ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике на тему

Мартыненко Мария Викторовна

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие познавательной активности детей является одной из приоритетных задач, вплетено в целостное развитие дошкольного образования, решение которой предопределяет дальнейшую эффективность необходимых предпосылок успешного обучения детей в школе. Проблема формирования познавательной активности в разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (В.В.Зеньковский, В.В. Розанов, В.С.Соловьев, и др.), а также в психологических исследованиях (Б.Р. Борщанская, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, и др.) и педагогических исследованиях (Г.М. Лебедев, Ф.П. Харламов и др.). Рассмотрена динамика развития познавательной активности личности, особенности как в обшепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения. Последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (Л.А. Благцук, Г.В. Быховец, и др.). По данным известных отечественных педагогов (Т.С.Комарова, А.И. Савенков), значительным потенциалом в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста обладают задания по формированию элементарных математических представлений (Ф.Н. Блехер, С.И. Волкова, Л.В. Глаголева, Н.А. Менчинская, Е.И. Тихеева). На основе концепции формирования элементарных математических представлений дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, мы изучали различные вопросы математического развития детей, (Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Л.П. Павлова, А.А. Смоленцева, и др.). Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом мы обнаружели, что интегрированное содержание занятия, построенное на элементарной математической деятельности взаимосвязи конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей. Изучение научной литературы, а также практической деятельности ДОУ показывает, что проблема стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста представлена специальными исследованиями, но по- прежнему остается недостаточно изученной. Как показывает анализ дошкольной практики, рассматриваемая система стимулирования познавательной активности в воспитании не реализуется полностью, во- первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не воплощается в самой литературе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе воспитания. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка. Развитие познавательных способностей у детей идет интенсивно благодаря эмоционально чувственному освоению мира. Мониторинг помогает нам не только грамотно анализировать уровень развития познавательной активности при совместной деятельности с дошкольниками, но и правильно ее организовывать. Критерии и методы мониторинга помогают комплексно оценивать все компоненты: принятие целей и задач при совместной деятельности с детьми, умение включаться, умение слушать, умение намечать самостоятельно план дальнейших действий, умение следовать намеченному плану, ребенок должен иметь способность осуществлять самоконтроль, а также способен дать самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие познавательной активности детей является одной из приоритетных задач, вплетено в целостное развитие дошкольного образования, решение которой предопределяет дальнейшую эффективность необходимых предпосылок успешного обучения детей в школе. Проблема формирования познавательной активности в разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (В.В.Зеньковский, В.В. Розанов, В.С.Соловьев, и др.), а также в психологических исследованиях (Б.Р. Борщанская, Г.С. Батищев, Л.С. Выготский, и др.) и педагогических исследованиях (Г.М. Лебедев, Ф.П. Харламов и др.). Рассмотрена динамика развития познавательной активности личности, особенности как в обшепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения. Последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (Л.А. Благцук, Г.В. Быховец, и др.). По данным известных отечественных педагогов (Т.С.Комарова, А.И. Савенков), значительным потенциалом в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста обладают задания по формированию элементарных математических представлений (Ф.Н. Блехер, С.И. Волкова, Л.В. Глаголева, Н.А. Менчинская, Е.И. Тихеева). На основе концепции формирования элементарных математических представлений дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, мы изучали различные вопросы математического развития детей, (Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.И. Павлова, Л.П. Павлова, А.А. Смоленцева, и др.). Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом мы обнаружели, что интегрированное содержание занятия, построенное на элементарной математической деятельности взаимосвязи конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей. Изучение научной литературы, а также практической деятельности ДОУ показывает, что проблема стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста представлена специальными исследованиями, но по- прежнему остается недостаточно изученной. Как показывает анализ дошкольной практики, рассматриваемая система стимулирования познавательной активности в воспитании не реализуется полностью, во- первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не воплощается в самой литературе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе воспитания. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым. Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка. Развитие познавательных способностей у детей идет интенсивно благодаря эмоционально чувственному освоению мира. Мониторинг помогает нам не только грамотно анализировать уровень развития познавательной активности при совместной деятельности с дошкольниками, но и правильно ее организовывать. Критерии и методы мониторинга помогают комплексно оценивать все компоненты: принятие целей и задач при совместной деятельности с детьми, умение включаться, умение слушать, умение намечать самостоятельно план дальнейших действий, умение следовать намеченному плану, ребенок должен иметь способность осуществлять самоконтроль, а также способен дать самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

"Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста."

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.

Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии  дидактических игр математического содержания  на развития речевой активности у детей с рече...