План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
материал на тему

Петрова Елена Сергеевна

 «Музей-это смесь искусства и истории,  филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит  уникальные по ценности опыт и знания».

                                                                                                                                                               Ф. Дзери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_gzhel.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №7» Г. Канаш

План самообразования

«Мини-музей

как средство познавательной активности детей

дошкольного возраста»

2016 - 2017

 «Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Актуальность.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка.  Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развитияПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.  Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:

Образовательная область Познавательная активность  в 2015 – 2016 учебном году составила: высокая  22% , средняя 56%,   низкая  22%

Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.

С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организован -ую среду, которая может включать в себя элементы искусства. Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.

 Цель самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольниковсредствами музейной педагогики.

Задачи самообразования:

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

3. Сформировать у дошкольников представление о музее.

4. Развивать познавательные способностипознавательную деятельность.

5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.

6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

в) организацию встреч с интересными людьми.

4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Теоретический

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

1  Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М.: Линка-Пресс, 2008 г.

4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М.: Издательство РИК. 2001 г.

Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.

6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.

8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».

11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М.: Высшая школа. 2004 г.

13 Интернет-ресурсы.

сентябрь - октябрь

2016г.

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой.

Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы.

ноябрь 2016 - март 2017

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

 Определение темы музея.

Составление перспективного планирования работы.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД на темы:

Чтение художественной литературы:

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность в музее.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание.

Анкетирование.  Консультации.

Мастер-класс по рисованию гжельских элементов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление альбомов.

Оформление наглядной информации.

Оформление мини-музея.

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Консультация «Создание мини-музея».

Чтение стихов, загадок о Гжели. Прослушивание песен и стихов.

Участие родителей в сборе экспонатов. 

Консультация «Мини-музей-новая форма работы». « «Музей и дети». «Гжель»

Экскурсия в библиотеку.  Выставка.

2. Распространения опыта среди коллег.

Обмен опытом участников проекта. «Нежно-голубое чудо»

Консультации.   Педсовет

3. Проектирование результатов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов для мини-музея.

Обобщающий

1. Оформление результатов работы по теме.

Проект «Нежно-голубое чудо»

апрель 2017

2. Представление материалов

Создание презентаций: «Гжель», «Нежно-голубое чудо».

Выводы по итогам работы над методической темой.

Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.

Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляют...

Презентация "Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста"

В презентации представлены материалы из опыта работыс детьми II группы раннего возратса...

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную пот...

Дидактическая игра как средств познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всес...

План самообразования по теме:«Развитие познавательной активности детей через использование дидактических игр с помощью интерактивных средств обучения в условиях ФГОС ДО»

Цель: Внедрение интерактивных средств обучения (работа с детьми на интерактивном столе) в учебно-воспитательный процесс с целью повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса. 7.З...

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Экспериментирование как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...