Методическая разработка. Статья "Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера как эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
статья по математике

Варламова Ульяна Сергеевна

Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера как эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Во всём мире широко используется дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джоржем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек. В каждом наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

Белый квадрат — число 1
Розовая палочка — число 2
Голубая палочка – число 3
Красная палочка – число 4
Жёлтая палочка – число 5
Фиолетовая палочка – число 6
Чёрная палочка – число 7
Бордовая палочка – число 8
Синяя палочка – число 9
Оранжевая палочка – число 10

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия. Палочки Кюизенера позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного  счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
  • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные фигуры. Их привлекают цвет, размер, форма палочек. На этом этапе можно проводить следующие игры.

ЗАБОРЧИК

В игре проявляются два отношения – одинаковый цвет и одинаковая длина. Дети строят одноцветные заборчики и замечают, что все одноцветные полоски одинаковы и по длине. Они убеждаются, что белый забор самый длинный, так как состоит из наибольшего количества дощечек, а в других заборах дощечек меньше, значит они короче.

ЗООПАРК

(Соответствие по размеру)

Дети  строят вольеры для разных животных. Высота клеток должна соответствовать росту того или иного питомца. Дети замечают, что вольеры получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

МОСТ

Дети стоят разноцветные мосты через реку в соответствии с её шириной. Дети убеждаются, что все палочки одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.

ЖМУРКИ

(Соответствие длины и цвета)

Дети с закрытыми глазами выбирают одну палочку и подбирают к ней  палочку такой же длинны. Затем они открывают глаза и убеждаются в том, что палочки одинаковой длины имеют один и тот же цвет.

ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ

Воспитатель показывает любую палочку, а дети должны найти  и показать такую же палочку, в соответствии с длиной и цветом.

На втором этапе дети знакомятся с цветными палочками, как с числом. На этом этапе можно предложить следующие игры.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАГОНЧИКИ

Дети стоят поезд из цветных палочек. Чтобы посадить в вагончики пассажиров, нужно знать, сколько мест в каждом вагоне. Для этого дети берут белые палочки и накладывают на разноцветные вагоны. Белая палочка – это одно место. В ходе игры дети замечают, что в розовых вагончиках всегда только два места, в голубых – три, в красных – четыре и т.д.

ПОСТРОЙ ТАКОЙ ЖЕ

(Число соответствует цвету)

Воспитатель строит вагончик из нескольких белых палочек, а дети отгадывают, какой палочкой можно заменить этот вагончик. Дети запоминают соответствие числа и цвета. При необходимости можно использовать приём приложения.

МНОГОМЕСТНЫЕ ВАГОНЧИКИ

Воспитатель просит детей построить  двухместный, трёхместный и т.д., не используя белые палочки. Дети закрепляют значение числа и их цветовое обозначение.

ЦИФРА И ЦВЕТ

Цифры ходили гулять, а когда вернулись, забыли где, чей домик. Помоги цифрам найти свои дома. Дети прикладывают нужную цифру к соответствующим цветным палочкам.

ДЕЙСТВИЕ СЛОЖЕНИЕ

Отыщите фиолетовую полоску , прибавьте к ней розовую. Найдите полоску, равную сумме фиолетовой и розовой. (по двум слагаемым находится  сумма 6+2=8)

ИГРА Нахождение вагона, ровного по длине сумме двух данных.

 бегут дальше, но на их пути бывают и печальные остановки, когда вагон ломается и нужен ремонт. Вагон чёрного цвета сломался. Его нужно заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона. Дети заменяют чёрный цвет белым и фиолетовым, розовым, жёлтым, голубым и красным. Это правильное решение, но возможны и ошибки, тогда поезд из депо не выпускают. А если заменить вагоны числами? (Это должно быть числа: один и шесть, два и пять, три и четыре).

Почему именно эти числа? Как вы заменили вагоны? Что изменилось? Изменилась ли длина поезда? Почему?

Дети делают выводы выводы:1.Длина поезда сохраняется,так как не изменилась длина вагонов. 2.Длина одного старого вагона равна сумме длин двух новых вагонов.

ДЕЙСТВИЕ ВЫЧИТАНИЕ

Дети кладут палочки разной длины. Затем подбирается третья палочка так, чтобы две верхние полоски были равны третьей по длине. Упражнение заканчивается записью в числах. Например: 4-1=3

АЛГОРИТМ (определённая последовательность действий).СОСТАВ ЧИСЕЛ.

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек ковры. Но, чтобы сплести тики красивые ковры, нужно соблюдать следующие правила (алгоритм). Для начала плетения выбрать одну палочку. Следующие ряды образуются из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой. Все ряды должны быть разные. Закончить ковёр бахромой из белых полосок.  Прочитать ковёр цветами и числами.

Жёлтый – это пять;

Белый и красный - один и четыре;

Красныйи белый - четыре и один;

Розовый и голубой - два и три и т.д. Когда дети научаться плести короткие коврики, начинают плести более длинные и приходят к выводу, что чем длиннее выбрана полоска, тем больше вариантов его разложения.

ЛЕСЕНКИ

Воспитатель предлагает детям построить разбежавшиеся цветные числа в порядке возрастания, так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего на один. У детей получаются разноцветные вертикальные, горизонтальные и симметричные лесенки.

Затем лесенка читается в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел, устанавливаются разностные отношения между ними и др.

 

Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных  математических представлений.

Литература:

1. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2013.
2. Логика и математика для дошкольников / Авт.- сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая. – Спб, 1996.

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

4. Математика до школы. – Спб: «Детство-пресс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть сам...

Презентация "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наи...

Методическая разработка "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

Авторы: Еремина Анастасия Николаевна              Селенская Юлия ЮрьевнаПроблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуа...

Методическая разработка на тему: «Лэпбук» - средство развитие познавательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность данной темы в том, что создание «лэпбука» поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти ...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...