«Дидактическая игра, как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
проект на тему

Кулагина Наталья Владимировна

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

         Дидактическая игра помогает общению, способствует, получению новых знаний, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прект игра782.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении

воспитателей  младших и средних групп дошкольных образовательных учреждений Новокубанского района

«Дидактическая игра, как средство  познавательной

активности  детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель МДОАУ № 1

Кулагина Наталья Владимировна

Игра – это огромное светлое окно,

через которое,  в  духовный  мир

ребенка вливается  живительный

поток представлений ,  понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

В. Сухомлинский

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

         Дидактическая игра помогает общению, способствует, получению новых знаний, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Актуальность данной темы заключается в том, что в дошкольном возрасте  игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.

Цель: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста  процессе дидактической игры.

 Задачи:

  • Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности;
  • Закрепление полученных знаний и навыков в  процессе игры;
  • Развивать у детей операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • Развивается способность к воображению.

Этапы ознакомления с дидактической игрой:

Первый этап – ознакомительная игра.

Взрослый организует игровую деятельность ребенка, используя дидактические игры. Ребенок знакомится с правилами игры.

Второй этап - отобразительная игра.

Действия ребенка направлены на соблюдение правил игры.

Третий этап – анализ проведенной игры

Дети активно играют в игры с соблюдением правил игры. Вносят свои предложения по построению игрового взаимодействия.

Для того что бы ребенок усваивал полученные знание на практике и стремился быть самостоятельным,  в своей работе мы  используем дидактические игры.

Наблюдая за детьми со второй младшей группы, мы увидели  некоторые проблемы у наших воспитанников по усвоению:  к.г.н., ФЭМП, ФЦКМ и т.д,  это подтолкнуло нас  к  изготовлению  картотеки  дидактических игр.

В неё входят дидактические  игры разной направленности. Сегодня мне хотелось бы рассказать об использовании некоторых игр в работе с детьми по познавательному развитию.

Как трудно порой детям дошкольного возраста правильно обуваться. Часто приходиться говорить: «Опять туфельки поссорились. Переобуйся».  А ребёнок поменял местами туфли, а в следующий раз снова неправильно обулся. Для него туфельки очень похожи друг на друга, и он не знает, где левая, а где правая. Для закрепления навыков мы используем  игру «Туфельки поссорились – туфельки помирились», которая помогает научить детей правильно обуваться, закрепить знания цвета, знания эмоций. Данная дидактическая игра красочно оформлена, что привлекает внимание детей и желание играть.

C:\Users\Звездочка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_074438.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\Новая папка\IMG_20170313_103708.jpg

Нашим ребятам интересуются достопримечательностями своего города.  Но так как  наш возрастной диапазон не позволяет нам путешествовать на дальние расстояния, мы  изготовили совместно с родителями  дидактическую  игру «Путешествие по городу Новокубанску».

C:\Users\Администратор\Desktop\Новая папка\IMG_20170313_104001.jpg

Дидактические игры мы так же используем в индивидуальной работе с детьми. Например, дидактическая игра «Веселый счет» помогает  закрепит с детьми порядковый счет, цифры, цвет.  Развивает зрительную память и умение координировать свою речь с движением.

В рамках данной работы мы увидели, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. 

Дети стали применять полученные знания и навыки в игре на практике. Появилось желание в общении  друг с  другом. Стали более активными, любознательными чаще используют настольно–дидактические игры в самостоятельной деятельности  и с большим интересом и успехом играют в них.

Ожидаемые результаты:

1. Умеют применять полученные знания и навыки в игре.

2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

3. Развивается способность к воображению;

4. В настольно-печатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ

Дидактическая игра «Путешествие по городу Новокубанску»

Для детей  дошкольного возраста

Оборудование: игровое поле, фишки, кубик

Цель: Формирование у детей представлений о родном городе, его достопримечательностях.

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/3/8d3d602d613861d152f938222e5d771c2413a38d/didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti_2.jpeg 

Оборудование: игровое поле, фишки, кубик

Цель: Формирование у детей представлений о родном городе, его достопримечательностях.

Задачи:

  • Прививать любовь к родному городу;
  • Формировать умение соблюдать правила игр; закрепить навыки счёта.
  • Обогащать словарный запас детей названиями улиц и достопримечательностями города

Игровые действия: выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.

Правила игры:

В игре могут участвовать два или три человека. Каждый выбирает себе фигурку-фишку. Устанавливает фигурку-фишку на старт. Последовательность хода определяется брошенным кубиком. Стрелки на игровом поле подскажут направление движения.

Дидактическая игра «Туфельки поссорились – туфельки помирились»

Для детей  дошкольного возраста

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/3/8d3d602d613861d152f938222e5d771c2413a38d/didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti_4.jpeg

Цель игры: формирование умения зрительно различать левую и правую туфельку.

Задачи:

  • Формировать умение определять эмоциональное настроение;
  • Различать и соотносить цвета;
  • Формировать у детей умения правильно обуваться

Материалы:

Цветные поля со следами (по две каждого цвета, но с

противоположными эмоциями), по две туфельки разного

цвета, с бантиками противоположного цвета.

Дидактическая игра

«Веселый счет»

Для детей  дошкольного возраст

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/3/8d3d602d613861d152f938222e5d771c2413a38d/didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti_11.jpeg

Цель: Закрепление с детьми счета и цифр.

 Задачи:

  • Активизировать в речи детей названия цифры.
  • Развивать умение координировать речь с движением
  • Развивать зрительную память

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Кубик с сюрпризом». (младший дошкольный возраст)

Развить сенсорные способности, мелкую моторику и координацию движений рук ,творческие и познавательные способности, мышление, фантазию;формировать  предпосылки к поисковой деятельности; заинтерес...

Дидактическая игра «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра "Теремок" для детей младшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"

    Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....

«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей воспитанников I младших групп по теме: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»...

Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста...

Конспект сюжетно-дидактической игры "Путешествие на корабле". Младший дошкольный возраст.

Конспект  по теме недели "Транспорт" с подробным описанием руководства и проведения сюжетно-дидактической игры....