Методическая разработка "Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в современном мире.
статья

Баландина Наталья Михайловна

Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент. Наша задача научить маленького слушателя научить не только слушать, но и слышать, понимать, распознавать музыку, научиться ее ""читать", как с возрастом человек начинает читать книгу. Особенно это сложно сделать в современном разнообразии музыкальных жанров и направлений. Очень хочется, чтобы подрастающее поколение полюбила "хорошую" музыку, ту, от которой веет добром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_muz._vospitaniya.docx28.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№76 «Виктория»

города Смоленска

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИТАНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Составитель:

музыкальный руководитель

Баландина Н.М.

                                                   2023 г.

      Одна из главных задач музыкального воспитания – формирование личности ребенка, а, значит, и человека и, соответственно, исходя из воспитания индивидуума, общества в целом. «Если хотите узнать, как страна управляется и какова её нравственность, прислушайтесь к её музыке», - писал 25 веков назад Конфуций.

 Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

       Человек с момента своего рождения окружен различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Музыка начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без нее он себя уже не мыслит. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

     Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. В словаре практического психолога понятие восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Восприятие - это познание целого, а не отдельных частей, не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

    В 30-е годы XX в. впервые подчеркивается роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка. С.Д. Рудневой отмечается, что художественные образы, созданные композитором, должны восприниматься детьми целостно и творчески, что ориентировало педагогов на разностороннее развитие музыкального восприятия.

    Музыка окружает нас повсюду и имеет возможность воздействовать. Недаром ученые провели исследования, где подтвердились священные писания о том, что наш мир создан из звука. Например, музыка Моцарта и Вивальди воздействует благоприятно на человека, а тяжелый рок разрушает клетки организма и приводит к болезням. Так средства массовой информации обрушивают на детей примитивную, безнравственную, агрессивную музыку. Это приводит к безнравственному, примитивному обществу! Как говорил Конфуций: «Разрушение государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий светлой и чистой музыки народ обречен на вырождение».

   Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения музыкальных созвучий, опыт знакомства с музыкальными сочинениями, живые ассоциации с происходящим в данный момент.

    Обращает внимание на единство сторон музыкально-эстетического переживания Н.А. Ветлугина. Их единство обеспечивает целенаправленность и эмоциональность восприятия. Изменение музыкального звучания вызывает новое переживание у слушающего ребёнка. Оно создается в результате восприятия музыкальных образов, выраженных своеобразными сочетаниями средств выразительности. Некоторые из них выражены ярче и доминируют. Но они, всегда находясь в гармонических и разнообразных сочетаниях, воздействуют именно в своем комплексе. Таким образом, восприятие даже самых простейших произведений сложный процесс. Слушания ребёнком рассматривается как самостоятельная детская деятельность, не обладающая внешней предметностью как пение или движения по музыку. Да о результатах воздействия музыки судить трудно, ведь детские высказывания очень ограниченны, поэтому создается впечатление о слабой их активности в процессе слушания.

     Маленький ребенок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо ее себе представлять, ставить все более усложняющиеся задачи и отчетливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса. «В младших группах у детей быстрая переключаемость внимания – они не могут долго его концентрировать на продолжительном звучании музыки и поэтому лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения. Восприятие музыки основывается на осознании отдельных компонентов музыкальной интонации.

     Эстетическое переживание. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как реакции слушателя, вызывающей или удовлетворение, или неудовлетворение. Б.М. Теплов установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.       При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, т.е. возникает эстетическое переживание: радость, печаль и т.д. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Чувство, которое возникает при восприятии исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.

   Общепринятым считается понятие «музыкальное восприятие» - это творческая деятельность, связанная с тонкими, глубокими внутренними переживаниями, которые наблюдать нелегко, и сложно формировать (Д.Б. Кабалевский). В процессе музыкального восприятия в сознании человека музыкальное произведение преобразовывается в музыкальный образ. Мы выяснили, что стратегия музыкального восприятия будет зависеть от того, насколько человек подготовлен к нему, насколько развита его эмоциональная сфера и личностное отношение к музыкальному произведению. Музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту.

    В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и не следует нам проходить мимо благодарной задачи: помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни. Воспитание чувств – одна из важнейших задач гармонического развития личности. И с точки зрения этой задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство; постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления.

   Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.  Наша задача научить маленького слушателя научить не только слушать, но и слышать, понимать, распознавать музыку, научиться ее ""читать", как с возрастом человек начинает читать книгу. Особенно это сложно сделать в современном разнообразии музыкальных жанров и направлений, учитывая сколько сейчас музыки безнравственной, которая не только нет несет ценности для человека, но иапротив, разрушает его. Очень хочется, чтобы подрастающее поколение полюбила "хорошую" музыку, ту, от которой веет добром.

Список литературы

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. - С. 169

Грибкова О.В. Качество как базовый принцип и критерий эффективности организации профессиональной подготовки студентов в современном вузе // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - №8. - С. 142-148.

Башарина Н.М. Работаем по программе «Путешествие в прекрасное» / Н.М. Башарина // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - №4.

Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. - Екатеринбург, 2001. - С. 145.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С. 89

Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. - М.: Смысл, 2001. - С. 264.

Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников / М.Ю. Картушина // Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.

Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире

Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников нас  часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...

Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».

Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

Методические рекомендации по теме " Семейные традиции в современном мире"

В последнее время очень сильно повысился интерес к семье и семейным ценностям.Данный факт говорит о повышенном внимании общества к здоровой, полноценной семье.Приобщение к семейным традициям- один из ...

Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в современном мире.

Начиная с далеких времен люди стремились к прекрасному. Г армония природы, ее красота, звуки всегда привлекали человека и являлись источником вдохновения. Ведь природа и человек связаны друг с другом....

Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"

quot;Нравственно -  патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...