Родительский час «Экспериментальная деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия (старшая группа)

Рачкова Екатерина Александровна

Родительский час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_chas.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение детский сад №29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Родительский час

«Экспериментальная деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

                   

                                       Разработала: Рачкова. Е.А. – воспитатель

 г. Райчихинск

Родительский час «Экспериментальная деятельность, как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для развития творческой активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность исследовательского характера.

Задачи:

Повысить уровень родительской компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательских деятельность.  

Пробудить у родителей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

Представить родителям одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

Ход

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас в нашем зале. Спасибо Вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского часа, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, Вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован именно в дошкольные годы. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: Что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют «почемучками».

В ходе  сегодняшней нашей встречи  я познакомлю Вас, как способствовать развитию познавательного интереса детей, увидите своих детей в роли исследователей и экспериментаторов, сами станете участниками образовательного процесса. Вы окунетесь в волшебный мир опытов и экспериментов, который так нравится Вашим детям.

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

                                                       Что же я такое, если я не принимаю участие?

                                                                        Чтобы быть, я должен участвовать.

                                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери

 Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.

Сухомлинский однажды сказал

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

(В. А. Сухомлинский.)

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Дети очень любят экспериментировать, проводить опыты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и опыты и экспериментирование как никакие другие методы соответствует этим возрастным особенностям.

Опыты и эксперименты, в детском саду проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления:

  • неживая природа;
  • живая природа;
  • знакомство с рукотворным миром.

 Как вы думаете с какими объектами неживой природы можно знакомить детей? (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.) Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.

 А за какими объектами Живой природы можно наблюдать? Характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

С какими объектами рукотворного мира можно знакомить детей?

Знакомство с рукотворным миром: знакомство с разнообразием материалов (металл, пластмасс, ткань и др.), сравнение их свойств.

Семья играет важную роль в развитии познавательной активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной и исследовательской деятельности. Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Именно эти слова мы берем за основу при организации работы по поисково–исследовательской и экспериментальной деятельности. В группе организован центр экспериментирования «Лаборатория профессора Колбочкиной», в которой дети регулярно проводят

опыты и эксперименты, занимаются исследованиями.

И сейчас мы предлагаем Вам посмотреть на то, с каким интересом дети проводят опыты, экспериментируют, делают выводы и умозаключения.

-Уважаемы родители и гости, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей) Где можно увидеть фокусы? Для чего показывают фокусы? (ответы детей) А вы умеете показывать фокусы? (ответы ) Хотите, мы  научим вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Ребенок переодетый в фокусника  (Звучит музыка, входит фокусник.)

 Приветствуем сегодня всех

Мы рады встречи с вами

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали

Сегодня фокусы для вас

Покажем вместе мы сейчас .

Здравствуйте дорогие зрители!

Забавные фокусы увидеть не хотите ли?

Тогда не зевайте не болтайте,

А за нами наблюдайте!

Фокус 1. Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Фокусники после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.).

-Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (Ответы детей)

Теперь скажу вам по секрету,

Что никакой здесь тайны нету,

Здесь нет ни капли колдовства,

Но очень много мастерства.

(раскрывает секрет фокуса с краской). Все знают, что вода прозрачная, но при соприкосновении с красками она окрашивается в разные цвета, вот и весь фокус.

Фокус 2. Волшебные мандарины.

 А сейчас я беру ёмкость с водой. Ой, что это у меня – мандарины. Аккуратно кладём их в воду. Они плавают, на дно не опускаются, значит, мандарины не тонут. Достанем, очистим несколько от кожуры. Теперь снова опускаем в водичку. Что с ними произошло? (ответы участников) Они утонули. Кожура, это, как спасательный круг для мандаринок, она их и держит на поверхности воды. А без кожуры они этой поддержки лишаются и тонут.

Фокус 3. Волшебная палочка.

Посмотрите, у меня есть  бутылка наполненная крупой и волшебная палочка. Сейчас я произнесу волшебные слова и постучу по дну бутылки, вставлю волшебную палочку в бутылку

Дело тут конечно, не в волшебных словах  и волшебной палочке, а в силе трения и сцепления. Крупа сильно плотно заполняет бутылку, после утрамбовывания, что когда мы вставляем палочку, оно очень сильно на него давит. За счет силы трения возникает сцепление между поверхностями.

Фокус 4. Волшебный грецкий орех.

Фокусник: - Посмотрите, что у меня в руке? (грецкий орех). Правильно! Обычный грецкий орех! Сейчас я на ваших глазах превращу его в волшебный орех, и он будет притягивать к себе предметы. (Внутри ореха спрятан магнит, и все металлические предметы к нему притягиваются).

Настроение прекрасно,

И не хочется скучать.

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

И соломкой для коктейля

Прошу кляксы сделать вас,

Чтоб веселая картинка

По листочку расползлась.

Кляксы разные бывают.

Что они изображают?

Фокус 5  «Забавные картинки».

Взрослый ставит кляксу. Дуют в соломинку, чтобы клякса расползлась, делая какое – либо изображение, затем придумывают названия картинкам.

Фокусник: Понравились вам наши  фокусы? Теперь вы можете их показывать своим друзьям, папам, мамам, братьям, сестрам.

Праздник веселый удался на славу!

Мы  думаем, всем он пришелся по нраву!

К знаньям стремитесь, иначе нельзя.

 Ждем  новой встречи, прощайте, друзья!

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира , нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

«Сказать ребенку на его вопрос: «подожди, вырастишь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию». А.М.горький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

презентация " Экспериментальная деятельность как средство познавательной активности детей"

В презентации рассказывается о  формах экспериментальной деятельности...

План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории,  филологии и басни, документа и романа, котораяпосылает нам через многие годы луч света и доносит  уникальные по ценности опыт и знания».  ...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...