Проектная деятельность как средство развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста.
статья по логопедии на тему

Емельянова Анастасия Николаевна

Речетворческие способности дошкольников можно рассматривать как способность воспринимать ими художественные тексты и реализовывать свой креативный речевой потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста.

      А. Н. Емельянова, учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 59,

г. Северск, Томская область

Период дошкольного детства является фундаментом для дальнейшего успешного развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются основные ключевые компетенции: интеллектуальная, коммуникативная, речевая.

В мире компьютеров и телевидения у детей блокируется желание самим придумывать, создавать и выражать собственные языковые модели. А воспринимаемая ими информация не активизирует их на проявление речетворческих способностей.  Эти способности дошкольников можно рассматривать как способность воспринимать художественные тексты  и реализовывать свой креативный речевой потенциал.  А педагогическая установка превращает художественно - речевую деятельность ребенка во вторичную ценность и направлена, в первую очередь, на развитие конкретики мышления.

Мониторинг состояния речи дошкольников МДОУ «ЦРР – детский сад № 59» в последние годы показал, что уровень усвоения детьми лексико-грамматических категорий, казалось бы, соответствует возрасту, но состояние связной речи оставляет желать лучшего. Я отметила, что при составлении рассказа по сюжетной картине, рассказа-описания, рассказа из личного опыта, выражения своей точки зрения дети в большинстве случаев пользуются шаблонными фразами или речевым образцом педагога.  На логопонкте ДОУ нет возможности работать над совершенствованием связной речи по существующим методикам. В первую очередь, причина тому -количество детей на логопункте и режим работы учителя-логопеда.

В концепции современного образования отмечается, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы  для эффективного развития каждого ребенка.

Одним из таких ресурсов для меня стала технология проектирования.  Было принято решение осуществить совместный проект, участниками которого стали дети средней группы и их родители, а руководителями – воспитатель группы и учитель-логопед.

Выбор направленности проектов  был обусловлен следующими факторами:

- в группе,  дети были увлечены героями популярного на тот момент мультсериала «Смешарики». Наличие игрушек, книжек, раскрасок и определило тематику будущего проекта.

Из 13 участников проекта – 8 детей-логопатов, из них 1 – с ОНР.  

Предварительно  провела анкетирование родителей.

     1. Назовите последнюю книгу, прочитанную вами вашему ребенку

  1. Какая любимая книжка у вашего ребенка ……………….
  2. Назовите любимый мультфильм, детскую передачу вашего ребенка……………
  3. Есть ли любимая игрушка у вашего ребенка, какая……………………………….
  4. Удовлетворяет ли вас уровень речевого развития вашего ребенка…………..
  5. Что нужно делать для развития речевого творческого потенциала вашего ребенка?

В рамках проекта  хотела организовать тесное творческое взаимодействие с семьями воспитанников. Привлечение родителей и актуализация роли семьи в жизни ребенка в детском саду - одна из задач, решаемых в процессе совместной работы над такого рода проектами. Зачастую отмечается пассивность родителей, их завышенные или заниженные требования к речи детей. Мы хотели исправить это упущение.

Итогом работы стали авторские детские  «Новые приключения смешариков».

         Хочу отметить еще несколько положительных моментов. Наряду с развитием речетворческих способностей следует отметить

- активизацию познавательной деятельности у детей

- развитие психических процессов

- развитие умения наблюдать, слушать, анализировать

- развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми.

А участие родителей способствовало повышению уровня их педагогической компетентности.

Настоящий проект являются творческим,  он был реализован в течение 2 месяцев (март-апрель 2010 г.)

Коротко об этапах реализации:

  1. Предварительный (опрос родителей, беседы с детьми, постановка проблемы и выбор тем).
  2. Просмотр мультфильмов, обсуждение проблемных ситуаций, чтение сказок,  работа с различными видами театров, дидактические игры (словообразование, словоизменение, активизация и расширение словаря).
  3. Работа над сказками (индивидуальная, групповая).
  4. Оформление сказок (совместная работа детей и родителей).
  5. Представление сказок в группе, взаимопрезентации проектов в параллельных группах. Беседы по результатам презентаций.
  6. Представление проектов педагогическому коллективу и анализ результатов.

Были оформлены сборники сказочных историй.

Основная гипотеза  проектной деятельности получила свое подтверждение. Прогнозируемый результат совпал с конечным. Технологии проектирования содержат в себе  большие потенциальные возможности и способствуют качественным изменениям в  развитии речетворческих способностей детей.

Диагностика уровня развития  речи детей показала положительную динамику. На конец учебного года у  детей логопедические заключения ОНР (III ур.) изменились на ФФНР.

Считаю, что проектная деятельность в настоящее время – перспективная форма работы, источник развития детского творческого потенциала и незаменимый помощник педагога. Я  продолжаю работу в данном направлении.