Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мещерякова Марина Николаевна

Данная консультация предназначена для воспитателей логопедических групп.В ней говорится о влиянии  дидактических игр математического содержания  на развития речевой активности у детей с речевой патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod_obedinenie.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развития речевой активности у детей с речевой патологией.

Сегодня, в связи с возрастающими требованиями к уровню подготовки к школе и общей образованности детей, возникает необходимость коррекции не только речевого недоразвития, но и нормализации всей психической сферы ребенка. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостатками высших психических функций: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания. Поэтому процесс подготовки ребенка к школе требует слаженной работы комплекса сенсорно — персептивных, речевых и интеллектуальных функций и интересен в аспекте взаимодействия речи и других психических функций. Отсюда следует, что в ходе устранения речевого недоразвития хороши все формы и виды дидактических игр и пособий (в данном случае мы говорим об использовании математических игр и пособий).

         В процессе своей практической деятельности заметила, что дети с речевыми патологиями с трудом усваивают пространственные и временные отношения, различные грамматические категории и обороты. Это негативно влияет на познавательное развитие ребенка в целом. Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиции преодоления нарушений речи и только. Но в достижении наших, логопедических, целей «все средства хороши». Поэтому сегодня рассматривается вопрос дидактические игры по формированию элементарных математических представлений как средство развитие речевой активности у детей с речевой патологией.

         Дидактические игры и пособия математического содержания являются мощным средством речевого развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает математические игры значимыми для комплексной коррекции отклонений при речевой патологии. При выполнении заданий детям зачастую необходимо несколько раз повторять инструкцию и давать дополнительные вербальные инструкции. Поэтому все игры и пособия должны быть яркими, разнообразными, с привлечением тактильного анализатора и доступными по содержанию.

         Свои игры и пособия с математическим содержанием я разбила на несколько видов, каждый из которых нацелен на достижение определенных речевых целей и задач. Причем почти каждое пособие имеет несколько, порой не связанных между собой целей. Например, практически все эти игры можно применять не только в работе с отдельными грамматическими категориями, но и использовать при прохождении лексических тем.

         Наибольшую трудность у дошкольников с нарушениями речи вызывает ориентировка в пространстве. Дети могут найти место предмета, указать, где он находится (вверху, внизу, спереди, сзади, слева…). Но они не справляются с заданием, требующим развернутого речевого высказывания, содержащего пространственные предлоги (над, под…) и наречия (сверху, снизу…). Исследования показали, что дошкольники ориентируются в пространстве на основе чувственной системы отсчета, а освоение словесной системой по основным пространственным направлениям происходит медленно и с трудом. Для достижения этой цели я подобрала ряд дидактических игр и пособий с математическим содержанием.

  1. «Найди свое место». Раздаются карточки с изображением геометрических фигур разного размера и цвета. Ведущий бросает кубик с изображением стрелки. Ребенок приклеивает карточку, поговаривая: «Я приклеил большой круг красного цвета над маленьким голубым квадратом»…
  2. «Клоуны». Клоуны Рыжий и Белый сидеть не умеют без дела. Танцуют они и смеются, резвятся, хохочут, дерутся. Выставляются фигуры 2-х клоунов. Дети держат в руках пуговицы разной формы, размера и цвета; приклеивают их, проговаривая: «Я приклеил красную маленькую пуговицу под большой розовой»…
  3. «Поможем Мальвине» (с фланелеграфом). Выставляется фланелеграф. Дети строят шкаф для посуды, соотнося число и цифру: читают номера на шкафах (3, 4, 5). Проговаривают: «На верхнюю полку нужно поставить 1 голубую и 2 розовых чашки»…
  4. «Чего не стало?». Выставляется 8 игрушек, пересчитываются. Затем 2 игрушки убираются. Вопросы: «Стало больше игрушек или меньше?», «Какие исчезли?», «За какими стояли?», «Перед какими?», «Между какими?», «Какой по счету стояла 1-я, 2-я?»…

 

         Несмотря на то, что дети имеют сформированные представления о натуральном ряде чисел, умеют сравнивать множества по количеству, понимают и употребляют числительные, у них наблюдаются трудности в установлении зависимостей и отношений между числительными и существительными.

         Эту задачу помогают решить следующие математические игры.

  1. «Сосчитай-ка». Детям раздаются карточки типа лото с изображенными на них предметными картинками. Ведущий бросает кубик с точками от 1 до 5. Дети находят карточку с таким же количеством предметов и проговаривают: «У меня 4 слона…5 огурцов…»
  2. «Найди пару». Ведущий ударяет по столу несколько раз, дети находят карточку с изображением такого же количества предметов: 3 мяча…5 зайцев…
  3. «Сколько?». В середину цветика — семицветика выставляется карточка с цифрой. Дети выкладывают на лепестки карточки с изображением предметов: 3 чашки… 5 корзинок…

 4.«Математический автобус». Выставляется игрушечный автобус, имеющий прорези для цифр. Дети берут цифры, вставляют их в прорези и проговаривают: «Я первый,…я вторая…»

Также мы проводим такие дидактические игры как :“Есть – нет” (у меня есть два красных помидора – У меня нет двух красных помидоров) “Я вижу” (две редиски, пять огурцов, “Чего не хватает?” (не стало двух кабачков, “Что добавилось?” (к одной редиске добавили пять редисок, “Больше – меньше” (пять огурцов больше, чем три огурца).

Дидактические игры отбираем совместно с логопедом с учетом результатов коррекции дефектов звукопроизношения. Трудные слова сначала четко проговариваю сама, давая образец правильного произношения, и только потом прошу повторить детей. При проведении дидактических игр по математическому развитию учитываю специфику работы с детьми-логопатами, стараюсь так формулировать вопросы к детям, чтобы они содержали подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме.

 Благодаря дидактическим играм по формированию элементарных математических представлений у детей развиваются внимание, память, произвольное мышление, формируется умение сравнивать, обобщать, вычленять главное, в игре ребенок с легкостью усваивает даже трудный материал, не замечая, что его учат. Дети учатся слушать партнеров, придерживаться единых правил, соблюдать очередность игровых и речевых действий, подчинять свои интересы интересам коллектива, проигрывать без обид. В игре у детей развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются обобщающие понятия, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятным окружающим, совершенствуется грамматический строй речи.

Таким образом, мы увидели, что комплексное использование дидактических игр математического характера в полной мере способствует формированию математических представлений у детей, развитию их речевой активности, коррекции речевой патологии и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»

 Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и лю...

«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательност...

«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»

Статья «Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей» составлена в соответствии с ФГОС ДОО....

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы

ФЭМП оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В основе познания элементарных математических представлений качественных и количественных признаков предметов и явлений ...