Методическая разработка «Проблемы влияющие на общение воспитателя с родителями ДОУ»
методическая разработка по теме

Левина Анастасия Владимировна

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

В методической разработке представлены общие. типичные проблемы общения педагога с родителями. Раскрыты причины и пути преодаления проблем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемы влияющие на общение воспитателя с родителями ДОУ»

  1. Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей

Причины: родители молодые, неопытные, несдержанные. Считают свое мнение единственно верным и при этом не знают возрастных особенностей детей. Не желают слушать. Уходят от проблем, делают вид, что все в порядке. Особая категория – материально обеспеченные родители, готовые платить другим, чем самим заниматься воспитанием детей. Упорное отстаивание своей точки зрения.

Пути преодоления:

- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- каждый год на родительских собраниях в доступной форме разъяснять родителям, что дети должны уметь делать к концу года;

- давать родителям на дом литературу по интересующим их вопросам, либо на те темы, на которые им необходимо обратить внимание, по мнению педагога, обязательно беседовать по поводу прочитанного родителями материала;

 - демонстрировать части занятий или режимных моментов, в которых сможет увидеть своего ребенка;

- приглашать родителя в будний день для наблюдения за деятельностью ребенка в группе в течение дня;

- проводить индивидуальные беседы с родителями.

  1. Недостаточная компетентность воспитателей

Причины: набор личностных качеств, установок, мешающих конструктивному взаимодействию (неоправданное упорство, грубость и пр.).

Молодой контингент педагогов не обладает достаточным опытом и знаниями. Отсутствие желания вникать в суть конфликтов, разбираться в спорных вопросах.

Пути преодоления:

- повышать личную мотивацию в профессии;

- проводить коммуникативные тренинги и участвовать в них;

- работать над собой, самосовершенствоваться.

  1. Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и соответственно родителей о жизни ребенка в детском саду

Причины: воспитателям доступна лишь та информация, которую дают родители, часть информации зачастую ими скрывается. Они мало интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Пути преодоления:

- анкетировать родителей по проблеме удовлетворенности работой ДОУ, набором образовательных услуг;

- проводить круглые столы, дни открытых дверей, чаепития, непринужденные беседы;

- давать задания на дом, доделывать дома совместно с детьми начатую в детском саду работу;

- создавать и поддерживать традиции в группе;

- организовывать кружковую деятельность, выставки, открытые просмотры занятий, театральные пятницы, отмечать благодарностью каждого родителя, дать ему почувствовать себя востребованным.

  1.  Отношение воспитателей к родителям как объектам воспитания.

Причины: назидательный тон педагога и постоянные жалобы на поведение ребенка в детском саду.

Родители считают себя достаточно знающими своих собственных детей («как никто другой») и часто болезненно воспринимают критику и рекомендации из-за своих амбиций.

Воспитатель не пытается учить родителя и показать свою компетентность, ему необходимо помочь ребенку, к чему он и призывает родителей.

Пути преодоления:

- начинать диалог с позитивной информации и только потом переходить к проблеме, меньше жаловаться на ребенка;

- вести диалог таким образом, чтобы родитель сам предложил пути выхода из сложившейся ситуации, а педагог тактично скорректировал предложенные идеи («Каково Ваше мнение? Как Вы полагаете? Что вы предполагаете?»).

  1.  Стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Причины: избегание общения несет недопонимание и ложные домыслы с обеих сторон. (Причинами могут быть: стеснение, отсутствие времени, нежелание давать негативную информацию о ребенке.)

Пути преодоления:

- вести кружковую деятельность, групповую работу с обязательным применением активных форм, проводить совместные занятия, творческие вечера, чаепития, неформальные встречи;

- вовлекать родителей, нежелающих принимать участие в жизни группы, в выполнение заданий по поручению родительского комитета, возлагать на них ответственность за определенную деятельность;

- проводить индивидуальные доверительные беседы;

- выявлять пожелания родителей и вовлекать их в создание условий для реализации идей по улучшению работы группы.

  1. «Закрытость» дошкольного учреждения.

Причины: проводимые публичные отчеты, доклады относительно деятельности ДОУ не всегда ясны родителям, они избегают этой информации, так как недопонимают ее.

Пути преодоления:

- проводить встречи с родителями в интересных, нетрадиционных, непринужденных формах;

- создавать и поддерживать традиции в группе;

- личная мотивация педагога в проводимых ДОУ мероприятиях, «построение» последних перед родителями, повышение перед ними значимости деятельности ДОУ.

Список используемой литературы

  1. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — №1. — С. 41-49.
  2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт. -сост. С.В. Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111 с.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с.
  4. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. — № 9. – С. 35.
  5. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. -сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных педагогов и психологов»

Для исключения закрепления негативных симптомов кризиса и преодоления результатов неправильного воспитания необходимо изменить отношение к ребенку и пересмотреть систему требований к нему. Поскольку о...

Методическая разработка «Проблемы экологического воспитания дошкольников в современном образовании»

Данная публикация разъяснит педагогам какие проблемы экологического воспитания дошкольников существуют в современном образовании....

Методическая разработка "Карточки квеста" (в помощь воспитателям и родителям)

Подборка увлекетельных заданий квеста для детей старшего дошкольного возраста и их родителей....

Проблема манипулирования в педагогическом общение воспитателя с родителями

Проблема манипулирования в педагогическом общение воспитателя с родителями. Манипуляция – это скрытое управление, при котором инициатор достигает своих эгоистических целей, нанося ущерб адресату...

Методическая разработка «Проблема воспитания одаренных детей в семье и дошкольных учреждениях»

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними...

Методическая разработка "Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в современном мире.

Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения ...