Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Быкова Людмила Николаевна

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данной образовательной области современный педагог может реализовывать не только во время проведения организованной образовательной деятельности, но и в различных других видах деятельности: игре, общении, проектной, познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bykova_l.n._eksperimentirovanie_1.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Одним из ключевых направлений в работе с современными детьми является интеллектуальное развитие. Специалисты в области дошкольного образования делают акцент не на количестве знаний, умений и навыков у детей, как это было несколько лет назад, а на развитии у ребенка познавательного интереса, мотивации к получению новых знаний, умения самостоятельно добывать новую необходимую информацию, используя имеющийся запас знаний и умений. Современная педагогика ставит перед воспитателем и учителем задачу научить детей приобретать знания с помощью различных средств и систем передачи информации.  В современных общеобразовательных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с ФГОС ДО, отсутствует жесткая регламентация знаний детей. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данной образовательной области современный педагог может реализовывать не только во время проведения организованной образовательной деятельности, но и в различных других видах деятельности: игре, общении, проектной, познавательно-исследовательской деятельности.

Именно поэтому в работе с детьми дошкольного возраста педагогами все чаще стали использоваться такие формы как организация и проведение опытов и экспериментов, проведение совместных детско-родительских и других проектов. Особой популярностью у воспитанников наших дошкольных групп стали пользоваться занятия экспериментированием.

На начальном этапе данной работы с педагогами была проведена консультация «Уголок экспериментирования в дошкольных группах разного возраста. Материалы и оборудование», на которой воспитатели были ознакомлены с примерным перечнем основного оборудования для организации экспериментов в младших, средних, старших и подготовительных дошкольных группах. Затем в каждой группе воспитателями были созданы уголки экспериментирования, которым они вместе с детьми дали свои названия: «Уголок почемучек», «Лаборатория умников и умниц», «В мире чудес и научных открытий», «Уголок маленьких исследователей» и другие.

Позднее с воспитателями групп было организовано проведение мастер-класса «Оборудование для организации экспериментальной деятельности с дошкольниками», на котором педагоги делились друг с другом опытом организации уголков экспериментирования в своих группах, показывали имеющееся у них оборудование и делились описанием проведенных и наиболее понравившихся детям экспериментов.

Учитывая тот факт, что формирование умений выполнять мыслительные операции причинно-следственного характера можно начинать с 2-2,5 лет, уголки экспериментирования были созданы во всех группах, включая младшие. Для работы с детьми младших групп был осуществлен подбор простейших опытов и экспериментов с водой, песком, воздухом, бумагой.    Основная цель в работе с младшими дошкольниками заключалась в том, чтоб научить детей устанавливать причинно-следственные отношения и выражать их с помощью речи. Например, сухой песок сыпучий, поэтому куличики или постройки рассыпаются; влажный песок не сыпучий, поэтому куличики не рассыпаются. С детьми младших групп проводятся опыты и эксперименты с водой, благодаря которым малыши знакомятся с некоторыми свойствами воды, её состояниями; с воздухом, песком, бумагой, красками, растениями, мылом, светом, некоторые эксперименты, направлены на знакомство с строением человека, органами чувств.

В средней группе опыты и эксперименты с водой воздухом, песком и другие повторяются и усложняются, дети знакомятся с животворными свойствами воды, её агрегатными состояниями; в средней группе появляются новые опыты с насекомыми, растениями, термометром, светом и тенью. Так как с 4 лет детей учат не только по причине определять следствие, но и по следствию причину, то во время проведения опытов воспитатели задают детям такие вопросы, которые заставляют ребенка делать соответствующие выводы. Например, «влажный песок не сыпучий, поэтому постройки не рассыпаются» и «постройки не рассыпаются, потому что песок влажный, он не сыпучий». В средней группе воспитатели включали в работу с детьми простейшие схемы.

В работе со старшими дошкольниками эксперименты усложняются и могут проводиться в течении длительного времени. Например, наблюдение за ростом растений, наблюдения за изменениями, происходящими с растениями в результате воздействия на них солнечного света, полива или его отсутствия, воздействия красящих веществ. Иногда педагоги дают детям задание провести тот или иной опыт в домашних условиях и показать фотографии наблюдаемого объекта. Этапы экспериментов в старших группах дети зарисовывают с помощью схем.

Особый интерес у наших ребят вызвали опыты и эксперименты с растениями. Они не только помогали нам учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи и способствовали развитию любознательности и познавательному интересу, но способствовали формированию у них основ экологического мышления.

В процессе работы в данном направлении наши педагоги пришли к выводу, что для того чтоб процесс познания окружающего мира оставался для ребят увлекательным и захватывающим, необходимо планировать познавательно-исследовательскую деятельность таким образом, чтоб оставлять возможность детям для дальнейшего продолжения исследования. Поэтому наши эксперименты воспитатели всегда стараются заканчивать так, чтоб у детей возникала потребность продолжить экспериментирование.

Кроме этого, нашими воспитателями было отмечено, что для дошкольников большое значение имеет внешняя атрибутика в экспериментальной деятельности. Воспитатели говорили детям, что они будут проводить опыты «как ученые» в своих лабораториях, детям предлагали одеть одноразовые перчатки, шапочки, фартуки. Для проведения досугов воспитатели изготовили специальные шапочки и мантии и устраивали с детьми церемонии «посвящения в магистры наук». Сами педагоги тоже надевают на себя такую же специальную одежду или аксессуары. Внешние атрибуты заметно повышают мотивацию и заинтересованность детей экспериментальной деятельностью.

Каталог опытов и экспериментов, проводимых с детьми регулярно пополняется в результате обмена опытом между педагогами, что позволяет сделать процесс экспериментирования захватывающим, разнообразным и увлекательным для ребят и способствует развитию у них любознательности и познавательной активности.

Быкова Людмила Николаевна,

старший воспитатель ГБОУ Школа № 1359,

 город Москва. Milan-7175@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....

"Игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...