Главные вкладки

    Статья по математике на тему:
    ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Мартыненко Мария Викторовна

    Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие познавательной активности детей является одной из приоритетных задач, вплетено в целостное развитие дошкольного образования, решение которой предопределяет дальнейшую эффективность необходимых предпосылок успешного обучения детей в школе. Проблема формирования познавательной активности в разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (В.В.Зеньковский, В.В. Розанов, В.С.Соловьев, и др.), а также в психологических исследованиях (Б.Р. Борщанская, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, и др.) и педагогических исследованиях (Г.М. Лебедев, Ф.П. Харламов и др.). Рассмотрена динамика развития познавательной активности личности, особенности как в обшепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения. Последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (Л.А. Благцук, Г.В. Быховец, и др.). По данным известных отечественных педагогов (Т.С.Комарова, А.И. Савенков), значительным потенциалом в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста обладают задания по формированию элементарных математических представлений (Ф.Н. Блехер, С.И. Волкова, Л.В. Глаголева, Н.А. Менчинская, Е.И. Тихеева). На основе концепции формирования элементарных математических представлений дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, мы изучали различные вопросы математического развития детей, (Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Л.П. Павлова, А.А. Смоленцева, и др.). Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом мы обнаружели, что интегрированное содержание занятия, построенное на элементарной математической деятельности взаимосвязи конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей. Изучение научной литературы, а также практической деятельности ДОУ показывает, что проблема стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста представлена специальными исследованиями, но по- прежнему остается недостаточно изученной. Как показывает анализ дошкольной практики, рассматриваемая система стимулирования познавательной активности в воспитании не реализуется полностью, во- первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не воплощается в самой литературе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе воспитания. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка. Развитие познавательных способностей у детей идет интенсивно благодаря эмоционально чувственному освоению мира. Мониторинг помогает нам не только грамотно анализировать уровень развития познавательной активности при совместной деятельности с дошкольниками, но и правильно ее организовывать. Критерии и методы мониторинга помогают комплексно оценивать все компоненты: принятие целей и задач при совместной деятельности с детьми, умение включаться, умение слушать, умение намечать самостоятельно план дальнейших действий, умение следовать намеченному плану, ребенок должен иметь способность осуществлять самоконтроль, а также способен дать самооценку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие познавательной активности детей является одной из приоритетных задач, вплетено в целостное развитие дошкольного образования, решение которой предопределяет дальнейшую эффективность необходимых предпосылок успешного обучения детей в школе. Проблема формирования познавательной активности в разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (В.В.Зеньковский, В.В. Розанов, В.С.Соловьев, и др.), а также в психологических исследованиях (Б.Р. Борщанская, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, и др.) и педагогических исследованиях (Г.М. Лебедев, Ф.П. Харламов и др.). Рассмотрена динамика развития познавательной активности личности, особенности как в обшепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения. Последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (Л.А. Благцук, Г.В. Быховец, и др.). По данным известных отечественных педагогов (Т.С.Комарова, А.И. Савенков), значительным потенциалом в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста обладают задания по формированию элементарных математических представлений (Ф.Н. Блехер, С.И. Волкова, Л.В. Глаголева, Н.А. Менчинская, Е.И. Тихеева). На основе концепции формирования элементарных математических представлений дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, мы изучали различные вопросы математического развития детей, (Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Л.П. Павлова, А.А. Смоленцева, и др.). Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом мы обнаружели, что интегрированное содержание занятия, построенное на элементарной математической деятельности взаимосвязи конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей. Изучение научной литературы, а также практической деятельности ДОУ показывает, что проблема стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста представлена специальными исследованиями, но по- прежнему остается недостаточно изученной. Как показывает анализ дошкольной практики, рассматриваемая система стимулирования познавательной активности в воспитании не реализуется полностью, во- первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не воплощается в самой литературе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе воспитания. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка. Развитие познавательных способностей у детей идет интенсивно благодаря эмоционально чувственному освоению мира. Мониторинг помогает нам не только грамотно анализировать уровень развития познавательной активности при совместной деятельности с дошкольниками, но и правильно ее организовывать. Критерии и методы мониторинга помогают комплексно оценивать все компоненты: принятие целей и задач при совместной деятельности с детьми, умение включаться, умение слушать, умение намечать самостоятельно план дальнейших действий, умение следовать намеченному плану, ребенок должен иметь способность осуществлять самоконтроль, а также способен дать самооценку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    «Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

    «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

    Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

    Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

    проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

    Консультация для педагогов «Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой л...

    Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

    Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть сам...