«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?   Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.Он актуален и эффективен. Его использование помогает активно детям, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_volgograd_.docx54.97 КБ

Предварительный просмотр:

УДПО «Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов»

  1. Кафедра дополнительного профессионального образования

ВЫПУСКНАЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ

 РАБОТА

НА ТЕМУ:

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнила: педагог дополнительного образования

Ниязова Ольга Максимовна

 

Волгоград 2019 г.

Оглавление

I. Введение                                                                                 3 стр.

II. История возникновения проектного метода                     6 стр.

III. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ        9 стр.

IV. Внедрение проектного метода в ДОУ                                 17 стр.

V. Организация проектной деятельности в условиях МБДОУ «Панаевский Детский сад «Красная шапочка»                                   25 стр.

VI. Заключение                                                                             29 стр.

VII. Библиография                                                                        30 стр.

I.Введение

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.   

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?   Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.Он актуален и эффективен. Его использование помогает активно детям, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.Это оптимальный тип деятельности для усвоения знаний: пробуждает любознательность, активность, инициативность, способствует умственному развитию дошкольников, помогает сформировать у них знания об окружающем мире, развивает познавательную активность.Проектный метод позволяет педагогам превратитьэкспериментирование в целостную исследовательскую деятельность.Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Развивает умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.Организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент.Новизна и практическая ценность используемого метода заключается в разработкеи апробации различных проектов по развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста и организации взаимодействия в рамках проектной деятельности детей.  Основная цель проектов для дошкольников: дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.  Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются: развитие интереса к исследовательскому поиску;создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;организация предметно-развивающей среды. Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, при использовании которой применяются методы исследовательские, поисковые, научный, дискуссии, эвристические беседы, мозговые атаки, ролевые игры.

Таким образом, проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

II. История возникновения проектного метода

Мы полагаем, что, используя проектный метод в своей педагогической деятельности, нельзя не рассказать об истории его возникновения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

Основные концептуальные положения его теории таковы:

  • Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
  • Усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • Ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения, согласно теории, Д. Дьюи, являются:

  • Проблематизация учебного материала;
  • Познавательная активность ребенка;
  • Связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • Организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, ДжонДьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи ДжонДьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х.Кильпатрик. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Он выделял 4 вида проектов созидательный (производительный),потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления),проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения), проект –упражнение.Она не только подготавливает ребёнка к жизнипо окончаниишколы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20 – х годов: Б.В Игнатьева, В.Н Шульгина, Н.К Крупской, Е.Г. Кагаровой,

М.В.Крупениной. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.Е.Г. Кагаров считал, чтоисходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня, проект должен осуществляться поэтапно, проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проекта сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Российские учёные в 20-хгг ХХ века выделяли следующие проекты: по составу участников- коллективные и индивидуальные;по целевой установке – игровые, общественно-полезные и производственные;по срокам реализации _большие и маленькие.В 30-х г данный метод был запрещён, так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).

III. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Сегодня метод проектов широко используется в сфере образования и в том числе дошкольного. Условиясовременности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу.  Всё чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей и педагогов развивать, вкладывать, информировать, тренировать.Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательногопроцесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта. Метод проектов в работе с дошкольниками -это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным. Развивает речь, память, мышление, воображение, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества, стимулирует к самосовершенствованию.

Таким образом, метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды проектов:

  • Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • Ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные задачи);
  • Информацио-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи);
  • Творческие (оформление результата)

В свою очередь виды проектов  подразделяются на следующие типы: по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые(приключенческие), индивидуальные (коллективные), открытые, практико-ориентированные; по характеру контактовсодержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру; по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;  по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.Есть ещё смешанные типы проектов по предметно-содержательной области. Они являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри дошкольных организаций, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста, ролево-игровые и творческие проекты.  Основа игровая технология: дидактические игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно –конструктивные. Значимы и другие виды проектов, в том числе: комплексные: («Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;), межгрупповые: («Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;) творческие:( «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;) групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Секреты бабушкиного сундука», «сказочная птица»; исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». В настоящее время проекты классифицируются:по составу участников,по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

По продолжительности они могут быть: краткосрочные (одно или несколько занятий), среднесрочные, долгосрочные (в течение года). Мы установили, что технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и другие.Главное предназначение метода проектов — дать детям возможность самостоятельно приобретать знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.Из этого следует, что метод проектов «проецируется» на все образовательные области ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Это система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация. По мнению Е.Полат, исследовательские проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годыисследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.Цели информационных проектов- собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты -  участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты - их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе.  Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.Однако, дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект.  Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек).Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом. Краткосрочные проекты направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской). Есть проекты средней продолжительности, которые рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки.Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).  Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и другие.

Таким образом, учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.        

IV. Внедрение проектного метода в ДОУ

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок,ребенок – ребенок, дети – родители.   Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам.

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещения, презентации проектов. Например:

1) Консультации по темам:

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах», «Создание пространственной среды в группе», «Участие родителей в проектной деятельности».

2) Семинары-практикумы: «Метод проектов в дошкольном образовании», «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности».

4) Тренинг: «Участие в проектной деятельности».

5) Конференция: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст.  Задачи обучения:пробуждать интерес к предлагаемой деятельности, приобщать детей к процессу познания, формировать различные представления, привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты, побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию в разных образовательных областях:

Социальное-коммуникативное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

Познавательное развитие:обогащение и расширение представлений об окружающем мире, расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

Художественно - эстетическое развитие:развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки».

Старший дошкольный возраст. Задачи обучения:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

2) Линии развития личности.

Социальное развитие:развитие самопознания и положительной самооценки, овладение способами внеситуативно-личностного общения, высокий уровень коммуникативной компетентности, осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

Физическое развитие:развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни, совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей, развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Эстетическое развитие: углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов, овладение различными видами художественной деятельности, развитие способностей к эстетической оценке.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают. Каждый этап предполагает деятельность педагога и деятельность детей.

Таблица 1

                      Первый этап: целеполагание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ключевые вопросы

На этом этапе педагог формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Дети входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают поставленные задачи, дополняют их.

Что мы знаем? Что хотим узнать?

Таблица 2

Второй этап: Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ключевые вопросы

Педагогпомогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Что мы узнали?

Таблица 3

Третий этап: Выполнение проекта – практическая часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ключевые вопросы

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации?

Таблица 4

Четвертый этап: Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ключевые вопросы

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности

Что получилось?

Отслеживание качества процесса происходит из индивидуальной работы с детьми, творческие задания детей, бесед, дидактических игр и упражнений, развлечениях, досугах, праздниках, обобщающей НОД. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет : ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада,  освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей, уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей, объединять усилия всех субъектов педагогического процесса Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а также контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ. При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой.  Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

2) Не различение субъектной и объектной позиции ребенка.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

 Итак, метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

V. Организация проектной деятельности в условиях МБДОУ«Панаевский Детский сад «Красная шапочка»

В нашем дошкольном учреждении на протяжении ряда    лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.  Предпосылками использования метода проектов явились:

  • Видоизменение совершенствование развивающей среды;
  • Наличие медико –психофизиологической и социально-педагогической служб, работающих на междисциплинарной основе;
  • Использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий;
  • Интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
  • Потребность педагогов в инновационной деятельности;
  • Адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • Многофункциональное взаимодействие с социумом;

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами.  Здесь были использованы следующие формы работы: консультации, семинары –практикумы. Согласно годовому планированию нашего детского учреждения проводятся педагогические советы «Проектная деятельность в ДОУ", «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».На методическом объединении старший воспитатель предложил примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. Педагоги стараются придерживаться этого планирования:

 1 На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2 Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями)

3 привлечение специалистов к осуществлению существующих разделов проекта.

4 Составление плана- схемы проекта.

5 сбор, накопление материала.6

 Включе6ие в план –схему проекта занятий, игр, и других видов деятельности.

7 домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8 презентация проектов, открытое занятие.

Педагогам предлагаются  в рамках медико –психологической и педагогической служб такой проект как «Воспитание здорового ребёнка», перспективы совершенствования педагогического мастерства «мастер –классы», в работе с молодыми специалистами «Молодые дарования», «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования), проблемные проекты для педагогов работающих по одной программе, дизайн проект по совершенствованию развивающей среды, социальные проекты микросоциума образовательного учреждения.

Родители охотно принимают   предложение участвовать в том или другом проекте. Знакомятся с содержанием   консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». В начале своей работы, педагоги проводят анкетирование родителей.  По результатам опроса выясняют, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. В дальнейшем разработала план движения к цели, проводятся  родительские собрания: «Роль проектного метода в развитии познавательной активности  дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»,  где познакомят  родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его,  показывают  значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Подобранный и изученный материал нашими педагоги используют для подбора дидактического материала,оформление картотеки, выбор материала для написания рефератов, делятсяопытом с воспитателями, используют в Организованной образовательной деятельности. Педагоги участвуют в такой форме как круглые столы, где делятся своим опытом на тему «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ». В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формывоспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельностидошкольников: в непосредственно образовательной деятельности:занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр. В повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа), совместное творчество детей и родителей; презентация. Вкаждый раздел комплексно – тематического планированиярабочих программ педагогов включено название месяца, а каждая неделя месяца посвящена единой теме.  Например,

Таблица 5

Месяц, неделя

Тема недели

Сентябрь

«Ходит осень по дорожке»

Я в детском саду!

Осень в моем селе

Подарки осени

Вот она какая – осень золотая!

Декабрь

«Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Что подарит нам зима, чем она порадует?

«Зима в произведениях поэтов, художников»

Зимние забавы

Украшай лесную гостью!

В рамках тематического контроля по музейной педагогике педагогами, как результат деятельности, созданы мини-музей. В их основу взята проектная деятельность: «В мире головных уборов» (подготовительная группа), «Моя любимая игрушка» (первая младшая), «Удивительный мир Часов»(подготовительная группа), «Живи Нухуко» (ненецкие игрушки)(средняя группа), «Военная техника»(старшая группа).

Таким образом, в ходе реализации детских тематических проектов в детском учреждении «Панаевский детский сад «Красная шапочка» успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. А результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

VI. Заключение

Таким образом, проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат с учётом   возрастных психологических особенностей дошкольников. Его содержание основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.А результаты работы педагогов детского сада «Красная шапочка» показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

VII. Библиография

  1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. - С. 6.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 235 c/
  3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитатлей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айриспресс, 2008. – 215 c.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 312 c.
  5. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. – С. 20-24.
  6. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
  7. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
  8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
  9. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 2009. - С. 9-11.
  10. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я. - 2006. - №2. - С. 124-131.
  11. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С.81.
  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  13. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с.
  14. Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа». – 2010. – С. 5-28.
  15. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004. – С.503.
  16. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -  СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.
  17. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011. – 80 c.
  18. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. - № 4. 
  19. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. - 2010. - №2. – С. 144-150.
  20. Инновационная деятельность в ДОУ:пособие для рук.и адм.работников/И.А. Умина, Т.А. Данилина. – М.: ЛИнка-пресс, 2009. – 320с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Проектная деятельность как средство развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста.

Речетворческие способности дошкольников можно рассматривать как способность воспринимать ими художественные тексты и реализовывать свой креативный речевой потенциал....

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДДЕРЖКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находи...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

           В  нашем детском саду  реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»...

Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....

Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста

  Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возмож...