Главные вкладки

    «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
    статья на тему

    Борозенец Татьяна Васильевна

     Описание педагогического опыта работы по теме 

    «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

    «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

    (описание опыта работы)

    Самое лучшее открытие – то,

    которое ребенок делает сам.

    Ральф У Эмерсон

    Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

    В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно  поддьяков применяются новейшие  материалы разработки, технологии,  деятельность методики, которые  изучена позволяют поднять  опыты уровень дошкольного  дети образования на более  узнают высокую и качественную  опыты ступень. Одним  органы из таких эффектных  применение методов познания  детям закономерностей и явлений  приборы окружающего мира  чтение является экспериментальная  высоко деятельность.

    Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

    Экспериментальная деятельность  возрастных дает детям  практику реальные представления  детском о различных сторонах  применение изучаемого объекта,  изучаемого о его взаимоотношениях  изучена с другими объектами  учатся окружающей среды. Всё потому,  величину что детям  высоко дошкольного возраста  дети присуще наглядно–действенное  возрастных и наглядно – образное  практику мышление, а экспериментирование,  величину как никакой  целью метод, соответствует  свойствам этим возрастным  постоянно особенностям. В дошкольном  развитию возрасте он – ведущий,  струи а в первые три  дети года – практически  проводят единственный способ  месте познания мира. Чем  потом разнообразнее и интенсивнее  проводя поисковая деятельность,  доказывают тем больше  изучена новой информации  развиваем получает ребенок. Тем  знания быстрее и полноценнее  главное он развивается.  деятельности В процессе  бросовый экспериментирования словарь  наблюдением детей пополняется  такие словами, обозначающими  толкай сенсорные признаки  толкай свойства, явления  метода или объекта  используем природы (цвет,  приборы форма, величина,  никакой запах, вкус:  средство мнётся - ломается,  знания высоко - низко - далеко,  явления мягкий - твёрдый - тёплый  найти и прочее).

    Новые знания  мотивирует усваиваются прочно  природный и надолго, когда  доказывают ребенок слышит,  опыты видит и делает  водяной сам. Вот  оборудование на этом и основано  пути активное внедрение  продуктивной детского экспериментирования  возрастных в практику дошкольного  поддьяков образования.

    Для ребенка  чтение гораздо легче  находить постигать новое,  чтение проводя собственные  развиваем исследования – наблюдения,  контакта ставя эксперименты,  приборы делая на их основе  найти собственные суждения  является и умозаключения, чем  знания получать добытые  требуют кем то знания  трогать в готовом виде.

    Исходя  трогать из актуальности выбранной  интернет темы, понимая,  колпачок какое значение  оборудование имеет экспериментирование  шумелки в развитии способностей  явления дошкольника, стремясь  метода создать условия  развивающую для исследовательской  речевого активности ребенка,  мыльные я пришла к выводу,  узнают что необходимо  речевого организовать исследовательскую  природный деятельность, целью которого  целью является развитие  потом познавательного интереса  изучаемого у детей дошкольного  трогать возраста через  органы использование метода  наблюдением экспериментирования.

    В соответствии  разнообразнее с целью были  никакой определены следующие  разнообразнее задачи:

    1. Изучить  свойства и проанализировать научно-методическую  интернет литературу для  шумелки повышения теоретических  простейшие знаний и применение  величину их в практической деятельности  опыты с дошкольниками.

    2. Создать  изучаемого развивающую предметно – пространственную  новые среду с учетом  новые возрастных и индивидуальных  изучаемого особенностей детей;

    3. Развивать у  какое детей познавательную активность,  детей любознательность, стремление к  деятельности самостоятельному познанию.

    4. Привлекать  дыбина родителей к активному  костюченко сотрудничеству в экспериментальной  основе деятельности.

    С целью  природных повышения педагогического  месте мастерства по теме «Экспериментальная  продуктивной деятельность, как  условные средство сенсорного  речевого развития детей  опыты дошкольного возраста» мной  опыт была изучена  какое научно-методическая литература: Рыжова  практику Н.А. «Что  опыты у нас под  выдвижение ногами», Дыбина О.В. «Неизведанное  приборы рядом: занимательные  детей опыты и эксперименты  дети для дошкольников», Поддьяков,  оборудование А.Н. «Развитие  главное исследовательской инициативности  потом в детском возрасте»,  контейнеры Костюченко М.П.,  требуют Камалова Н.Р. «Деятельность  мартынова дошкольников в детской  свойствам экспериментальной лаборатории»,  струи Мартынова Е.А. Сучкова  узнают И.М. «Организация  мыльные опытно – экспериментальной  развивающую деятельности детей 2 – 7 лет»,  опыты а так же интернет  месте ресурсы.

    С какого  развитию возраста предполагается  потом начинать экспериментирование  изучить в детском саду? С  материалы самого раннего  свойства возраста!

    Дети в возрасте 2 - 3 лет  развитию начинают принимать  водяной участие в совместных  трогать с воспитателем опытнических  условия действиях. Эксперимент  детей представляет собой  условные простейшие действия,  деятельность которые помогают  нашей малышам обследовать  придерживаюсь предметы, отмечая  трогать их цвет, величину  опыт или форму.

    Во  провожу второй  младшей  целью группе (3 - 4 года) познавательно-исследовательская  природный деятельность усложняется. Совместно  шумелки с педагогом, дети  интернет учатся проводить  бросовый эксперименты на знаниях  изучена сенсорных эталонов. Благодаря  струи опытам им становятся  целью понятны свойства изучаемых объектов.

    В возрасте 4 - 5 лет  представляет у детей формируются  одну умения самостоятельно  деятельность получать сведения  контакта о новом объекте,  деятельности с помощью сравнения,  метода анализа и обобщения. Для  знаниях опытов активно  новые используются все  мартынова органы чувств.

    В  какое старшей группе,  колпачок используя экспериментальную  чувство деятельность педагог,  развивающую мотивирует  высоко детей на самостоятельное  развитию проведение исследовательских  развиваем действий и выявление  особенностей скрытых свойств  оптимального явлений и предметов.

    В  цветные подготовительной к школе  высоко группе (6 - 7 лет) познавательно-исследовательская  изучена деятельность совершенствуется. Приветствуется  свойства не только самостоятельная  дети работа, но и выбор  развивающую оптимального способа  главное ее осуществления.

    В процессе  явления организации детского  величину экспериментирования придерживаюсь  экологические определенной структуры:

    • постановка  маленьких познавательной задачи (ставится  применение воспитателем);
    • выдвижение детьми  костюченко предположений;
    • проверка гипотез;
    • фиксация  помощью результатов и подведение  выдвижение итогов;
    • обсуждение работы.

    В  средство группе организована  разнообразнее для работы  природных по экспериментальной деятельности  применение предметно – пространственная  нашей среда с учетом  работы возрастных и индивидуальных  развивающую особенностей детей, где  развивающую имеются разнообразные  дыбина материалы, которые распределяются  детей по разделам:  интернет

    1. «Песок и вода»;
    2. «Звук»;
    3. «Магниты»;
    4. «Бумага»;
    5. «Свет»;
    6. «Стекло».
    7. «Природный  явления материал».

    Материалы находятся в доступном  найти для свободного  водяной экспериментирования месте  является и в нужном количестве.

    В уголке  деятельности экспериментирования имеется:

    1. Коллекция  такие бумаги: обычная,  делает картон, наждачная,  делает копировальная
    2. «Плавает – тонет» - бросовый  продуктивной материал: проволока,  ватными кусочки кожи,  проводят меха, ткани.
    3. Кусочки  база пластмассы, дерева,  знания железа; скрепки,  какое болты, пробки.
    4. Приборы – помощники:  практику увеличительные стекла,  уроки весы, песочные  пути часы, компас,  происходит магниты, водяной  изучить градусник.
    5. Игры  делает с водой - разнообразные  дети сосуды из различных  развивающую материалов (пластмасса,  природный стекло, металл) разного  простейшие объема и формы;  разнообразнее леки, сита.
    6. Условные  одну мерки – медицинский  постоянно материал: пипетки,  потом стаканчики, мерные  база ложечки, резиновые  мотивирует груши.
    7. Природный материал:  такие камешки, глина,  контакта песок, ракушки,  одну перья, шишки,  наблюдением листья деревьев,  какое семена, опилки,  магниты желуди. Оборудование  толкай для игр  метода с песком.
    8. Игры с воздухом:  главное султанчики, мыльные  никакой пузыри, индивидуальные  делает трубочки, пакеты. Воздушные  применение шары, колпачок  экологические для ветра,  деятельности бумеранги.
    9. Игры со светом:  дыбина калейдоскопы, фонарики,  явления зеркальца, цветные  опыты стекла.

    Имеется дополнительное  быстрее оборудование: детские  природный фартуки, салфетки,  проводят ватные диски,  знаниях контейнеры для  оборудование сыпучих и мелких  новые предметов.

    Для безопасной  поддьяков деятельности были  подведение разработаны правила работы:

    1. Не  опыт толкай соседа  работы во время работы.
    2. Сначала посмотри,  мыльные потом повтори.
    3. Убирай  основе все на место.
    4. Работа  свойствам проводится под  привлекать наблюдением взрослых.
    5. Все  различных вещества эксперимента  знания брать только  знаниях ложечкой.
    6. Не трогать  доказывают грязными руками  одну глаза.
    7. Не брать  одну руки в рот.

    В  мыльные нашей группе  изучаемого с детьми проводятся экологические  необходимо игры, чтение  высоко художественной и познавательной  ватными литературы. В своей  струи работе мы используем  необходимо серию книг  контакта Марины Султановой: «Простые  провожу опыты с бумагой», «Простые  оборудование опыты с природными  доказывают материалами», «Простые  опыты опыты с воздухом», «Простые  база опыты с водой».

    Используем  помощью наглядное пособие «Беседы  опыты по картинкам. Уроки  высоко экологии».

    развивающие игры:

    «Что  особенностей происходит в природе?» - причинно-следственные  разнообразнее связи, «Где  органы живет вода?»,  маленьких «Воздух,  шумелки земля, вода» - экологические  применение цепочки, «Ветки  поддьяков и детки».

    Уголок постоянно  оборудование пополняется новыми  разнообразнее материалами в соответствии  быстрее с возрастом детей  проводя и их интересами.

    Экспериментирование провожу  время в различных видах  наблюдением организованной и самостоятельной  явления деятельности детей.

    В  свойства продуктивной деятельности  удивление использую нетрадиционные  костюченко техники рисования:  новые по мокрой бумаге,  проводя соломинкой, ватными  быстрее палочками, пальчиками. Дети  свойств экспериментируют с красками,  деятельности смешивают, разбавляют,  используем сравнивают.

    В непосредственно  струи образовательной деятельности  требуют по математике дети  поддьяков сравнивают, измеряют,  шумелки анализируют предметы  детей различные вещества.

    Для  используем речевого развития  время детей широко  условия использую опыты  возрастных для развития  потом фонематического слуха  возрастных и опыты для  чувство развития речевого  детском аппарата. (Например: «Тихо-громко», «Игры - шумелки», «Горячий  материалы чай»).

    Чтение художественной  высоко литературы способствует  поддьяков познавательному развитию  органы детей (Например:  узнают после прочтения  чтение русской народной  разнообразнее сказки «Колобок» дети  происходит узнают о некоторых  происходит свойствах главного  знаниях героя сказки; «Заюшкина избушка» - о  выдвижение природных явлениях; «Три  используем поросенка» С. Михалкова – узнают  особенностей о силе струи  удивление воздуха на различные  месте предметы).

    Провожу разнообразные  главное эксперименты на прогулке: «Воздух  дыбина и вода», «Волшебный  наблюдением снег», «Удивительный  ватными песок», «Игры  водяной с Солнцем», «Твердые  подведение предметы», «Волшебная  трогать радуга», «Юные  проводят ученые». В самостоятельной  бросовый деятельности дети  материалы проигрывают некоторые  маленьких эксперименты, не сознавая  удивление о том, что  средство проводят опыт. (Например:  маленьких дети собираются  экологические около лужи  средство и бросают различные  является по свойствам предметы,  условия тем самым  процессе узнают, какие  месте плавают, какие  развивающую тонут).

    Дети активно  обращаться включаются в исследовательскую  узнают деятельность, выдвигают  начинают свои предположения,  природных спорят, доказывают  экологические свою точку  база зрения, что  проводя стимулирует развитие  нашей сенсорных эталонов  находить дошкольников. Во время  проводя проведения опытов  является дети учатся  речевого задавать вопросы: «Как  помощью это сделать?»,  изучена обращаться с просьбами: «Давайте  развивающую сделаем так», «Давайте  контакта посмотрим, что  развитию будет?» если,  возрастных учатся сравнивать  опыт два состояния  находить одного и того  практику же объекта и находить  деятельности не только разницу,  маленьких но и сходство. Тем  находить самым мы развиваем  речевого у детей любознательность, наблюдательность,  доказывают и умение находить  развитию пути решения  одну проблемных ситуаций.

    Например:  проводя из опыта «Пенящие волны» дети  костюченко убедились, что  приборы не так-то просто  необходимо лодочкам двигаться  материалы по поверхности из пены. Опыт «Волшебный  интернет магнит» помог выяснить  высоко способность магнита  различных притягивать металлические  начинают предметы.

    Такие эксперименты чем-то напоминают  найти ребятам фокусы,  обращаться они необычны, а главное - дети  материалы все проделывают  различных сами. Большую  мотивирует радость, удивление  опыты и даже восторг  свойства они испытывают  природных от своих маленьких  развивающую и больших «открытий», которые  помог вызывают у них  постоянно чувство удовлетворения от проделанной работы.

    Опыты  бросовый мы подбираем простые  изучена для выполнения,  подведение но некоторые из них  деятельности требуют специального  применение оборудования и материалов. Большинство  используем таких материалов  делает найти довольно  процессе просто: бумага,  учатся картон, пластиковые  материалы бутылки, обрезки  разнообразнее дерева, верёвок,  дети нитки, болтики,  средство магниты и другое. А  основе вот специальные  условные инструменты и простейшие  потом приборы собраны  чтение в минилаборатории. Лаборатория – это  детям база для  интернет специфической игровой  высоко деятельности. Дети  изучить превращаются в ученых,  продуктивной которые проводят  ватными опыты, эксперименты,  свойствам наблюдения по разной  нашей тематике.

    Известно, что  работы ни одну воспитательную  детей или образовательную  шумелки задачу нельзя  условия успешно решить  толкай без плодотворного  делает контакта с семьей  мыльные и полного взаимопонимания  опыты между родителями  высоко и педагогом.

    Мой опыт  природный показал, что  опыт экспериментальная деятельность  находить вовлекает, «притягивает» к  проводят себе не только  простейшие дошкольников, но и их родителей. С  обращаться этой целью  развивающую проводились мероприятия:  никакой консультация на тему: «Роль  постоянно семьи в развитии  находить поисково-исследовательской активности  удивление ребенка»; разработана  простейшие памятка для  привлекать родителей «Игры  деятельность с водой», семинар - практикум: «Удивительное  пути рядом».

    В родительском  процессе уголке размещаю  речевого информацию о различных  развитию формах проведения  удивление совместных с детьми  доказывают опытов и экспериментов;  различных создала картотеку  свойствам элементарных опытов  мыльные и экспериментов, которые  используем можно провести  практику дома. На персональном  узнают сайте педагога  интернет была размещена  органы информация для  маленьких родителей на тему: «Работа  поддьяков с нетрадиционным материалом. Соленое  мотивирует тесто», «Игры  условные с мелкими предметами».

    Привлекаю  опыты родителей к созданию  является познавательно-развивающей среды  трогать в группе. Родители  опыты помогают в оборудовании  узнают уголков экспериментирования,  находить пополнении необходимыми  процессе материалами.

    Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

    Данная тема интересна, актуальна, многогранна. Помогает развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях дошкольника.

    Борозенец Татьяна Васильевна, НРМ ДОБУ «Детский сад «Морошка», п.Куть - Ях


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    В статье описывается о познавательно-исследовательской деятельности. Что такое сенсорное воспитание, задачи  и значение сенсорного развития. Более полно описывается о сенсорных эталонах (цвет, фо...

    Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

    Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

    Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

    Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

    «Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

    Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...

    Презентация "Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"

    Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в  природную мастерскую, где сохранен необычный запах застывшей природы. Чтобы дети не были гостями в этой мастерской, а стал...

    Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

    Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...

    Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"

    Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...