Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме

Маргун Ольга Анатольевна

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»

     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

     Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

          Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.

1.     Выбор объекта исследования.

2.     Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3.     Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

4.     Выбор цели, задач работы с детьми.

5.     Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6.     Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.

7.     Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8.     Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

9.     Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

10.                       Прогнозирование результата.

11.                       Закрепление последовательности действий.

12.                       Закрепление правил безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        детский сад № 269

                                городского округа Самара

                                                  Доклад

                                     к районному семинару

по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития    познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема: «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 Маргун О.А.

                                         Самара, 2013

       «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»

     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

     Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

          Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования.

  1. Выбор объекта исследования.
  2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
  3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  4. Выбор цели, задач работы с детьми.
  5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
  6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий.
  7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
  9. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  10. Прогнозирование результата.
  11. Закрепление последовательности действий.
  12. Закрепление правил безопасности.

              Структура занятия-экспериментирования.

  1. Подготовка исследовательской задачи ( при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на общественный и непосредственно жизненный опыт детей. Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблема должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоционально-познавательной деятельности.

  1. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
  4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  5. Наблюдение результатов эксперимента.
  6. Фиксирование результатов эксперимента.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

  1. Формулировка выводов ( при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

               Памятка для воспитателей.

     В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

- Не сдерживайте инициативы детей;

- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- Не спешите с вынесением суждений;

- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а)прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;

б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001)....

Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...