Как познакомить детей с их правами
консультация на тему

Соклакова Татьяна Вячеславовна

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от Политического строя и религиоз­ного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важней­шей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем  самым генофонд нации? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_znakomit_s_pravami.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Как познакомить детей дошкольного возраста

 с Конвенцией о правах ребенка

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. В нашей стране в системе дошкольного  образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении.

В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости этой работы опубликовано пособие, группы исследователей под руководством Т.Н.Дороновой “Защита прав и достоинства маленького ребенка”. Это пособие бесплатно распространено в дошкольных учреждениях г. Москвы для знакомства с ним всех педагогов системы столичного дошкольного образования. В пособии, подробно изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений Конвенции.

    Весной 2002 года МКО провел совещание по данной проблеме. В своем выступлении проф. С.А. Козлова коснулась и проблемы знакомства самих детей с их правами. Она подчеркнула, что это - сложная работа, которая только начинается. Сложность заключается, прежде всего,  в абстрактности самого понятия “право”, которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Вместе с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны С. Шабельнин и С. Усачев.

В нашем  государственном дошкольном образовательном учреждении, проводится  работа в этом направлении с микро- и макро социумом, которая обеспечивает, в том числе и защиту прав детей.

Опираясь на соответствующие пособия и технологии для работы с младшими школьниками, а также учитывая особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста, нашим коллективом начата работа по знакомству детей с правами ребенка, основанная на перечисленных в пояснительной записке документах.

Как и авторы указанных выше пособий, мы решили, что ввести ребенка в проблему нам поможет “старая сказка на новый лад”. Было необходимо выбрать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Мы остановили свой выбор на сказке А. Толстого “Приключения Буратино”. Так появилась на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более - о правах детей. Чтение этой сказки и стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.

Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, мы стремились создать доступный восприятию детей иллюстративный материал, с помощью которого можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. Использование комплекта плакатов, предложенного в журнале “Обруч”, показало, что они сложны для восприятия детей и недостаточно интересны им.

Педагогический коллектив детского сада начал собственную разработку серии демонстрационных плакатов. При этом возник ряд проблем. Например, изображение неблагополучных, и страдающих детей является для ребенка большой психологической нагрузкой. Кроме того, иллюстрирование сказки, как это было задумано вначале, без реплик персонажей, которые дети сами прочитать еще не могут, показало неприемлемость использования таких плакатов.

В результате обсуждений было решено изображать на плакатах сказочных, антропоморфных животных (а не людей или их детей), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей. (В перспективе можно составить другую сказку, повествующую о жизни леса с опорой на данные картинки. Сказки про “очеловеченных” зверей доступны и детям младшего дошкольного возраста.) Вводную сказку мы строили на основе произведения, адресованного именно старшим детям.

Работа с плакатами для рассматривания с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.

После того как дети усвоили основные положения Конвенции; мы перешли к проблемным занятиям - размышлениям. Цель этих занятий состояла в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и “проиграл” возможные варианты поиска помощи и самозащиты.

Наконец, завершение цикла занятий мы спланировали как интерактивную ролевую игру с детьми.

Параллельно проводилась и работа с родителями. Прежде всего, мы провели анкетирование, которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Затем был проведен цикл бесед и встреч с родителями.

Таким образом, педагогическая технология, предлагаемая вниманию читателей в данном пособии, складывается из следующих блоков:

- введение ребенка в проблематику прав ребенка, их перечень осуществляется через дидактическую сказку;

    - закрепление и уточнение полученных представлений через работу с  наглядным  иллюстративным материалом, плакатами или книгой;

    - цикл занятий, формирующих личное отношение каждого ребенка и предлагающих ему “проиграть” возможные ситуации нарушения прав и адекватных способов поведения в них;

- заключительная ролевая игра.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь  начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент  Экзюпери писал: “Мы в ответе за тех, кого nриручили...” С  наступлением ХХI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от Политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем  самым генофонд нации? Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением  поколения, которое должно нас сменить.        

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.), эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный.

Государства мира приняли участие в создании Конвенции о правах человека. Конвенция ООН о правах ребенка была принята в 1989 году.

В основу технологии  легли следующие документы:

РЕЗЮМЕ ПРАВ,

ОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ ООН

О ПРАВАХ РЕБЕНКА (ЮНИСЕФ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

        1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении  или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

        2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное  количество чистой воды.

        3. Дети имеют право на  приемлемый уровень жизни.

        4. Дети имеют право на медицинский уход.

   5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

   6. Дети имеют право на отдых.

   7. Дети имеют право на бесплатное образование.

   8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

   9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

  10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

        11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться  вместе с целью выражения своих взглядов.

РЕЗЮМЕ

К СТАТЬЯМ КОНВЕНЦИИ  ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24 (2с). Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

        Статьи 26,27 (1). Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

        Статья 24. Дети имеют право на медицинский уход.

        Статья 23. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

        Статья 31. Дети имеют право на отдых.

        Статья 28 (1 а). Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 10. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статьи 12, 13, 15.. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной" СОСТАВИЛА Новоселова Л.В. Программное содержание: 1. Познакомить детей с грузовой машиной. 2. Учить детей называть и показывать основные части

Конспект занятия-ознакомления с правилами дорожного движения в I младшей группе "Знакомство с грузовой машиной"СОСТАВИЛА Новоселова Л.В.Программное содержание:1.     Познакомить де...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Памятка для родителей «Как сказка поможет познакомить детей с их правами?»

Памятка для родителей «Как же сказка поможет познакомить детей с их правами?»...

Консультация для родителей на тему: «Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»

Консультация для родителей на тему:«Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Консультация для родителей на тему: «Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Но как и когда начать говорить с ребёнком о его правах? Как сообщить грамотно об обязанностях?...