Главные вкладки

    Доклад на тему: "Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Блинова Алина Викторовна

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нижневартовск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

    детский сад комбинированного вида № 48 « Золотой петушок »

    Доклад

    На тему: «Мелкая моторика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

                 

                            Ф.И.О. Блинова Алина Викторовна

                            Занимаемая должность: воспитатель                                 

                       

    2014 – 2015 уч. год

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов 2001).

    Движение - вот еще одно из чудесных достижений ребенка. Прежде, чем ребенок начнет передвигаться, в нем уже происходит неосознанное психическое развитие, и, совершая первое движение, он становится сознательным. С помощью собственных рук и собственного опыта ребенок становится разумным человеком. Он входит в жизнь, постепенно приобретая собственную индивидуальность, соответствующую времени и окружению, он создает свой разум, постепенно выстраивая память, способность понимать, рассуждать. Задача взрослых состоит не в том, чтобы обучить, но чтобы помогать ребенку в его работе над своим развитием. (Кольцова М. М. 1973)

    В возрасте 3-7 лет ребенок является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензетивных периодов в его развитии: речевого, сенсорного, социального, двигательного. Ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познать окружающий мир на уровне взрослого, точнее. Намного тоньше (Если не пускать этот процесс на самотек, а предоставить ребенку возможность упражнять свои органы чувств).

    Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и многом другом.

    Познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки - органе чувствительного познания. В детстве движения доставляют, кроме всего, мышечную радость.

    При исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Также исследователи обратили внимание на то, что проекция кисти руки расположена очень близко от речевой моторной зоны.

    Сопоставления этих фактов позволяет отнести кисть руки к речевому аппарату, двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества отказались тесно связанными с речевой функцией. Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

    В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче.

    Вывод: Таким образом, говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения с взрослыми. Но по исследованиям М. М. Кольцовой оказалось, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил. Ведь путь от движения к речи это естественный путь для развивающей и коррекционной работы.

     

    Практическое использование пальчиковых игр способствующих развитию речи у детей дошкольного возраста.

    • Народные пальчиковые игры.

    • Дидактические игры, используемые в совместной деятельности.

    Игрушки для детей второго года жизни.

            Мячи, шары, каталки, формочки и ведерки, тележки и машинки с кузовами, простые и легкие строительные наборы, образные игрушки и их атрибутика (для кукол - кровать, стол и посуда; для собачки - мисочка; для машины - гараж и т. п.).

    Важно научить ребенка открывать и закрывать матрешку, различные коробочки, снимать со стержня и надевать кольца пирамидки, катать шары. .по желобу, ставить кубик на кубик, строить башню, мост, вставлять «грибочки» в выемки, разбрасывать и собирать мячи и шары, катать и ловить их двумя руками, вкладывать полые кубы друг в друга, собирать предметы в ведерко (коробку) и сортировать их.

    В этом возрасте очень важны книжки-раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твердыми картонными страницами.

    Взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки в книге, называет изображенных персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир. Однако учеными замечено, что в сознании ребенка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через его руку, его действия.

    Игрушки для детей третьего года  жизни.

    Образные и обучающие игрушки. Перчаточные куклы. Конструкторы, простые пазлы, кубики, состоящие из четырех частей. Кисточки, карандаши, краски, бумага разного сорта и размера (рисование-первая графическая речь).

    Обучающими дидактическими материалами могут стать неопасная бытовая техника; различные инструменты (молоток, гвоздики, ножницы, щипцы, отвертка);  вода, песок, глина, ведерки, сумки, совочки, формочки, тазики, губки, тележки, каталки, машинки.

    Все это под присмотром взрослого, с его участием, на основе активного и радостного «делового » общения обеих сторон. Действия ребенка комментируются, обговариваются.

    Приобретаемые навыки создадут основу для проявления способностей. Появятся первые ролевые игры, первые пересказы любимых стихов и сказок. Речь в своей основе сформировалась, далее предстоит ее совершенствование.

    Игрушки для детей четвертого года жизни.

    Наиболее ценны самодельные игрушки и дидактические игры, изготовленные взрослым вместе с ребенком. Например, с помощью телевизора, сконструированного из ящика (коробки), и перчаточных кукол-артистов можно подготовить и показать интересный спектакль. Это создаст условия для совместного общения, диалога и отвлечет ребенка от длительного сидения перед телевизором, который может отрицательно повлиять на формирующийся мозг и психику.

    Игрушки  для детей пяти-шести лет.

    Лучшими игрушками считаются различные конструкторы, развивающие не только творческие способности, но и пространственное мышление: строительные (кирпичики, бруски, кубики и др.); «лего», механические (болты, винты, гайки и инструменты для их закручивания).

    Нужны разные сорта бумаги (желательно цветной) для изготовления плоских и объемных поделок: от оригинальной поздравительной открытки до карнавальных масок и костюмов.

    Для конструирования из природного материала потребуются веточки, корни, сухие плоды, шишки, желуди и др.; для конструирования из бросового материала-упаковочные материалы (пластиковые бутылки, пакеты, фольга и т. п. ), части от старых игрушек, проволока, нитки. Для конструирования из ткани необходимо иметь цветные лоскутки, линейки, лекала (для выкроек). Конструирование из ниток или плетение потребует вязальных крючков, спиц или рамок.

    Практика показывает, что и мальчиков и девочек интересует конструирование из теста. Они с увлечением лепят из него шарики, фигурки, учатся раскатывать скалкой, резать на полосы, скручивать и плести из полос косы, вырезать буквы, геометрические узоры. Не следует забывать и о лечебном эффекте «тестотерапии»: исчезают нервозность, возбужденность, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.

    Ребенку старше пяти лет необходимы игрушки-инструменты для освоения выпиливания и выжигания по фанере;  настоящие измерительные приборы (линейки и метры, циркули, бытовые весы, градусники)-для сюжетно-ролевых игр.

    В качестве познавательных игрушек можно использовать отслужившие свой срок механические будильники, фотоаппараты, мясорубки, соковыжималки, кофемолки. Разбирая эти вещи, ребенок узнает, что у них внутри, и осваивает «практическую механику». Такая разборка - сборка стимул  мышлению, развивает  мелкую моторику рук.

    Не следует забывать и о спортивных игрушках-самокатах, велосипедах, мячах, воланах, обручах, кеглях.

    Порадуют ребенка и помогут сделать «открытия» игрушки-забавы: ваньки-встаньки, роботы, заводные человечки или зверюшки, головоломки - трансформеры.

    Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году жизни он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания. Использует ткань, бумагу, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы. Применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, ножницы, молоток, грабли, щетки, лейки , лопаты и др.

    • Игры со стихами и движениями.
    • Игры с использованием природных и других материалов.

    Таким образом, чтобы развить ручную умелость можно научить детей:

    • запускать пальцами мелкие волчки;
    • разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто;
    • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
    • сжимать и разжимать кулачки (бутончик цветка – утром проснулся и              открылся, а вечером – заснул, закрылся, спрятался);
    • пятью пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, как будто бежит (проводить сначала правой, а потом левой рукой);
    • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
    • собирать все пальцы в щепотку;
    • завязывать узлы на толстой веревке на шнуре;
    • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки;
    • закручивать шурупы, гайки ;
    • игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
    • складывание матрешки;
    • игры с вкладышами;
    • рисование в воздухе;
    • игры с песком, водой;
    • игры на тактильную память;
    • мять руками поролоновые шарики, губки;
    • шить, вязать на спицах;
    • рисовать, раскрашивать, штриховать;
    • резать ножницами;
    • выполнять разные виды плетений из бумаги, ткани, тесьмы.

    При выполнении этих работ развивается ловкость движений, сенсорно – двигательные координации, аккуратность, настойчивость, точность и внимательность.

    Чтобы научение и выполнение заданий по мелкой  моторике проходили без скуки и утомления и приносили радость ребенку, нужно проводить занятие в игровой форме, придумывать сказочные сюжеты. Фантастические сюжеты, проговаривать прибаутки, потешки, песенки.

    На  практике стало видно, что, выполняя разные упражнения, дети достигают заметного развития мелкой моторики рук, которая оказывает положительное влияние на развитие устной речи. Замечательно стимулирует работу многих отделов головного мозга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

    Доклад "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"...

    Доклад на тему: «Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста»

    Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений детей, в подготовке их к школе. Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с...

    Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

    В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

    Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

    В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей  дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....

    КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...

    Доклад для педагогов: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ».

    Тема доклада: «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста ». Подготовила и провела:Воспитатель Ферафонтова О.А. г.Долгопрудный5.03.2019...