд 19) . 

Это показатели  среднего уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.

   Подводя итог, хочу сказать, что такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы стараемся развить у детей изобретательность, творческую активность; открыть перед детьми удивительный мир экспериментирования. (Слайд 20)

Литература:

1.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.

2. Иванова А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.

3.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений Сфера 2007

4.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в средней группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.: цв. вкл.

5.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 192 с.: цв. вкл.

6.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в подготовительной к школе группе детского сада..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 208 с.

7. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2005.

8.Всероссийский научно-методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя»

9. Сайты интернета для воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...